********1
...Хайдакский диалект занимает достаточно большой регион на диалектологической карте даргинского языка. Исходя из понимания говора как наименьшей диалектной единицы даргинского языка, представляющей собой речь жителей одного или нескольких населенных пунктов, которая характеризуется определенными специфическими фонетическими, морфологическими и лексическими особенностями, в результате чего в известной степени она (речь) может быть противопоставлена литературному языку, а также остальным говорам (Мусаев 1966:5), хайдакский диалект можно разделить на семь говоров, которые по степени близости объединяются в две группы: нижнехайдакские и верхнехайдакские.
Нижнехайдакские говоры
1. Баршамайский говор (баршамяг1галла гъай, лугъат). К этому говору относится речь селений Баршамай, Газия, Карталай (Кьвярталай), Кулегу (Кьулегу).
2. Джибахншский говор (ч1ивх1ян гъай, ч1ивх1нила лугъат). На нем говорят жители селений Джибахни (Ч1ибях1ни), Машадти (Мишттижи).
3. Карацанский говор (гъярц1нила гъай, лугъат). К этому говору относится речь селений Карацан (Гъярац1ан), Кулегу (Кьулегу), Хадаги (Хадагьи), Карталай (Кьвярталай).
4. Санчинский говор с селениями Санчи и Ахмедкент.
Верхнехайдакские говоры
1. Шуркантский говор (Шурккантла лугъат) объединяет речь селений Жирабачи (Жирбач1и), Дакниса (Дяхъниса), Лища (Лехьхьалла), Сургия (Сургьилла), Гулды (Гъулди), Абдаршка (Пявдаршкъа), Мерсия (Мирсегьи).
2. Ирчамулъский (урчемульский) говор (ирч1амалла гъай, лугъат) распространен в населенных пунктах: Кирки (Хъирхъи), Кирцик (Гъирц1ик), Варсит (Гварсит1), Турага (Ттурагъа), Шурагат (Шурагъат), Пиляки (Пилахъи), Баж-лук, Шиланша, Адагъа, Сурхавкент, Тама (Т1ама). К этому же говору относится речь нижнехайдакских селений Джавгат (Джавгъат), Рука (Рикьва), Джинаби.
3. Каттагнинский говор (Къаттаган гъай, лугъат) объединяет речь селений Шилагьи, Кулиджа (Кьулижа), Хунгия (Хъумбужи), Дуреги (Турагьи), Джигия, Мижигли (Мижигъли).
В Кайтагском районе имеются и другие иноязычные населенные пункты: Чумли, Гулли (Х1урли), Чяхдикна (Ч1ях1дик1на), Дарша, Иричи (в которых живут даргинцы, носители муйринского диалекта даргинского языка); Янги-кент, Тумеллер, в которых живут кумыки, в Маджалисе - смешанное население (даргинцы-хайдакцы - носители разных говоров, муйринцы и кумыки).
Тубенаул - в прошлом еврейское селение, здесь и ныне живут горские евреи в соседстве с даргинцами и кумыками.
Ирчамульские кайтагцы контактируют с табасаранцами - соседями на юго-западе, нижнекайтагцы соседствуют с терекеменцами на юге - носителями азербайджанского языка.
То, что некоторые говоры занимают территории, имеющие свое собственное название, свидетельствует о длительном обособленном развитии хайдакского диалекта.
1. Шуркант (Шурккант) - «жители скал, живущие на скалах», название образовано от существительного шури «скала, глыба, камень твердой породы» + суф. прил. -ккан (-кан, -ган) + суф. множественного числа - т - (<—ти).
2. Ирч1амалла образовано от числительного ирч1амал «девять» + суф. генитива -ла. (в этом магале ранее объединялись девять населенных пунктов).
3. Кьаттагни (мн.ч. от кьаттаган) - «жители ущелья», название образовано от слова къатти «ущелье» + суф. - ган + суф. мн.ч. - и.
Эти названия соответствуют названиям союзов «вольных обществ» или магалов, входивших в феодальное образование - кайтагское уцмийство (Алимова 1998:17).
Существование в этом регионе семи говоров, противопоставленных остальным диалектным единицам даргинского языка, предположительно объясняется следующим образом: большое кайтагское родоплеменное объединение заселило в давние времена часть этого района и, разрастаясь, распространилось по отдельным регионам: горам, ущельям, долинам реки Хула Эрк1 (Большая река). Существование в иноязычной среде (особенно нижне-хайдакские говоры) способствовало сохранению архаичных черт праязыкового состояния, как то: форм инклюзива и эксклюзива в местоимении, неразличение форм адитива и локатива в системе именного словоизменения и в деепричастиях (пространственных), неоформленность некоторых общих падежей (инструменталиса, тематива). Общение с носителями кумыкского языка влияло на хайдакские говоры, они видоизменялись, впитывая в себя ино-диалектные и иноязычные особенности. Т.е., с одной стороны, эти говоры имеют общие черты, сохранившиеся от основы, которые позволяют нам объединить их в один диалект, с другой стороны, каждый говор включает в себя и черты, пришедшие из соседних говоров и языков, а также, возникшие в результате относительно самостоятельного существования. Особенности, характеризующие каждый говор в отдельности, приведены в заключении работы...
Отрывок из диссертации
доктора филологических наук Темирбулатова, Сапияханум Муртузалиевна.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 8