Растущий детский организм, в котором обмен веществ совершается быстрее, чем у взрослого, еще более нуждается в чистом воздухе. Эрисман выставляет требование, чтобы объем воздуха в классе на каждого ученика составлял в средних учебных заведениях не менее 8 куб. м, а в начальных — не менее 5 куб. м. По исследованиям этого же автора, из 19 петербургских гимназий только в 4 было найдено удовлетворительное содержание воздуха. Из 75 учебных заведений Одессы Кранцфельд нашел только в 35 % достаточное содержание воздуха. В земских школах дело обстоит еще хуже; здесь из 621 классной комнаты только 14 % оказались с нормальным содержанием воздуха, 56 % содержали около 1/2 нормального объема и 30 % менее 1/2 нормы. Скопление учеников в столь тесных помещениях очень скоро делает воздух негодным для дыхания. Порча воздуха обуславливается продуктами вдыхания и испарения кожи. Вдыхаемый воздух содержит 0,04 % углекислоты, выдыхаемый 4,3 % по объему; кроме того, дыханием и испарением человек выделяет в сутки 2—4 фунта воды с примесью 0,5 золотников органических веществ. Вред испорченного воздуха обуславливается именно содержанием в нем этих органических продуктов; но так как последние трудно поддаются определению, то измерителем испорченности воздуха служит содержание углекислоты, возрастающее пропорционально с содержанием этих веществ. Нормальное содержание углекислоты в воздухе не должно превышать 0,07—0,1 % по объему; для школ допускается 0, 2 %. Исследования профессора Бубнова в 1885 г. в одной из московских городских школ показали следующее: утром в 8 часов углекислоты в классе 1,46 %, после первого урока — 3,84 %, после большой перемены (форточка открыта) — 1,69 %, на пятом уроке — 4,12 %; одновременно возрастает и температура воздуха (с 16° Р. до 19—20° Р.) и относительная влажность (с 38 % до 52 %). По наблюдениям профессора Вериго, в некоторых учебных заведениях Одессы после 3-го урока угольной кислоты оказалось в 4 1/2 раза более, чем в ночлежных домах. Нет ничего удивительного, что, дыша таким воздухом ежедневно в течение многих часов, учащиеся становятся вялыми, нервными, малокровными, страдают головными болями. Из вышеприведенных данных вытекает необходимость ограничения числа учеников в классе, с одной стороны, и энергичной вентиляции, с другой стороны. В некоторых странах число учеников в классе предусматривается законом; так, например, в Дании высшая норма для городских начальных училищ 35 учеников, в Стокгольме — 36, в некоторых средних учебных заведениях новейшего типа (например, Тенишевское в С.-Петербурге) принято за норму, отчасти из педагогических соображений, 20—25 человек в классе. Естественная вентиляция через стены, щели окон и дверей недостаточна для школ; открывание окон с одной стороны при незначительной температурной разнице наружного и внутреннего воздуха дает слабый эффект; зато открывание окон или окон и дверей с разных сторон (так называемый сквозняк) отлично вентилирует помещение. Gillert наблюдал при такого рода вентиляции, продолжавшейся 1/4 часа, уменьшение содержания углекислоты с 4,22 на 0,7 %. По мнению Уффельмана, открывание окон и дверей не может быть заменено никакими другими приспособлениями искусственной вентиляции. Само собой разумеется, что во время проветривания ученики оставляют класс. Искусственная вентиляция посредством нагнетательных и присасывающих приборов устраивается в школах таким же образом, как и в других помещениях (см. Вентиляция). Загрязнение воздуха в Ш. помещении зависит еще от носящейся в воздухе пыли, к которой присоединяется пыль с одежды и обуви учеников. Эрисман называет Ш. пыль врагом здоровья детей. Пыль содержит неорганические и органические частицы, которые своей массой могут раздражать дыхательные пути и глаза, кроме того, микробов, иногда болезнетворных (например, туберкулезные палочки). Мейрих считает в 60—70 миллионов среднее число зародышей, заносимых в классную комнату. Игнатьев исследовал в Москве Ш. воздух и находил в 1 куб. метре от 3000 до 39000 микробов; относительно распределения микробов в воздухе в различные часы классных занятий он приводит следующее наблюдение: утром было в 1 куб. м 19000 микробов, перед большой переменой в конце 3-го урока — 3000, после большой перемены — 39000, перед роспуском учеников — 4000. Эти колебания объясняются тем, что при покое учеников пыль оседает на пол, шкафы и т. д., а при движении вздымается. По исследованиям Штерна, при покойном состоянии воздуха микробы оседают на пол уже через 20—30 минут. Отсюда следует, что нужно выметать пыль из класса не очень близко к началу уроков. Наблюдения Зубрилина показали, что если ученики приходили спустя 45 минут после уборки класса, то в 1 куб. метре воздуха было 3000 микроорганизмов, если спустя 30 минут — 6300, спустя 25 минут — 6800. Борьба со Ш. пылью должна заключаться в чистом содержании классов (частое вытирание пола и мебели влажной тряпкой и т. д.) и строгом приучении школьников к опрятности по отношению одежды, кожи, ногтей. Плеванье на пол должно быть запрещено, так как мокрота, высыхая, также превращается в пыль; в каждой классной комнате — то же и в коридорах, на лестнице — должны находиться 1—4 плевательницы, смотря по числу учеников; плевательницы очищаются каждый день. Заботу о частой одежде учащихся (неимущих) в народных школах ведают в Германии особые благотворительные общества; там же заведены в некоторых городах (Берлин, Франкфурт-на-Майне и др.) души для школьников. В видах ограничения Ш. пыли надо избегать устройства паркетных полов в классах, так как натирание их подымает много пыли; к тому же полотеры могут служить разносчиками заразы. Относительно одежды школьников приложимы общие правила гигиены; в холодное зимнее время одежда должна быть теплая, но не тяжелая, чтобы не затруднять движений; руки должны быть защищены от холода теплыми перчатками, а уши наушниками; при ношении шерстяного белья верхнее платье может быть более легкое, и дети могут бегать во время игр на открытом воздухе, не рискуя простудиться. Книги должны быть приносимы в ранце за плечами; вес ранца с книгами не должен быть очень велик; в Брауншвейге максимальный вес определен особым предписанием — не выше 1/9—1/8 веса тела; при ношении книг в руках пальцы устают, что затрудняет правильное писание, к тому же в зимнее время легче возможно обморожение; при ношении книг под мышкой напрягаются мышцы плеча, что может способствовать развитию искривления позвоночника.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев