Расшифка текста:
Дело о ссуде 2-му Секеричскому 48 домохозяйств товариществу на покупку земли у г.г. Джигит в Речицком уезде
Крестьянскаго поземельного банка по V делопроизводству.
Началось 12 января 1900 г.
Постановление Минского отделения Крестьянскаго Поземельного Банка 5 января 1900 года
Присутствовали:
Управляющий: И. Мельникъ
Члены: В.В. Епириновъ, В.Е. Кузьминъ
Докладывалъ дело: В.В. Епириновъ
Минское отделение Крестьянского Поземельного Банка рассматривало дело о ссуде просимой 2-м Секеричскимъ 48 домохозяйствъ товариществомъ крестьянъ Минской губернии разныхъ уездовъ для покупки у землевладельцевъ Речицкого уезда Иосифа Давидовича и наследниковъ Ильи Осиповича Джигитъ 126 десятин земли из имения Секеричи.
Обстоятельства дела заключаются в следующемъ:
2-е Секеричское товарищество составили 48 домохозяевъ крестьяне Минской губернии, Речицкого уезда Крюковичской волости деревни Секеричи:
1. Кузьма Семеновъ Мышковецъ
2. Степан Артемовъ Удодъ
3. Гавриилъ Федоровъ Удодъ
4. Леонъ Федоровъ Удодъ
5. Евстрать Федоровъ Удодъ
6. Иванъ Евдокимовъ Мышковецъ
7. Федоръ Ивановъ Пинчукъ
8. Малахий Тимофеевъ Горовецъ
9. Петръ Ивановъ Мышковецъ
10. Павелъ Ивановъ Акульчикъ
11. Григорий Павловъ Акульчик
12. Тимофей Ивановъ Назаренко
13. Никипоръ Артемовъ Пинчукъ
14. Адамъ Никипоровъ Пинчукъ
15. Аксионъ Гаврииловъ Крекъ
16. Наумъ Артемовъ Удодъ
17. Никита Тимофеевъ Горовецъ
18. Гавриилъ Тимофеевъ Горовецъ
19. Максимъ Гаврииловъ Горовецъ
20. Савва Георгиевъ Мышковецъ
21. Иванъ Григориевъ Мышковецъ
22. Дорофей Саввинъ Мышковецъ
23. Иванъ Исидоровъ Мышковецъ
24. Григорий Исидоровъ Мышковецъ
25. Яковъ Тимофеевъ Мышковецъ
26. Евтихий Карповъ Мышковецъ
27. Петрь Никитинъ Мышковецъ
28. Потапъ Андреевъ Сенько
29. Афанасий Романовъ Мышковецъ
30. Фома Филипповъ Мышковецъ
31. Владимиръ Трофимовъ Иванов
32. Голактионъ Ивановъ Даниловичъ
33. Семенъ Галактионовъ Даниловичъ
34. Дмитрий Семеновъ Конопля
35. Исидорь Ивановъ Гошко
36. Савостьянъ Филипповъ Мышковецъ
37. Александръ Федоровъ Кисель
38. Савва Самуиловъ Крекъ
39. Василий Филипповъ Назаренко
Д. Зублище:
40. Иванъ Васильевъ Белько
41. Василий Васильевъ Белько
42. Моисей Анисимовъ Белько
43. Мария Петрова Мышковецъ
С. Колки:
44. Моисей Ефимовъ Грушко
Мозырского уезда Лучицкой волости села Лучицъ:
45. Степанъ Григорьевъ Пигулевский
46. Даниилъ Исидоровъ Веловский
Бобруйского уезда Рудобельской волости деревни Курина:
47. Парфенъ Андреевъ Мацыгудъ
И Слуцкого уезда Глуской волости дер. Камень:
48. Моисей Петровъ Олишкевичъ (неразб.)
Эти 48 домохозяевъ через уполномоченыхъ изъ своей среды Ивана Исидорова Мышковца 20 ноября 1899 года заключили с повереннымъ продавцовъ Менделеемъ Хаимовичемъ Гухманомъ
Условие по которому покупаютъ у даверителей 126 десятин и – сажней земли, земли со всеми угодиями и лесомъ, за исключениемъ леса проданного купцамъ Киреньтиеву, наследниками купца Черкасского и Шаньтанитину (неразб.) по контрактамъ 12 июня 1896 г. и 4 октября 1899 г. и дополнительной на первомъ контракте надписей отъ 2 августа 1897 г. Срокомъ вырубки леса в течение 10 летъ. По первому контракту со 2 августа 1896г. съ двумя (неразб.) для его.
Чтобы понять масштаб значимости этих документов, стоит вспомнить устройство крестьянской жизни.
Сельская община и её рольПосле отмены крепостного права в 1861 году жизнь крестьян строилась вокруг сельской общины — «мира».
Община объединяла все дворы деревни и решала важнейшие вопросы: распределение земли, уплату налогов, повинности, даже бытовые споры. Община несла круговую поруку: если один крестьянин не мог выплатить налог или долг, за него отвечали все остальные.
Именно община выкупала землю у помещиков, а не отдельные крестьяне. Для этого внутри общины создавались товарищества домохозяев.
Выкупаемая земля считалась общей собственностью и закреплялась за дворами с правом передела. Это обеспечивало относительное равенство, хотя в итоге приводило к чересполосице.
Кредит и его ценаПервоначально схема выкупа выглядела так: 80 % стоимости земли оплачивало государство, но превращало эту сумму в долг крестьянина на 50 лет под 6 % годовых. К тому же изначально её стоимость сознательно завышалась в полтора–два раза от реальной. В итоге селянин отрабатывал и выплачивал примерно тройную стоимость. Но деватся было некуда. Помимо этого остальные 20% стоимости земли крестьяне должны были покрыть сами- единовременным платежом землевладельцу. На практике как правило никаких крупных накоплений не было- по договору с помещиком также оформлялась еще одна частная ссуда либо задолженность отрабатывалась на протяжении многих лет.
В результате к 1880-м накопились огромные задолженности. Для выхода из тупика в 1882 году и был создан Крестьянский поземельный банк, который выдавал кредиты сроком на 25–35 лет. В 1890-х ставка снизилась до 3,5–4,5 %.
Вероятно этим воспользовались многие крестьяне- рост населения в конце 19 века резко ускорился и имеющейся земли в общинах все острее стало не хватать, одновременно с этим снизились ставки по ссудам на землю.
У кого покупали землю?После отмены крепостного права доходность сельскохозяйственных имений резко снизилась и многие владельцы начали стремится от них избавиться. Фольварки часто переходили из рук в руки.
На момент сделки земля принадлежала семье Джигит — купцам из Екатеринослава (ныне Днепр), которым в 1890-х она перешла от помещика Кутузова-Толстого. Владельцы были формальными и никогда сдесь не бывали.
Братья Илья и Давид Джигит владели табачной фабрикой, торговыми заведениями, винными складами и доходными домами. Иосиф Давидович Джигит, наследник фабричного дела, был купцом 1-й гильдии и активно занимался строительством в Екатеринославе.
С большой вероятностью Джигиты, как и другие крупные купцы "оптом" скупали десятки и сотни имений со всеми активами, чтобы позже дробить их и продавать имущество по частям дороже для быстрого заработка. Так, землю через банки продавали крестьянам по завышенным ценам, лесные делянки уходили с торгов другим различным купцам под вырубку, а то что оставалось нераспроданным продавалось более мелкой местной шляхте.
Документы также показывают, что на тот момент многие участки леса уже были распроданы различным купцам под лесозаготовку. Причем этот процесс начался гораздо ранее- еще в 1880-х упоминалось о вырубке близлежащих лесов купцом Голодцом. В 1899 году в Секеричах продолжало дейстовать его леспопильное производство, где как отмечалось, работали 22 вольнонаёмных рабочих.
Cекеричское же имение вероятно позже перешло к местному землевладельцу и промышленнику из Дорошевич Антонию Кеневичу который в это время очень активно скупал различные фольварки и производства в нашей местности.
Покупка земли секеричанами
31 июля 1899 года 51 домохозяин Секерич оформил через банк покупку 750 десятин земли у помещиков Ильи Осиповича и Иосифа Давидовича Джигит. В январе 1900 года второе товарищество из 48 домохозяев приобрело у тех же владельцев ещё 126 десятин.
В сумме это составило 876 десятин (956 гектаров) — это площадь, сравнимая например с нынешним лесным массивом между Секеричами и Дубровой.
Получается внушительный участок земли, разделив который на 58 дворов получим по 16 гектар земли на домохозяйство. При этом община уже владела ранее приобретенной землей (за 30 лет до этого в 1870 году в Секеричах уже упоминалось о 70 крестьянах владевших землей).
Однако из общей площади приобретенной земли, почти 42 гектара это неудобные земли- болота. Из оставшейся пригодной земли обычно значительная часть земли отводилась под совместные пастбища и сенокосы а остальное распределялось под пахотные земли.
Также судя по всему значительную часть приобретенной земли занимал лес. Однако именно приобретенный лес вероятно дал возможность многим семьям поставить собственные хаты. В 1889 году в Секеричах было 25 дворов. А в 1908— 100. Рост почти вчетверо за 19 лет.
Население тоже росло: с 263 прихожан в 1857 году до 777 жителей в 1908-м.
Последующие реформы и утратыУже через несколько лет после описаных событий начались Столыпинские реформы, позволившие крестьянам выходить из товариществ и закреплять свою часть земли в личном компактном владении. Многие наши прадеды создали хуторские хозяйства или владели участками земли в деревне.
К 1917 году большинство ссуд за землю, вероятно, уже было погашено. Вероятно была погашена значительная часть ссуд взятых в 1899г. и 1900г. Но большевистская революция перечеркнула всё: земля, выстраданная трудом нескольких поколений, была отобранна советским государством без всяких компенсаций.
Зачем два товарищества?В документах мы видим интересную деталь: большинство жителей состояло сразу в двух товариществах.
Такая же картина и в других деревнях- во многих было по два а то и три товарищества домохозяев, с разным количеством дворов, иногда товарищества состояли даже из двух домохозяйств.
Вероятно, те кто мог и хотел купить больше земли создавали новые товарищества на которые брали очередные ссуды.
Интересно также и то, что членами общества были не только жители своей деревни но и соседних и даже отдалённых на 15-25 км. Причем такая ситуация происходила повсеместно. Некоторые жители Секерич например так-же были членами Колковского, Круковичского и Волосовичского товариществ домохозяев.
В нашем распоряжении имеются также документы по другим населенным пунктам Речицкого и Мозырского уездов. Ниже приводим списки товариществ домохозяев, упоминающихся фамилий, населенных пунктов и др. информации.
Нет комментариев