Неделя шостая, которая слыветь Сокирицкая. Село Сокиричи:
Онцухъ Копыль, Гаврило Моросовичь, Курило Дмитровичь, Гапонъ Опанасовичь, Ермола Буровичь, Трохимъ Ланевичь, Анцухъ Климовичь, Тишко Литкевичь, Федко Филистовичь, Ломака Якововичь, Хицъ Якововичь, Данило Мацуковичь, Савва Мацуковичь, Яцукъ Гридкевичь, Евтухъ Гридкевичь, Тышко Анцуховичь, Орхемъ Омельянович, Левонъ Слыховичъ, Иванъ Евтуховичь, Филипъ Евхимовичь, Микита Филистовичь, Мойсей Евтуховичь, Занько Слыховичь, Федко Насацовичь, Занько Евтуховичь, Ходоть Наумовичь, Мойсеевая вдова, Сакъ Слыховичь, Климъ Оноприевичь, Микита Оноприевичь, Мартинъ Кожутевич, Кунецъ Мажатевичь, Гринъ Поповичь, Евтухъ Совашевичь, Левонъ Терешковичь, Ходорь Терешковичь, Трохимъ Никоновичь, Процко Госковичь.
Дани з нихъ мёду 7 кадей, выкоту- 18 грошей, писчого-12 гроши, тивунщины и за две кузни 8 безменовъ, ведро овса, за курицу полъ гроша, за бохонъ хлеба полъ гроша, за 4 вощины 4 гроши, сыры 2, масла полъ безмена, серебра за бобры и за куницы 3 копы грошей:- 7 кадь,3 камени, 2 безмены, 3 копъ 35 грошей.
Фамилий ещё не существовало.В этом списке приводятся только имена и отчества. Это не только упрощало учёт, но и отражало уклад жизни той эпохи, когда родственные связи имели значение только в пределах общины.
Вероятно, большинство из упомянутых людей являются нашими предками, хотя точно установить родство невозможно. В XVI веке фамилии ещё не были закреплены, особенно в крестьянской среде, где они не требовались для повседневной жизни. Только позже, в XVII–XVIII веках, с усложнением административных и правовых систем, фамилии стали повсеместно использоваться.
Список жителей того времени открывает интересную картину. Несмотря на несколько столетий христианства, всё ещё в деревнях доминировали старославянские имена: Гаврило, Гапон, Савва, Трохим, Ермола, Занько, Евтух, Анцух, Тышко, Хиц, Левон. Наряду с ними широко использовались имена, связанные с христианской традицией, такие как Данило, Микита, Филип, Иван, Мойсей, Яков, Курило, Процко, Орхем.
Эти имена гармонично сосуществовали с народными прозвищами, которые нередко использовались наравне с именами. Например, Онцух, Ломака, Ходоть, Кунец, Сак, Грин. Прозвища часто указывали на черты характера, особенности внешности или род занятий.
Полный список имен жителей демонстрирует богатую палитру личных и родовых имен.
Этот перечень показывает, как в XVI веке разнообразие имён и прозвищ передавало характер общинной жизни и тесно переплеталось с традициями и укладом того времени.
О чем еще нам говорит список имен?Основываясь на отчествах людей можно их сгрупировать по возможным предполагаемым семьям. Например:
Евтух: минимум 3 потомка (Евтуховичи).
Слых: минимум 3 потомка (Слыховичи).
Гридко: минимум 2 потомка (Гридкевичи).
Мацуко: минимум 2 потомка (Мацуковичи).
Филист: минимум 2 потомка (Филистовичи).
Терешко: минимум 2 потомка (Терешковичи).
Яков: минимум 2 потомка (Якововичи).
Кроме того, есть индивидуальные фамилии или отчества (например, Гаврило Моросович, Курило Дмитрович), которые могут представлять отдельные семьи.
Основываясь на отчествах, можно допустить что в списке может быть указано примерно 25-30 семей.
Предполагаемая численность населенияВ списке насчитывается 37 душ мужского пола, а также одна вдова.
Если предположить что женское население обычно примерно равно мужскому, то таким образом получится что в 1550-х годах в Секеричах проживало около 80 человек трудоспособного населения. Дети младше 15-16 лет и старики обычно не включались в такие списки, так как не считались трудоспособными. Если прибавить к этой цифре детей и стариков то можно предположить что деревня вполне могла иметь около 100 жителей. А это уже достаточно крупная цифра как на то время. (Например в Лучицах вместе с Хвойней указано 57 мужских имен, В Волосовичах-116) Таким образом Секеричи к 16 веку уже былаи довольно крупным поселением и достаточно значимой деревней для того чтобы на нее выделеляли отдельную неделю для работ на замок, а также вели отдельный учет дани. Это один из главных признаков того что Секеричи уже существовали задолго до событий середины 16 века.
