Приобретая сегодня противозачаточные средства, мало кто с благодарностью вспоминает об американке Маргарет Хиггинс Сэнгер. Но именно она свято верила в право женщины самостоятельно решать, когда забеременеть, и сделала эту веру делом всей своей жизни. Благодаря ей информация о контрацепции и сами контрацептивы сегодня являются вещью вполне обыденной и доступной.
Шестая из 11 детей Майкла Хеннеси Хиггинса, Маргарет на себе познала все трудности жизни в семье, где было больше детей, чем родители в состоянии прокормить. Еще девочкой она помогала растить и воспитывать младших детей. После ухаживала за больной туберкулезом матерью до самой смерти. В 1902 г. она получила диплом медсестры и вышла замуж за архитектора Уильяма Сэнгера.
Молодые супруги не сразу стали активистами движения за право женщин на контрацепцию. В 1911 г. они присоединились к движению за права рабочих, участвовали в демонстрациях и шествиях, вступили в социалистическую партию.
Через год Маргарет стала работать медсестрой в бедном районе Нью-Йорка. Каждый день ей приходилось ухаживать за иммигрантками, которые были в отчаянии готовы на все, лишь бы не рожать еще одного ребенка: делали подпольный аборт за несколько долларов или пытались избавиться от беременности самостоятельно, если денег не было. Бессмысленные смерти, постоянные страдания этих женщин сильно повлияли на Маргарет. Она поклялась сделать все, чтобы изменить мир, и добиться, чтобы каждый ребенок был любимым и желанным.
Она публиковала статьи об изменениях, происходящих в теле девушки во время полового созревания. Их признавали «непристойными» и запрещали из-за слов «сифилис» и «гонорея». О контрацепции даже речи не шло – в ту пору в США действовал закон Комстока, запрещавший публикацию и распространение любой информации о сексе, контрацепции и репродукции ввиду ее «непристойности».
В 1914 г. Сэнгер начала издавать собственную газету «Бунтующая женщина». На ее страницах впервые появился термин «контроль над рождаемостью». Это издание просуществовало недолго и стало поводом для обвинений Маргарет в распространении порнографии и судебного преследования.
Вместо подготовки к суду Сэнгер написала «Ограничение семьи» – небольшую книжку, где описала все доступные в ту пору средства контрацепции. Это издание стало настоящей бомбой, взорвавшейся в стане борцов с непристойностью. Автору пришлось скрываться – Маргарет Сэнгер бежала из Америки в Англию, оставив в Штатах мужа и детей.
В Англии и некоторых других европейских странах контрацепция уже была легальна и доступна. Сэнгер изучала историю возникновения планирования семьи, отправилась в Голландию, где ознакомилась с принципами работы клиник по контролю над рождаемостью, которые впоследствии внедрила в Штатах.
В 1915 г. она вернулась в США и отправилась в турне по стране, рассказывая о планировании семьи всем, кто готов был ее слушать. Она выступала даже перед женским филиалом ку-клукс-клана, считая, что любые женщины имеют право знать о своем теле все.
В октябре 1916 г. Маргарет Сэндер открыла первую в Америке клинику планирования семьи. Здесь брали всего 10 центов за консультацию, как избежать аборта, используя методы контрацепции. Очередь у дверей клиники росла с каждым днем. Одной из посетительниц была агент полиции под прикрытием. Сотрудницы клиники оказались в тюрьме.
Однако лавину популярности идей Маргарет Сэнгер уже нельзя было остановить. В тюрьме она рассказывала о контрацепции другим заключенным. Общественное возмущение самим фактом ее заключения достигло пика. Журналисты, следившие за Сэнгер со времен ее турне с лекциями, выступали в ее поддержку. Маргарет вышла из тюрьмы почти героиней.
Затем она подала апелляцию против своего заключения и выиграла дело. Этот суд стал знаковым – после него американские врачи получили право выписывать пациенткам контрацептивы.
В 1923 г. Сэнгер открыла Бюро клинических исследований планирования семьи, где женщины могли получить контрацептивы по рекомендации врача. Спустя 5 лет второй муж Сэнгер, Ноа Сли, начал контрабандой ввозить в США резиновые диафрагмы, а впоследствии стал первым американским производителем этого средства контрацепции.
Маргарет Сэнгер и ее сторонникам приходилось сталкиваться с мощным противодействием со стороны духовенства и полиции. Ее вера в право женщины выбирать не находила отклика ни у ее бывших сторонников – социалистов, ни у нацистов. В Германии ее книги горели в тех же кострах, что и труды Фрейда.
Она создавала судебные прецеденты, открывала клиники, основала Международную ассоциацию планирования семьи. Сэнгер никогда не останавливалась. Она несколько раз пыталась уйти «на пенсию», однако на деле продолжала активно участвовать в движении за право женщин на контрацепцию до самого преклонного возраста.
В начале 1950-х годов Сэнгер начала поиски метода контрацепции, дающего стопроцентную гарантию. Маргарет Сэнгер и ее соратница и близкая подруга Катарина Декстер Маккормик бросили все силы и средства на исследования в области создания гормональных противозачаточных средств. В мае 1960 г. первые оральные контрацептивы были одобрены для продажи в США. Сам факт их создания можно считать заслугой Маргарет Сэнгер.
Она умерла в сентябре 1966 г., так и не дожив до полной отмены закона Комстока в США. В это трудно поверить, однако только в 1970 г. на всей территории Америки информацию о контрацепции и репродукции перестали считать непристойной и запрещенной к распространению.
В этой истории крестового похода на ханжество и нарушение прав женщин есть и темная сторона. Маргарет Сэнгер, которая не останавливалась ни перед нарушением закона, ни перед судом, ни перед тюрьмой в интересах дела, которая путешествовала по разным странам, всюду рассказывая о необходимости планирования семьи, которая не постеснялась говорить об этом ни с советскими функционерами, ни с самим Ганди, которая подарила всему миру волшебные пилюли, не была ангелом в белых одеждах.
Ее сторонники тактично говорят о том, что она «частично разделяла евгенические взгляды, в которых впоследствии разочаровалась». Проще говоря, Сэнгер поддерживала в идею принудительной стерилизации психически и физически неполноценных людей. Ей также приписываются весьма резкие высказывания о необходимости стерилизации бедных, а также людей «неугодных» рас – «человеческих сорняков» и «безрассудных размноженцев».
Продолжатели дела ее жизни сегодня категорически отвергают саму мысль о евгенике и принудительной стерилизации. Оставим ее и мы. Она ужасна, но Маргарет Сэнгер прославилась не как борец за улучшение белой расы. В первую очередь она верила, что доступная контрацепция позволит сократить число абортов, спасет жизни, поможет семьям выбраться из нищеты. Ее вера в то, что каждая женщина хозяйка своему телу и вправе сама решать, когда и сколько детей ей иметь, без преувеличения, изменила мир. Маргарет Сэнгер стоит вспоминать не за ее евгенические высказывания, а за ту простую мысль, которую она всю жизнь пыталась донести до других: каждый ребенок должен быть желанным и любимым. http://con-med.ru/magazines/pervostolnik/
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев