(микро-эссе о голландском Мастере - Геркулесе Сегерсе (1590-1638)
Давным-давно, когда пчёлы были крупнее и золотистее, в серо-изумрудной Голландии жил-поживал художник Геркулес Сегерс. При рождении, родители дали ему очень даже правильное имя! Они и предположить не могли, что их сын воистину станет ГЕРКУЛЕСОМ в искусстве, изображая странные и пронзительные по воздействию картины, гравюры и офорты. Но пока он был маленьким, они видели что Геркулес может часами смотреть вдаль, или наоборот, уткнувшись в муравейник, до заката солнца наблюдать за работой шустрых обитателей ,,Вавилонской муравьиной башни".
Однажды в конце лета, когда его дед закончил гнать мёд, Геркулес с трудом выпросил у него пустую рамку с сотами и отнёс её на муравейник. Как же были рады муравьи такому современному многоквартирному дому! Они моментально начали обживать новое жилое пространство, поселив туда самых уважаемых и трудолюбивых тружеников. Но ещё больше радовался сам Геркулес, что смог удивить и порадовать этих загадочных и умных насекомых.
Когда он подрос, любимым его занятием было наливать в лужи перегоревшие масла или разбрызгивать дорогой керосин. В этот момент у мальчика наступал праздник, потому что цветные разводы и круги на поверхности воды его завораживали, и он с восторгом любовался переливами цвета и бесконечно изменяющимися формами... Он не знал, что через четыреста лет этому явлению учёные дадут красивые имена - иррадиация и фракталы.
Когда у юного Геркулеса назрел вопрос, кем быть ему в жизни - он и его родители нисколько не сомневались, что если Геркулес не станет художником, то какой же он тогда ГЕРКУЛЕС?!
И он стал художником - потому что всегда им был!
Сегерс писал красивейшие пейзажи масляными красками, но особенно его увлекала графика. Он печатал свои произведения на разных основах: на бумаге, часто подкрашенной, на грунтованном и тонированном холсте, сочетая различные графические техники и печатая изображения цветными красками. Потом, уже напечатанные листы он ещё подкрашивал акварелью, добавляя пером мелкие детали. С одной пластины у него мог получится и дневной, и ночной пейзаж... На каждом листочке у него была ,,железная" композиция, только по одной причине - общение с пчёлами и муравьями не прошли для него бесследно...
Рембрандт, уже будучи известным художником, когда увидел работы Геркулеса Сегерса сказал: ,,Уму непостижимо, как же он может достигать столь глубоких тайн изображения пространства!"
Не раздумывая великий Мастер купил у Геркулеса несколько картин и приличное количество графики. Рембрандт изучал его работы, а многие находки и элементы Сегерса использовал потом в своих офортах и рисунках.
Делая очередной автопортрет, Рембрандт часто разговаривал сам с собой: ,,Скажи мне Ван Рейн, может быть ты понимаешь, каким-таким секретным способом этот сообразительный Сегерс вводит при печати масляную краску в свою графику?"
Зазеркальный Рембрандт отвечал ему без раздумий: ,,В общих чертах я догадываюсь как он это делает, но без постоянных экспериментов освоить это никак нельзя! Рембрандт, ты ведь и так работаешь от рассвета до заката, и у тебя на палитре даже краска никогда не подсыхает... Нельзя ведь в искусстве объять необъятное, лучше занимайся только тем, что и так у тебя неплохо получается! Каждому трудолюбивому Геркулесу - своя ноша предназначена, и свои профессиональные радости!"
- Ты прав, мой мутный двойник Ван Рейн, да не шевелись ты без причины - вот уже полчаса никак не могу глаза твои рассмотреть! Завтра в таверне встречусь с Геркулесом, и попробую под хорошее пиво выведать у него все секреты! - сказал сосредоточенный мастер.
- Как бы не так! - ответил ему двойник из зеркала, - ты сам, например, много кому свои живописных секреты поведал?! Если к твоему горлу приставить нож - то даже это не заставит тебя проболтаться!
- И то верно! Ну тогда мы просто выпьем с ним пива и полюбуемся на развесёлых амстердамских матрон... На сегодня всё, мой дорогой и послушный двойник, выходи сейчас из зеркала и отправляйся на кухню. Я по запаху чувствую, что моя ненаглядная Саския уже приготовила моё любимое блюдо - тушёные куриные потроха! А как ты знаешь, я их не меньше обожаю, чем работы прекрасного Геркулеса Сегерса...
Александр Архипенко
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев