ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО БУФЕТ - КЛАССИКА НА ВЕКА
( продолжение темы следует, подписывайтесь)
Предметы мебели – молчаливые свидетели эпохи имеющие огромную
культурную ценность. Каждый раз, открывая ящичек и заглядывая во внутрь,
мы видим не только форму но и историческое содержание;
Любопытному взору привычные в обиходе вещи могут рассказать столько, сколько не написано и в книгах
С буфетом у многих связаны самые теплые воспоминания из детства! Старинный буфет хранит аромат молотого кофе, леденцов, шоколада, яблок, груш, пирожных и, конечно же, варенья! Интересно было бы узнать его историю. Известно, что первый буфет появился во времена средневековья, и окончательно сформировался во Франции как шкаф для посуды с полками и дверцами. В ХVII веке появился угловой посудный шкаф-буфет, на его полках выставляли семейный фарфор и серебро.
Уже тогда буфеты изготавливали различными, в зависимости от того, для какого помещения они предназначались: кухни, гостиной или столовой. Буфеты были как одноярусными, так и двухъярусными. Снабжались дверцами и запорами, были разделены на несколько отделений резными полками для удобства хранения посуды.
Нижнюю и верхнюю часть буфета разделял стол с нишей. Эта конструкция буфета оказалась удобной, и именно в таком виде шкаф распространился почти по всей Европе, попал в Россию, правда, применение ниши было различным.
Во Франции в нише располагали бутылки с вином, вазы с фруктами. В Германии - декоративные вазы, большие пивные кружки (свинцовые, фарфоровые, в конечном счете также игравшие декоративную роль). В России в нишу ставили самовар на подносе, чайник для нагревания воды, вазы с фруктами, иногда, если буфет был высоким и ниша большая, помещали медный таз для варки варенья. Эти приборы играли одновременно и декоративную роль, служа украшением интерьера.
Буфеты в России
В крестьянской среде буфет получил большое распространение лишь в первой половине ХХ столетий. В русских деревнях встречались вытянутые по горизонтали низкие столовые буфеты, угловые буфеты, получившие в центральных районах название горок, буфеты-комоды, двойное назначение которых диктовалось в Центральной России небольшим размером жилых помещений. На Севере буфеты называли посудными шкафами.
При типовом единстве буфеты отличались пропорциями, чередованием и соотношением глухих и остеклённых частей, наличием и размерами среднего и верхнего карнизов, декоративных элементов, плинта или опорных ножек, выдвижных ящиков, характером филёнок, рифления, покраской.
Нижняя часть буфета обычно имела тяжёлый плинт, реже - ножки, две «слепые» дверцы с разнообразными филёнками. Над нижними створками мог располагаться выдвижной ящик - один или два, значительно реже - три. Затем следовал профильный средний карниз, над которым возвышался второй ярус, глухой или остеклённый. Если использовали полное или частичное остекление, то часто прибегали к переплёту.
Простой переплёт зрительно разбивал стекло на прямоугольники, в то время как сложный, орнаментальный напоминал голландские окна или витраж. Иногда над нижней тумбой буфета помещали поднимающиеся цилиндрические крышки, напоминающие те, что делались для бюро. Этот образец можно рассматривать как буфет-бюро, который существовал в северных областях вплоть до 1950-х годов.
Одна из разновидностей - низкий шкаф, похожий на прилавок с глухими фасадами: выдвижными, распашными или раздвижными. Буфет этого типа называют на итальянский манер "креденца". Внешне он может напоминать комод, но отличается от него тем, что помимо выдвижных ящиков имеет, как уже говорилось, распашные или раздвижные дверцы - для удобства хранения посуды и пр. Другие модели представляют собой низкие шкафы, на которые установлены либо открытые полки, либо застекленные шкафчики-витрины.
Фасад буфетов часто декорировали накладными резными элементами. Буфеты красили тёмными и яркими масляными красками, иногда обращались к светлым оттенкам. На Севере буфеты расписывали. Мастера Вологодской и Архангельской губерний на филенках рисовали цветы в вазах или горшках. Эти наивные букеты, ветви, гирлянды всегда симметричны, при этом далеки от абсолютной симметрии профессионального искусства.
В XVII в. буфеты-шкафы приобрели тот вид, который они сохранили почти до наших дней и который оказался наиболее рациональным: верхние полки со стеклянными или закрытыми (непрозрачными) дверцами для стеклянной и хрустальной посуды, выдвижные ящики для металлических столовых приборов, основные массивные нижние закрытые полки для тяжелой фарфоровой и металлической посуды тарелок, блюд, чаш, чайников и т. п.
Наталья Петрова
Комментарии 48