- "Опера" - 1-но из величайших достижений "русской музыкальной классики" - это наиболее любимый жанр "композиторов классиков", создавших непревзойдённые образцы "оперного искусства". "Опера" занимала 1-е и главное место не только в "творческой практике", крупнейшие "реформаторы в творчестве", "русские композиторы" оставили, кроме того, немало интереснейших суждений и развёрнутых теоретических высказываний об "оперном искусстве". Об "опере" он думали, говорили, писали больше, чем о чём бы то ни было другом - "опере" посвящались статьи в прессе, "опере" отводились многие интимные страницы писем, воспоминаний и дневников. По поводу "оперных проблем" много, долго и горячо спорили - "обмен мнениями", "взаимная критика" особенно большое значение имели среди "композиторов "МОГУЧЕЙ КУЧКИ" - блестящего "творческого сотрудничества 5-ти "русских музыкантов". Положение каждого из "композиторов "МОГУЧЕЙ КУЧКИ" в истории "русской оперной культуры" различно.
Кюи выступил в 60-х годах ХIХ века с "Ратклифом" - "оперой", имевшей большое историческое значение, но не выдержавший испытания временем; автор многих "опер", он не сказал после "Ратклифа" нового слова и роль его в отношении "русской оперы" ограничилась, г.о., деятельностью "музыкального критика". Балакирев не создал ни 1-го "оперного произведения, но верный последователь Глинки, продолжатель его традиций в "русской музыке" многое сделал в отношении пропаганды глинкинских "опер": он организовал 1-е исполнение "Руслана и Людмилы" в Праге и возобновил там постановку "Ивана Сусанина". Под его редакцией в содружестве с Н.А.Римским-Корсаковым и А.К.Лядовым было предпринято издание партитур обеих опер Глинки. Т.о., Кюи и Балакирев не вписали новых страниц в историю "русского оперного искусства. Новый период в "русской оперной классики" открыли : Мусоргский, Бородин и Римский-Корсаков, создавшие подлинные шедевры "оперного искусства". "Критико-эстетическое наследие кучкинистов" разнообразно - если Кюи был "музыкальным рецензентом по профессии (его "оперу" принадлежит около 800-т статей), если Бородин и Римский-Корсаков гораздо меньше, но всё же выступали в периодической печати, то о критических взглядах Мусоргского и Балакирева можно судить исключительно по переписке"*(*1). Но независимо от того, где и в какой форме высказывались мысли об "опере", об отдельных вопросах "оперной драматургии", глубину и содержательность их трудно переоценить. Собранные воедино высказывания "композиторов "МОГУЧЕЙ КУЧКИ" об "опере" раскрывают цельную и последовательную систему "эстетических воззрений", которыми "классики русской музыки" руководствовались в своём "творчестве".
*(*1). - Лишь письмо Мусоргского к Федорову от 5 мая 1875 года является официальным отзывом об опере Кюи "Анджело". "Советская музыка", 1954 года, №9/.
Говоря о "русской музыкальной критике и "эстетике" XIX века, нельзя умолчать о спорности и известной противоречивости отдельных суждений русских музыкантов" (например: в оценках "зарубежных оперных образцов", "творческих опытов" Серова и даже "опер" Чайковского). Именно эта острота, подчас дискуссионность и способствовали наиболее полному и чёткому выявлению "эстетических принципов", "индивидуального склада в творческом методе", "эстетических симпатий и антипатий", отличающих "композиторов-классиков". Сейчас нам ясны и общность "идейных позиций" и та великая роль, которая принадлежала "композиторов "МОГУЧЕЙ КУЧКИ" - "в борьбе за "русскую музыкальную культуру". "Круг проблем нашедших отражение в оперной эстетике занимает разработка реалистических и народных основ русской оперы". Проблема "оперного реализма" связана с обширным кругом вопросов, как "обще-эстетических", так и "специфически-музыкальных". К 1-й группе принадлежат вопросы выбора: "темы", "сюжета", "образа героя". Ко-2-й группе относятся вопросы о "драматическом содержании" и его "музыкальном воплощении", о "соотношении музыки и сценического действия", о "взаимосвязи между мелодией и словом". В "критическом наследии" - "композиторов "МОГУЧЕЙ КУЧКИ" всё это нашло отражение.
Сблизить "оперное искусство с жизнью", правдиво "воссоздать картины народной жизни, внутренний мир человеческих чувств" - вот задачи, которые ставили перед собой в творчестве "композиторы "МОГУЧЕЙ КУЧКИ" и которые получили глубокое им всестороннее освещение в высказываниях. "Внутренняя содержательность", "демократическая сущность" - "русской оперы" подчёркивается в "критических статьях" Кюи. Об "огромной любви к народу", о "стремлении правдиво воплотить его образ в своих операх" говорят письма Мусоргского. О "внимательном в любовном отношении к народной жизни" рассказывают письма и "Летопись" Н.А.Римского-Корсакова. "Упорный труд", "кропотливые изыскания "русских композиторов" в связи с созданием ими "опер" на исторические сюжеты", также широко освещён, г.о. в письмах. В этом отношении страницы посвящённые работе Мусоргского над "Борисом Годуновым" и "Хованщиной", Бородина над "Князем Игорем", составляют интереснейшие и "поучительные места в их эпистолярном наследии". Стремление к "правде", "реализму" - воплотились в большой и тщательной "работе над музыкальным языком оперы". Часто и охотно "композиторов "МОГУЧЕЙ КУЧКИ" пишут о том, как чутко "вслушивались они в интонации человеческой речи, голоса Природы, когда создавали свои оперные образы и темы". Многие страницы писем и статей раскрывают "эволюцию эстетических взглядов русских классиков на методы отражения действительности специфическими оперными средствами", рассказывают о "творческих попытках кучкистов создавать речитативную оперу", о "последующей их собственной критике своих попыток", об "утверждении всего богатства форм оперно-вокального письма". Если Чайковский сразу же встал на путь отрицания такого явления, как "Каменный гость", то "кучкисты" отдали дань традициям оперы" Даргомыжского: Мусоргский "сочинением речитативной оперы" - "Женитьба"; Римский-Корсаков - "оперы "Моцарт и Сальери". Но период работы над "речитативной оперой" оказался для них лишь этапом "исканий правдивых музыкально-выразительных средств", получившим свою "критическую оценку" и нашедшим своё завершение.
