Каждая из сторон выдвигает собственные версии истории Карабаха, упуская из виду некоторые очевидные исторические свидетельства.Азербайджанцы собирательное название пришлых степных племен, которые заселялись в город Дербент и в другие населенные пункты Кавказской Албании персидскими и тюркскими завоевателями, для закрепления на этих землях! Пришлые степные туркмены (их также в исторической литературе называли степняки-кочевники) были завезены в Дербент также этими захватчиками - сельджуками, Тамерланом,и прочими персидскими "непрошенными гостями". В основном завезенные кочевники поселялись в магалах г.Дербента, вокруг города, и даже в некоторых поселениях Табасаранского района (Мухъарты, Марага, и др), кстати они повторяют названия сёл в Персии откуда пришлые были родом, а местное население состоящее из местных дагестанских народов выдавливалось из города. У многих историков и путешественников того времени интересно описывается этот процесс переселения кочевников(степняков, степных туркменов), где они сравнивают это с нашествием саранчи. Прибыв временно, степные кочевники остались на долго. Не смотря на их различия в языке и происхождении(одни говорили на фарси, другие на тюркских наречиях и т.д.), всех пришлых кочевников записали в азербайджанцы, в угоду АзССР(в то время некоторые выходцы из Азербайджана(Багиров, Алиев, Ахундов, Нариманов, и др.) имели определенное влияние на Сталина и на руководство СССР, а также это делалось для присоединения провинции Азербайджан в Иране к АзССР (считай к СССР).
Для народов лезгинской группы наиболее чувствительным моментом в недавних событиях является заметное число жертв солдат-лезгин в первые дни столкновений. И эта новая трагическая страница в истории народа возвращает нас к трагедиям историческим, которые пережили на этих землях наши предки.
Политизированная и табуированная история
Так, в изданном при поддержке ФЛНКА издании "Albania Caucasica" один из ключевых авторов, руководитель Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Аликбер Аликберов публикует статью «Кавказская Албания и лезгинские народы».
В статье известный историк справедливо отмечает, что «важная, актуализированная и крайне политизированная проблема связана с определением границ Кавказской Албании, особенно южных рубежей».
«Условно ее можно назвать проблемой правобережья, поскольку Нагорный Карабах (Арцах), значительная часть которого именовалась Цавдек и коренных жителей которого (цавдеев) Мовсес Хоренаци недвусмысленно относил к албанским племенам, находился именно на правобережье Куры.
Большинство армянских исследователей настаивает на том, что территория Албании не распространялась южнее Куры (за исключением в основном периода после раздела 387 г., марзбанства и Михранидов), причем они акцентируют внимание не только на границе политической, но особенно ― этнической: по их мнению, река Кура была границей двух различных этнических общностей.
Тем самым, в частности, отрицается сам факт кавказско-албанского происхождения автохтонов некоторых исторических областей правобережья. В свою очередь, азербайджанские исследователи порой значительно сдвигают на юг политические и этнические границы Кавказской Албании», - отмечает автор.
Кроме того, он подчеркивает и другую проблему, связанную с тем, что международный статус Нагорного Карабаха до сих пор не определен. Оттого автор не сомневается в том, что обе указанные проблемы останутся чрезвычайно актуальными в ближайшей перспективе.
Оттого, он указывает и на вытекающую из этих двух проблем третью, чрезвычайно актуальную для народов лезгинской группы. «Признавая кавказских албан близкими по происхождению и языку восточнокавказскими племенами, многие исследователи, тем не менее, стараются сегодня избегать даже упоминания о лезгинских или в целом дагестанских народах, замалчивать их этническую, этнокультурную сопричастность», - отмечает Аликберов.
Арменизация албанского населения
При этом, особый исторический трагизм ситуации придает и тот факт, что этническое, культурное и территориальное наследие Кавказской Албании фактически оказалось ассимилировано соседними народами. В том числе и потому, что на протяжении истории так и не сложилось единой консолидированной албанской народности.
Первой волной ассимиляции албанского населения края было, конечно же, усиление армянского влияния на жителей этих земель. Значительная часть албанского разноязычного населения на правобережье реки Куры приняла христианство, в раннем средневековье перешла на армянский язык, смешалась с армянами и была арменизирована.
Армянское влияние на этих областях было особенно сильно из-за довольно долгого нахождения их в составе Великой Армении. Процесс арменизации начался в древности, ещё в эпоху политической гегемонии Великой Армении, но особенно активным был в VII—IX веках.
К.В.Тревер отмечает, что в VII—X веках «Арцах и большая часть Утика были уже арменизованы». Данное утверждение подтверждается многочисленными историческими источниками. Так, например, в 700 году сообщается о наличии арцахского диалекта армянского языка.
