Видеоигры в последние ~50 лет превратились из гик-развлечения в одну из важнейших форм современного искусства. Но, увы, многие из них находятся на грани исчезновения
Как минимум, это касается коммерческой стороны вопроса. Предположим, вы решили купить игрушку, выпущенную лет двадцать-тридцать тому назад. Например, это может быть любимая игра вашего детства или, наоборот, что-то неизведанное, о чем вы недавно узнали на форуме ретро-геймеров! Как бы то ни было, первым делом вы наверняка отправитесь на GOG, в Steam или Epic Games Store. И, как это ни прискорбно, в 9 из 10 случаев вы столкнетесь с тем, что игра «зависла» между мирами: правообладатель до сих пор не отправил ее в «свободное плавание» и запрещает распространять бесплатно, но при этом сам поленился разместить игру на одном из популярных маркетплейсов.
Не так давно группа энтузиастов проанализировала ситуацию, сложившуюся вокруг игр для популярных игровых платформ прошлых лет. В их число вошли легендарные PlayStation 2, Game Boy и Commodore 64. Выяснилось, что только 13% всех выпущенных для упомянутых платформ игр все еще можно легально приобрести. При этом чем старше платформа, тем хуже становится ситуация. К примеру, любители Commodore 64 смогут купить примерно 3% от общего числа вышедших для этого компьютера игр. Согласитесь, не густо – даже если принять во внимание огромное количество freeware-проектов и современных релизов.
Конечно, в ответ на мои «жалобы» вы имеете полное право развести руками и сказать: «ну и что, что эти игры больше не продаются. Они старые и никому уже не нужны». К тому же платформы, под которые они выпускались, с каждым годом все сильнее отмирают и теряют фанбазу.
К тому же видеоигры стареют гораздо быстрее, чем другие виды медиа-контента. Здесь вполне возможно провести параллели с немым кино или, скажем, джазовой музыкой. Несмотря на то, что многим классическим фильмам или композициям вот-вот стукнет 100, а то и больше, лет, они по-прежнему актуальны. А игры старше 10-15 лет уже воспринимаются широким кругом пользователей как нечто «древнее», скучное и бесполезное.
Между тем, сложившаяся вокруг игр ситуация уже предвещает проблемы с сохранением культурного наследия. Если историки игровой индустрии не смогут получить в свое распоряжение оригинальные игры, они не сумеют задокументировать их культурное влияние. (Ровно с такой же проблемой несколько десятков лет назад столкнулись исследователи комиксов: на заре комикс-культуры сотрудники библиотек считали их полной ерундой и не озаботились приобретением и сохранением. Примерно то же самое происходит сейчас с играми!).
Несмотря на бесспорную важность исторического контекста, проблема приобретения старых игр актуальна в первую очередь для простых геймеров. Многие из них с удовольствием покупали бы старые игры. Когда компания Digital Eclipse выпустила «Teenage Mutant Ninja Turtles: The Cowabunga Collection» — сборник из 13 игр — меньше чем за год было распродано порядка миллиона копий. А когда на Xbox вышел аркадный хит Robotron, я залип в него буквально до кровавых мозолей на больших пальцах.
Разумеется, игровым компаниям нелегко поддерживать релизы старых тайтлов. Иногда проблемы носят сугубо технический характер: например, портирование игры на современное устройство может вылиться в кругленькую сумму. А иногда возникают тонкости юридического характера: в частности, очень легко запутаться в правовых вопросах, особенно, если за выпуск игры отвечала компания, которая давным давно закрылась.
В любом случае, мы, гики, скорее всего, будем единодушны в том, что потерять весь этот пласт цифровой культуры было бы невероятно грустно.
Именно поэтому мировая цивилизация в огромном долгу перед...пиратами.
Нет комментариев