Этот исторический документ напоминает, что мы связаны с этими людьми невидимыми нитями времени. Они жили, работали и растили семьи, передавая биологические гены, а также традиции и трудолюбие своим потомкам. Их имена — это отпечатки эпохи, когда личность определялась не по фамилии, а по делам, происхождению и месту в общине.И хотя сегодня сложно представить жизнь без фамилий, их отсутствие в XVI веке говорит о том, что история и родословные развивались постепенно, шаг за шагом формируя ту систему, которая кажется нам неизменной.
Сколько Секеричи платили налогов:Мёду- 7 кадей
Один из основных налогов в то время был мёд. Он взимался со всех деревень, что указывает на то что бортництво было одним из основных занятий наших предков.
7 кадей меду которые платили Секеричи это примерно 196 литров или 274,4 кг.
Выкоту- 18 грошей
- Денежный налог, возможно, представлял собой выкуп за освобождение от каких-то повинностей или штраф за нарушение. В XVI веке 1 гривна (48 грошей) эквивалентна примерно 180 г серебра. Таким образом 18 грошей ≈ 67,5 г серебра.
Писчий налог-12 грошей
Это плата за работу писарей, ведение документации или администрирование.
12 грошей ≈ 45 г серебра.
Тивунщина и налог за две кузни-8 безменов, ведро овса
Тивунщина — это налог на содержание тивуна (управляющего или судебного лица).
Налог за кузни — плата за использование местных кузниц.
Одно ведро овса ≈ 14 кг.
Один безмен = 4,1 кг.
8 безменов = 32,8 кг продукта (скорее всего, железа).
Кстати в Секеричах упоминается аж 2 кузни. Это указывает на то, что деревня была не просто центром сельскохозяйственной жизни, но и важным производственным узлом. Далеко
не во всех деревнях упоминаюся кузни, в некоторых упоминается лишь одна. Это в свою очередь нам говорит о том что деревня имела развитые кузнечные традиции и, главное обширный доступ к сырью- болотному железу из которого в то время изготавливали изделия из метала. Это в свою очередь является аргументом в пользу того что
деревня могла возникнуть как поселение оружейников добывающих руду и изготавливающих оружие.
Курица-пол гроша
Натуральный налог в виде курицы или его денежного эквивалента
Пол гроша ≈ 1,875 г серебра за каждую курицу. (Это примерно 1,3 доллара в сегодняшних ценах на серебро)
Хлеб-пол гроша
Подать хлебом, возможно, для питания чиновников.
Вощина- 4 вощины за 4 гроши
4 гроша ≈ 15 г серебра.
Сыры (2 сыра)
Сыры (2 сыра)
Натуральный налог в виде сыра.
Вес одного сыра в XVI веке мог составлять 2–3 кг.
Масло- пол безмена
Натуральная подать маслом.
Пол безмена = 2 кг.
Серебро за бобров и куниц- 3 копы грошей
Налог за добычу пушного зверя.
3 копы = 3 × 60 грошей = 180 грошей.
180 грошей ≈ 675 г серебра.
В пересчёте на современные цены наибольшая стоимость подати приходится на мёд. Средняя стоимость 274 килограммов по мировым ценам составляет 2000–2400 долларов.
Интересно также отсутствие подати значительными объёмами зерновых. Т.к. урожайность была не высокой и все что выращивалось- потреблялось крестьянами. Мёд, воск и пушнина считались более ценными и востребованными товарами. Их легче было хранить, перевозить и использовать для торговли или выплаты государственных долгов.
Старинные записи- это не просто страницы в архиве. Это отражение того, чем жили наши предки, какие ремесла развивали и что ценили. Это свидетельство того, как они трудились, воспитывали семьи, взаимодействовали с природой и обществом. В этих документах скрыты их имена, судьбы и решения, отголоски которых звучат в нашей жизни. Они связывают нас с теми, кто жил до нас, кто создавал фундамент нашего мира. Это наследие передалось нам через поколения, как ниточка времени, соединяющая прошлое и настоящее, напоминая о наших корнях и ответственности за сохранение этой памяти.
Пишите в комментариях ваши мысли по этой теме и оставайтесь с нами, чтобы продолжать изучать интересные факты о нашей деревне и соседних.
Информацию бо большому количеству других упомянутых населенных пунктов можно найти в источнике:
:
http://elib.shpl.ru/ru/nodes/2564-ch-7-t-1-akty-o-zaselenii-yugo-zapadnoy-rossii-ot-poloviny-xiii-do-poloviny-xv-veka-1886#mode/inspect/page/705/zoom/4
Нет комментариев