Среди "композиторов "МОГУЧЕЙ КУЧКИ" в вопросе оценки "речитативной оперы" особняком стоит Ц.А.Кюи. Если в результате своей работы над "Женитьбой" М.П.Мусоргский назвал её "этюдом камерной пробы", если Н.А.Римский-Корсаков, создав "Моцарта и Сальери", воскликнул: - "Довольно "Каменного гостя! Надо и музыки", то Кюи так и не преодолел известной ограниченности в этом вопросе и до последних лет своей жизни утверждал решающее значение для развития русской оперы" тех путей, которые указал Даргомыжский в "Каменном госте". Разумеется, в данной подборке невозможно всесторонне представить высказывания "композиторов "МОГУЧЕЙ КУЧКИ" об "опере". Содержание её составили "избранные отрывки из писем, воспоминаний, статей, принадлежащих кучкистам", в этих отрывках освещается г.о., их "собственная творческая работа" и та "атмосфера взаимной помощи", которая составляет отличительную черту этого замечательного кружка. Лишь частично вошли в настоящую подборку "материалы, отражающие борьбу, неустанно ведущуюся композиторами против косности и рутины, царившей в театральных дирекциях, в реакционных кругах музыкальной критики и некоторой части публики". И вовсе не представлены "материалы, характеризующие взаимоотношения "композиторов "МОГУЧЕЙ КУЧКИ" с "исполнителями" - роль "исполнителей" в "творческой жизни композиторов", иногда даже своего рода "участие" в создании "оперных произведений", очень значительна (вспомним хотя бы о влиянии Н.И.Забелы на создание любимых "женских образов в операх" Римского-Корсакова). "Материалы", отражающие эту тему, чрезвычайно обширны и интересны, но они могут составить содержание самостоятельного издания. Почти не освещена "исполнительная деятельность "кучкистов" в той части, где она соприкасается с "русской оперой". Условия продвижения "русских опер" на сцену были не лёгкими; в результате "цензурных преград", "невежественных купюр" - "оперы в театральных постановках" зачастую "представлены перед слушателем далеко не в том виде, как они были задуманы самим авторами". "Русские композиторы", выступая в качестве "дирижёров" включали в свои программы номера из "русских классических опер", снятых с репертуара" или же номера, "выброшенные в театральных постановках". Вопросы "пропаганды "русской классической оперы" в "концертах" также могли бы стать предметом специального тематического сборника.
В подборке ограниченно в смысле количества "материалов" представлен вопрос об "оценке "композиторами "МОГУЧЕЙ КУЧКИ" - "западно-европейских опер". Выше говорилось, что именно эти оценки были подчас противоречивыми, спорными, подчас неверными - давать их в виде подбора цитат нецелесообразно, т.к. каждая из них потребовала бы очень пространных комментариев. Необходимость в специальной работе на данную тему давно назрела, тем более, что в ряде вышедших брошюр и статей тема освещена односторонне, а "высказывания русских композиторов подобраны так, что создаётся впечатление, буд-то они не умели ценить искусство других народов и страдали национальной ограниченностью"; об острых и спорных моментах в "воззрениях классиков русской музыки" совсем не говорится. В данной подборке представлены прежде всего высказывания "композиторов "МОГУЧЕЙ КУЧКИ" о "собственном творчестве". "Критика "опер": Глинки, Даргомыжского, Серова, Чайковского дана лишь в той части, в которой она характеризует "оперные вкусы" и "музыкально-эстетические принципы" самих "кучкистов". Материал располагается по 3-м разделам:
1). В 1-м разделе сосредоточены высказывания об "операх": Глинки, Даргомыжского, Серова, оценки некоторых "опер" современных им "западно-европейских композиторов", а также суждения "кучкинистов" об "оперном жанре" как таковом.
2). Во 2-м разделе - основном разделе подборки - посвящён "творческой истории опер", написанных "композиторами "МОГУЧЕЙ КУЧКИ", до 1887 года (год смерти А.П.Бородина)
3). В 3-м разделе - освещается "редакторская деятельность" Римского-Корсакова, которму мы обязаны тем, что на "оперной сцене" зазвучали 2 шедевра: "Князь Игорь" и "Хованщина". После смерти своих близких друзей-соратников - Мусогского и Бородина - Корсаков "с бескорыстной преданностью истинного друга и художника-гражданина взялся за редактирование их незавершённых опер". Можно не во всём соглашаться с характером редакторской правки Римского-Корсакова, но невозможно не воздать ему должное за его подлинно героический труд. В этом же разделе представлена история "оперного творчества" самого Римского-Корсакова после 1887 года.
Материал внутри каждого раздела расположен в хронологической последовательности. Текст читается по новой орфографии и пунктуации. Места сокращений отмечены многоточиями.
Комментарии 2