Не так давно загорелся покупкой наручных часов. Безаппеляционно, мой выбор сократился за счет того, что обязательным критерием отбора стало — произведено в России, в прямом смысле этого слова.
Уже после поверхностного изучения материала, стало понятно, что крупнейшие российские часовые заводы распались на мелкие фирмы, а образовавшийся вакуум на рынке быстро, и в подавляющем большинстве, заполнился недорогой швейцарской и японской продукцией.
Если не брать глубокую историю вопроса, а развитие часовой отрасли имеет древние корни, то к началу 1980-х годов советская часовая промышленность достигла своего максимального развития.
В СССР действовали 14 крупных часовых заводов, выпускавших знаменитые марки часов: «Полет», «Ракета», «Восток», «Чайка», «Командирские», «Молния» и другие. Кроме того, бытовые часы выпускались как дополнительная продукция на некоторых приборостроительных заводах. В год выпускалось до 70 миллионов часов различного назначения.
Около 15−20 миллионов часов шло на экспорт. Особенностью экспорта СССР было то, что качеству продукции, предназначенной для внешних рынков, уделялось гораздо большее внимание, чем тем же товарам внутри страны. Советские часы, поставлявшиеся за границу, не выделялись передовым дизайном или богатым украшением. Однако они были качественно собраны, надежны и относительно дешевы. Во многих странах часы с клеймом «Сделано в СССР» пользовались большим успехом.
Также очень ценились закрытые от продажи серии часов, в основном предназначенные для армии, где существовали очень строгие технические требования и стандарты приемки. Мало внимания уделялось дизайну, из драгоценных металлов в производстве часов использовали только золото. Практически не было часов украшенных драгоценными камнями. Отсутствие конкуренции и реальной борьбы за потребителя ограничивало внедрение новых моделей. Изоляция от ведущих мировых производителей оборудования тормозила внедрение новых технологий.
К сожалению, после 1990 года, когда в стране начали происходить масштабные изменения, некогда мощная часовая индустрия пришла в упадок. Часовые заводы, расположенные в России, практически полностью прекратили свою деятельность, известные торговые марки приобрели новых владельцев.
Невозможно однозначно ответить на вопрос, какие часы лучше — механические или кварцевые. По данному вопросу есть целая статья. Обычно при выборе типа механизмов часов покупатель исходит из своих личных предпочтений. Поэтому для того, чтобы определить, какой тип часов вам необходим, следует четко определиться со своими предпочтениями и в соответствии с ними выделить для себя преимущества часов с тем или иным типом механизма. Немаловажным фактором будет являться и цена, где механика всегда будет дороже кварца. Для себя, я сделал выбор в пользу качественных кварцевых часов российского производителя, их кстати очень немного, но об этом далее. Выбор мой основан на двух принципах, первое — это матушка лень и обычная забывчивость с подзаводом механизма, а автоматический и качественный стоит хороших денег, соответственно это и финансовая сторона вопроса, второе — точность, надежность и современность, если механику можно охарактеризовать уже как историю, классику и статусность, то кварц это технологии и доступность. Электронные часы в данной статье не рассматриваются.
О группе компаний «Часпром»
Группа компаний «Часпром» ведёт свою деятельность с 1995 года. На сегодняшний день в состав «Часпрома» входят четыре производственных подразделения и мультибрендовый торгово-складской центр, в ассортименте которого приоритетной стала продукция собственного производства.
«ЗАРЯ»
Всем, кто связан с часами много лет, представлять марку «Заря» не надо, Пензенские часы вот уже более шести десятков лет занимают свое место на прилавках российского рынка, их знают, их любят, их предпочитают другим.
Производителем часов марки «Заря» является ООО «Пензенские часы». Торговый дом «Заря» является приемником Пензенского часового завода «Заря».
Пензенский часовой завод ведет свою деятельность с 1940 г., за это время предприятие зарекомендовало себя в качестве надежного и стабильного партнера на часовом рынке. Предприятие имеет большой опыт в работе с внешними оформлениями, а так же механизмами как кварцевыми, так и механическими.
Сегодня ТД «Заря» успешно развивает сборочное производство совместно с отечественными и зарубежными партнерами, использую только самые передовые технологии.
Предприятие производит и реализует наручные часы и будильники под торговыми марками «Заря», «Соло», «Vertex», «LeveL». Механизм часов наручных калибры: 2609К, 1509 В.1, 3105, 3133, 2009 В.
Описание коллекций:
Часы «Заря» — новая классика, для поклонников старой доброй «механики».
будильники «Vertex» — это воплощение строго, элегантного стиля, классический дизайн и надежное качество.
Элегантные женские механические часы «Соло», единственная альтернатива кварцу. Часы с душой, которые живут (тикают) в одном ритме с прекрасной хозяйкой.
Современные часы «Level» — очень ценная находка для магазина, отличное дополнение набору часовых брендов.
ЧАЙКИН
История российского часового бренда «Константин Чайкин» берет свое начало в 2003 году, когда молодой и амбициозный изобретатель из Санкт-Петербурга открыл в себе страсть к миру сложной механики. Константин Чайкин открыл часовое ателье, в процессе работы которого он зарегистрировал более 10 патентов на изобретения в области прикладной механики и приборостроения. Открытие производства в России оказалось делом непростым и, вместе с тем, крайне интересным. Здание мануфактуры расположено в уникальном историческом месте Москвы, рядом с живописнейшим музеем-заповедником Коломенское. Константин Чайкин — первый русский часовщик, принятый в швейцарскую Академию независимых часовщиков с часами, с календарем, отмечающим православную пасху, с турбийоном и вечным календарем 2007 года. Часы бренда Konstantin Chaykin можно найти пока лишь в двух городах: Москве, в бутиках Da Vinci, и Дрездене. Это мы говорим про уникальные часы.
НИКА
Компания НИКА
была основана в 2003 году с привлечением 100% российского капитала. Благодаря высокому профессионализму, упорству и вере в успех НИКА смогла в короткие сроки добиться признания покупателей и выйти в лидеры российского рынка ювелирных часов. Сегодня часовой завод НИКА ежемесячно производит свыше 25 000 изделий. В производстве часов НИКА используются: исключительно драгоценные металлы: золото различных оттенков (желтое, белое, розовое) и серебро, бриллианты, сапфиры и фианиты. Запатентованная технология «Корпус в корпусе» («Капсула»).
Швейцарские и японские механизмы: Ronda (Швейцария), ЕТА (Швейцария), Miyota (Citizen, Япония), SII (Seiko, Япония).
«ВОСТОК»
Свою историю Чистопольское часовое производство ведет с осени 1941 года. Отличительной особенностью изделий марки «Восток» является их соответствие Европейским стандартам качества и Российская цена.
Сегодня предприятие на основе созданного технопарка выпускает все виды часов от наручных до башенных. Особое место занимают среди них золотые и серебряные часы, престижные часы с модным дизайном, золочением и усложненными механизмами повышенной точности.
«Кремлевские», «Престиж», новые «Генеральские» и «Амфибия» в корпусах из нержавеющей стали, «Командирские» с новым механизмом — это неполный перечень продукции, которая будет работать на Ваш имидж и даст Вам возможность ощутить гордость за качество настоящих российских часов.
Используют калибры: 2416Б, 2403, 2409А, 2114А, 2415, 2612.1, 2423, 2432, 2434 (механические, Россия) и Miyota OS60 (кварц, Япония).
Было много сообщений, что завод банкрот и часов больше не производит. Так же Восток имеет дочернее предприятие в Литве (Вильнюс) VOSTOK-EUROPE, где производят более дорогие часы для европейского рынка. Используют калибры: 2432 VE, 2441 VE, 2426 (механические, Россия) и Miyota OS2B, OS22, Miyota 6S30, JS06 (кварц), NH25A (механические) (Япония).
По заказу Министерства обороны Российской Федерации ФСЧ «Восток-Дизайн» в 2014 году начала производство армейских часов, входящих в состав новейшей экипировки «Ратник». На сегодняшний день данная линейка включает в себя две модели — АМНЧ-2 и АМНЧ-3. Оба устройства одобрены Министерством обороны РФ, и отличаются друг от друга некоторыми свойствами и характеристиками. Есть мнение, что они связаны с Востоком и являются одной из линий ЧЧЗ после больших финансовых неприятностей.
Наверное, ЧЧЗ это одно из не многих предприятий полного цикла, где можно сказать, — произведено в России, однако на данный момент дальнейшая судьба производства после банкротства не известна. Я сам отказался от выбора в их пользу из-за отсутсвия достоверной информации по качеству, хотя и рассматривал как одни из приоритетных.