С тех пор здесь развивается также армянская культура. Антропологические исследования показывают, что нынешние карабахские армяне являются прямыми физическими потомками древнейшего населения области. Источники ещё фиксируют албанский язык в равнинной части Утика в округе Барда в Х веке, но затем упоминания о нём исчезают.
Тюркизация албанского населения
В последующем пестрое в этническом плане население левобережней Албании в это время все больше переходит на персидский язык. Главным образом это относится к городам исторических областей Аррана и Ширвана.
Сельское же население в основном сохраняло ещё долгое время свои старые языки, родственные современным языкам лезгинской группы. Албаны, населявшие восточные равнинные земли, сначала были иранизированы Персией.
Затем албаны приняли ислам у арабов. Уже после 12 века начался постепенный процесс тюркизации, усилившийся после завоеваний сефевидов в 16 веке. Весь этот период предгорная часть Аррана интенсивно заселялась тюркскими кочевниками.
Постепенно древнее название Арран заменилось на Карабах (тюркско-иранское «Черный сад»). В то же время горные районы Карабаха усиленно сопротивлялись тюркизации и стали прибежищем христианского населения, к тому времени арменизированного.
Эту проблему поднимает и цитировавшийся нами выше Аликбер Аликберов: «Некоторые азербайджанские интеллектуалы, не являющиеся специалистами-историками, неправомочно ставят знак равенства между кавказскими албанами и современными азербайджанцами, видя себя их «прямыми потомками».
«Это, конечно же, не отражает исторические реалии, - отмечает автор. - При этом необходимо признать, и на это неоднократно указывали исследователи, что кавказско-албанские племена сыграли немаловажную роль в этногенезе и формировании азербайджанского народа», - напоминает Аликберов.
Картвелизация албанского населения
С раннесредневековой эпохи также происходила картвелизация областей, лежащих в пограничной албано-грузинской зоне. Так западные албанские племена были грузинизированы и составили основу населения исторической провинции Эрети.
Южные прикаспийские области, в частности Каспиана, были населены различными ираноязычными племенами, потомками которых является часть современных талышей Азербайджана.
По мнению главного редактора «Этноисторического словаря Российской и Советской империй», американского историка Джеймса Ольсона (James S. Olson), албанское государство прекратило существование в IX веке.
При этом автор напоминает, что некоторые историки считают армянонаселенный Нагорный Карабах преемником Кавказской Албании. Однако сам Ольсон считает несущественными такие утверждения, выдвигая свою версию событий тех веков.
Джеймс Ольсон отмечает, что кавказские албаны участвовали в этногенезе армян Нагорного Карабаха, азербайджанцев, грузин Кахетии и некоторых дагестанских народов - в первую очередь лезгиноязычных.
Другой американский историк Р. Хьюсен отмечает, что албанское государство прекратило своё существование к X веку, точное время исчезновения албанского этноса неизвестно, однако оно «возможно просуществовало дольше».
Сложность и трагичность
При этом Аликбер Аликберов отмечает, что появление надежно атрибутированных источников кавказско-албанской письменности создает благоприятные условия для обсуждения многих спорных аспектов истории Кавказской Албании.
Но и это, на его взгляд, вряд ли снизит конфронтационность в этой области знаний, поскольку история кавказско-албанских племен тесно связана с проблемами этногенеза и этнической карты Восточного Кавказа, исторической принадлежности тех или иных территорий.
В различной степени проблематика темы затрагивает Азербайджан, непризнанную Нагорно-Карабахскую Республику, Армению, восточные районы Грузии (Кахетию), южные области России, точнее ― Дагестан, - напоминает историк.
Особую остроту дискуссиям по Кавказской Албании придает неразрешенность ситуации вокруг Нагорно-Карабахского конфликта. Ученые призывают на этом фоне отделять историю от политики для того, чтобы хоть как то распутать невероятно сложный исторический клубок вокруг спорных тем и территорий.
Истории Кавказской Албании долгое время не везло, не повезло и теперь, в постсоветское время: результаты исследований в данной области сразу становятся аргументами в руках сил, вовлеченных в карабахский конфликт, напоминает Аликберов.
И верность его выводов мы в очередной раз наблюдали, фактически, в прямом эфире на фоне очередного обострения конфликта в Карабахе между армянскими и азербайджанскими вооруженными силами.
А между тем, бессловесными жертвами этого конфликта снова стали представители лезгинского народа, потомки древнего албаноязычного населения этого прекрасного, но многострадального края…
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев