8). "ПРЕЕМНИКИ САРГОНА".
Главной задачей Римуша, сына и преемника Саргона, было "подавление восстаний", особенно разгоревшихся в Шумере и в Эламе, где еще были свежи воспоминания "о былой независимости". Совершив "походы в восставшие страны, Римуш победил мятежников и снова подчинил себе Шумер и Элам", приняв титул "царя Киша, господина Элама". Но всё же ему не удалось полностью "умиротворить" страну. Против царя подняли "восстание" - "слуги его дома" (возможно, придворные сановники, которые его убили своими печатями) - это был типичный "дворцовый переворот", в результате которого старый "деспот" был свергнут, а его место занял, очевидно, его брат по имени Маништусу, провозглашенный "царём". Маништусу продолжал "военную политику" своих предшественников, предпринял поход в Элам, чтобы подавить вспыхнувшее там "восстание", и "покорил области Элама - Аншан и Ширихум". Далее он переправил свои войска через Персидский залив и вторгся в юго-западные области Ирана, где разбил "коалицию правителей 32-х стран и захватил "Серебряные рудники" и "каменоломни". В эту эпоху особенно усилившаяся "царская власть" всячески защищает "интересы рабовладельческой аристократии, чиновничества и жречества", "царское хозяйство почти полностью поглощает храмовое", а царь "щедрыми подачками пытается расположить к себе высшее жречество". Так, Маништусу особым указом определяет размер владений и доходов храма Шамаша в Сиппаре, а в другой надписи посвящает свою статую "эламскому Богу Нарути". Особенно интересны надписи на "обелиске Маништусу", в которых фиксируется покупка царём крупных земельных владений (очевидно у "сельских общин"). В надписи в качестве "едоков серебра", как тогда называли "продавцов", упоминаются "господа" или "старейшины" поля (очевидно, высшие представители "общинной знати"). Далее в надписи говорится, что на этих купленных царем землях были поселены представители "аккадского чиновничества" и "жречества", а также "шумерийские аристократы", как, например: родственники или потомки "патэси" или сын "патэси" Лагаша. Т.о., цари Аккада стремились сосредоточить в своих руках весь "земельный фонд страны", выделяя крупные поместья представителям "рабовладельческой аристократии" и используя на своих землях - "труд рабов, разорившихся бедняков, членов старых сельских общин".
*(*6). - /т. е. "получателей"/.
Нет комментариев