Рудольфова гора – один из исторических отпечатков жизни кровавого лемеха военной фашистской машины.
Найти Рудольфову гору можно в Ленинском районе Севастополя. Название горы происходит от инициалов владельца земли – Рудольфа Готлиба. Начало ХХ века переименовало слободу в честь П.Н.Матюшенко, одного из руководителей революционного восстания.
Матюшенко Панас Николаевич – советский политический деятель, приверженец революции, руководитель восстания на «Потемкине». Парень, выросший в семье сапожника, с ранних лет не боялся никакого труда. Грузчик, смазчик, машинист, работник на судне – и это только в начале трудового пути. Связав свою жизнь с морем, Панас неустанно работал в качестве члена команды на «Князе Потемкине-Таврическом». Получив образование, Матюшенко становится минным машинистом «Потемкина».
В 1905 году на судне происходит восстание против порабощения народа, которое, по стечению обстоятельств, возглавляет Панас Николаевич. Экипаж панцерника оказался центром национально-освободительного движения против угнетателей советского народа. В борьбе с царской властью, судно вышло в воды Румынии, где произошла сдача команды властям Румынии.
Матюшенко около года оставался в Румынии, откуда эмигрировал в Швейцарию, США, Париж, но в начале 1907 года, вопреки уговорам друзей, вернулся на родину, где был арестован.
Матюшенко вынесли страшный приговор: казнь через повешение. Не выдав ни одного товарища, не проговорив ни одной фамилии, Панас Михайлович был казнен во дворе тюрьмы Севастополя.
Потомки не забыли подвиг земляка, и Рудольфова гора была переименована в гору Матюшенко.
Лагеря военнопленных в Севастополе
Лагеря для военнопленных поначалу представляли собой территории, огороженную колючей проволокой. Военные, находящие в них, использовались в качестве рабочей силы для выполнения тяжелых работ, в том числе и строительных. Позднее лагеря обрастали высокими каменными стенами и бараками.
Статус концлагерей менялся по мере их «деятельности». Первоначально – это фильтрационные лагеря, потом – стационарные.
Сейчас в этом малоэтажном районе Севастополя ничто не напоминает о страшных преступлениях времен Великой Отечественной войны. А ведь в военные времена сотни человек за день были здесь расстреляны, тысячи умирали от невыносимых условий существования. До сих пор неизвестны все имена людей, навсегда оставшихся в земле Рудольфовой горы.
«Шталаг 370», как называлось воплощение бесчеловечности и зла, оказался одним из самых страшных концентрационных лагерей. Здесь с пленными поступали так, что выжить не оставалось шансов. Еду и воду не давали по несколько дней, окровавленные тела не обрабатывались медикаментами, а во время сильного ливня, когда часть лагеря оказалась под водой, раненые солдаты оказались просто затоплены. Также военнопленные использовались как живые средства для разминирования: людей прогоняли по полю, и если на дороге оказывались мины, они детонировали…Былая скорбная слава растворилась в этих тихих малоэтажных улочках.
Лазаревские казармы
На месте современного здания филиала Московского государственного университета в Севастополе, в бывших Лазаревских казармах, во времена Великой Отечественной войны размещались военнопленные. С ранеными военнопленными обходились невероятно жестоко: их просто выносили из казарм и живыми закапывали в ямах, которые образовались от разрывов авиационных бомб. Утро начиналось с двух-трех десятков смертей…
Военнопленных в казармы доставляли разными путями, в том числе - железнодорожными эшелонами. Известен страшный случай: при открытии вагона с пленными большая половина из них оказалась мертва. В 1944 году были обнаружены останки более 2 тысяч людей, а воронок, в которых их закопали, - более 190 штук.
Само помещение было рассчитано на 400 раненых, однако в него немцы загоняли по 5 тысяч раненых солдат. Сначала, в первые недели, их вовсе не кормили, складывая штабелями полуживые тела друг на друга. Открытые раны, гангрена, заражения – это лишь маленькая толика страшных мучений, которые пережили находящиеся там люди.
Пл.Восставших
На историческом месте – площади Восставших – сейчас построен универмаг «Новый бульвар». Хотя в годы войны здесь была городская тюрьма. Очевидцы вспоминают, что она была обнесена глухим шестиметровым кирпичным забором и колючей проволокой. На сторожевой будке был часовой с пулемётом и винтовкой. Вокруг стены шло пятиметровое ограждение из сплошной колючей проволоки. Между этой проволокой и кирпичной стеной можно было увидеть много камешков с привязанными на них бумажками. При помощи таких «писем» заключенные пытались сообщить о себе. То, что камешки остались между двумя оградами, говорит о безнадежных попытках обреченных на смерть передать весточку за пределы городской тюрьмы.
Историческое прошлое нельзя стереть из памяти. Иначе окажемся Иванами, не помнящими родства. Однако до сих пор на месте концентрационного лагеря на Рудольфовой горе нет даже памятной таблички. Хочется верить, что, несмотря на бумажную волокиту, память о безвинно погубленных жизнях будет увековечена обелиском или иным памятником, напоминающим о жертвах, которые были принесены ради наших свободных жизней.
Гуляя по улочкам микрорайону Матюшенко (Руднева-Пожарова-Л.Толстого-Коммунистичской-Ленинградской-И Голубца-Адмирала Азарова-Матюшенко-Ковпака...) помните. Помните о том, что было здесь в годы Великой Отечественной войны.
https://otzyv.ru/review/224625/
Нет комментариев