РАКЕТА
Петродворцовый часовой завод — старейшее российское предприятие, специализирующееся на производстве часов. Завод был основан ещё Петром I в 1721 году, как фабрика по огранке драгоценных и полудрагоценных камней, но заниматься исключительно часами, начал с середины прошлого века. Тогда и возник бренд «Ракета», появление которого было приурочено к полёту Гагарина в космос. В 2009 году был создан инвестиционный фонд, в который вошли как русские, так и иностранные инвесторы.
Один из них Жак фон Полье (фр. Jacques von Polier), французский дизайнер, живущий в России. Он является директором креативного и дизайнерского отдела ПЧЗ «Ракета». Совместно с Дэвидом Хендерсоном-Стюартом, он начал процесс реструктуризации и ребрендинга российского исторического часового бренда. Когда Петродворцовый часовой завод обрел вторую жизнь, перед его новыми владельцами открывалось всего два пути. Первый — производить дешевые часы. Для этого даже не требовалось восстанавливать завод, достаточно было просто заказывать часовые механизмы в других странах и вставлять в собственные корпуса. Но более правильной Полье и Хендерсону-Стюарту показалась вторая стратегия, предполагающая производство собственными силами с нуля.
«Понимаете, при функционирующем заводе выпускать дешевые часы просто бессмысленно, — говорит Жак. — Завод — это очень дорогое удовольствие. Тем более в России, где производство обходится дороже, чем в Швейцарии, из‑за очень скромных объемов производства. Создание часов по полному циклу чрезвычайно затратно. Но… в то же время и престижно! Мы надеемся, что люди, покупающие часы «Ракета», будут по-особому воспринимать надпись «Сделано в России». Все-таки это символ сопричастности к своей стране!».
В настоящее время Петродворцовый часовой завод производит собственные часовые механизмы от «А» до «Я». Этим могут похвастаться очень немногие мировые часовые бренды, даже в Швейцарии их изготавливают около 5 часовых мануфактур.
Уровень «Ракеты» — это Rolex и ЕТА. В Швейцарии есть и другие фирмы, которые создают механизмы, но в Петергофе делают свои станки и все детали — 100% свои. Вы русские думаете, что швейцарское качество — это что-то недосягаемое, далекое, как звезда в небе. Безусловно, сейчас Rolex бьет «Ракету» по всем параметрам, но если сравнивать ее с часами Franck Muller начальной ценовой категории (это модели ценой около 5 000 CHF), то «Ракета» лучше по качеству. Механизмы сделаны лучше. Поверьте мне, я работал на Franck Muller.
Используют калибры: 2628H, 2623H, 2609HA (механические, Россия), а так же Кварц 763 и Кварц 785 (скорее всего это швейцарские калибры HQ763 и HQ785).
Мой выбор пал именно на данного производителя, не только потому, что других нету, а потому, что они единственные в своем роде делают российский продукт с европейским качеством. И пусть цена выше среднестатистической, не рассчитанной на массовое потребление, меня это не пугает, а наоборот, ведь это естественно.
Не обходится, конечно, и без сложностей, стоило только анонсировать новую работу дизайнеров, приуроченную к Олимпийским играм, как последовали санкции от государства.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что часовая промышленность Российской Федерации, а в особенности производство собственных механизмов, полностью разрушены. В настоящее время единицы энтузиастов работают над возрождением отрасли. Среди них Петродворцовый часовой завод «Ракета», Чистопольский часовой завод «Восток», мануфактура «Константин Чайкин» и крохи тех, кто еще выпускает калибры разработанные в СССР.
— Любое производство легче разрушить, чем восстановить, — с сожалением констатирует изобретатель и часовой мастер Константин Чайкин. — Но то, что произошло с нашим часпромом, называется даже не разрушением, а полным уничтожением. Если вы разрушаете здание — от него остается фундамент, на котором можно возвести что-то новое. «Фундамент» часового производства — люди. Самое страшное, что сделало наше государство со своей часовой промышленностью, — уничтожило систему обучения специалистов. Сегодня в стране нет учебных заведений, которые готовили бы новых часовых мастеров. И даже на оставшихся старых рассчитывать особо не приходится: они умеют производить механизмы, разработанные еще в Советском Союзе и уже морально устаревшие. А зачем восстанавливать то, на что теперь нет никакого спроса? Получается, старых мастеров тоже надо переучивать. Нам не на чем строить российскую часовую промышленность, поскольку надо заново закладывать фундамент.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев