Чтобы не
подорваться на мине, достаточно знать, где она заложена. Давайте
поиграем в саперов и выясним, когда действительно нужно менять насосы
охлаждающей жидкости и ремни ГРМ на вазовских моторах.
Двигатели
отечественной разработки для Грант, Калин, Приор, Вест и Иксреев, за
исключением ВАЗ-11183, относятся к категории «втыковых». Что означает —
при обрыве ремня газораспределительного механизма поршни встречаются с
клапанами. Читай — рвануло и привело мотор к дорогостоящей в ремонте
разрухе.
И ежу ясно: если вовремя менять ремень, натяжные ролики и
помпу, то риск получить разруху, уж если и не будет сведен к нулю
(поправка на некачественные комплектующие), то станет существенно меньше
Рядовому
потребителю из официальных документов доступны только те, что
прилагаются к автомобилю. Что из них следует? Открываем сервисную книжку
Гранты. Замена ремня ГРМ — на 75 тыс. километров пробега для
8-клапанного мотора, про ремень 16-клапанного ни слова! Та же ситуация и
с Калиной — мне попалась книжка, где об одном двигателе молчок, а на
другом только проверяем состояние ремня, но и речи нет о плановой
замене. С Приорой еще веселее — встречаются сервисные книжки, где вообще
ни слова о механизме газораспределения, зато ремень компрессора
кондиционера поминают чуть не в каждом талоне ТО.
С Вестой и
Иксреем прогресс налицо — на 45, 75, 105, 135 и 165 тыс. регулируем
зазоры в механизме газораспределения. А первый раз планово вспоминаем
ремень ГРМ вместе с роликами на 180 тыс. километров пробега! Это для
16-клапанных моторов ВАЗ-21129, 21179 и 8-клапанника Весты ВАЗ-11189. Не
могу обойтись без цитаты: «2.11. Заменить ремень ГРМ вместе с роликами.
2.12. Заменить зубчатые шкивы коленчатого вала и распределительного
вала (валов). Заменить зубчатый ремень, натяжитель и опорный ролик (для
двигателя ВАЗ-11189 8-кл. только натяжитель) привода
газораспределительного механизма двигателя. Отрегулировать натяжение
зубчатого ремня». Мало того что масло масляное (дважды меняем один и тот
же ремень), из всех деталей не вспомнили о самой уязвимой — помпе!
Вот
она, мина — водяной насос. Относится к системе охлаждения, но
приводится ремнем механизма газораспределения. Если помпа даст клина
из-за кончины подшипника, то срежет зубья у ремня, и далее — разруха в
моторе. И именно об этой детали «забыли» упомянуть в разделе
регламентных работ всех сервисных книжек. Что с ней делать? Потребителю
остается только гадать. Ждать кончины от естественного износа на
«втыковом» моторе? Глупость. А если менять, то когда? Похоже, мина даже
не сам водяной насос, а совершеннейшее к нему пренебрежение во всей
официальной для потребителя «литературе» ВАЗа.
Новые вазовские
моторы сейчас комплектуют качественными зубчатыми ремнями известных
брендов. Верю, если не попадет на него масло — 180 тысяч он выходит. Но
неужели разница в комплектующих столь велика, что на 8-клапаннике
ВАЗ-11186 для Гранты ремень надо менять на 75-й тысяче, а на его
ближайшем родственнике ВАЗ-11189 — на 180-й?
Продолжим
исследование. Шкивам и вовсе сносу нет. Подшипник прижимного ролика до
180 тысяч? Допустим, хотя верится с трудом. Только зачем менять все это
хозяйство на 180-й тысяче, если расчетный ресурс мотора — 220 тыс. км?
Освежить перед кончиной или капремонтом? Не верите — посмотрите на фото,
отснятое в цехах, где производят двигатели ВАЗа.
Сейчас на новых
моторах применяют и корейские помпы, по слухам, более качественные. Но
хоть режьте меня — не выходит ни одна помпа 200 тысяч. Не верю! Мало
того, вижу полную неразбериху в сервисных книжках, отсутствие единого
подхода к обслуживанию одних и тех же газораспределительных механизмов
от модели к модели и, главное, безразличное отношение к потребителю. Не
от всех заводчан — от тех, кто отвечает за конкретное направление и
убивает бестолковыми бумажками работу других создателей автомобилей
Волжского автозавода. Но коли заряд заложен, а специалисты не помогли,
значит, разминировать будем сами.
Владелец любой пожилой иномарки
с ремнем в приводе ГРМ подтвердит — ремонтники настаивают на том, чтобы
при плановой смене ремня заменять и помпу, и прижимные ролики с
подшипниками в сборе. И детали эти зачастую продаются комплектом. Причем
со скидкой — весь набор дешевле, чем ремень, ролики, помпа в
отдельности.
Не хочу лишний раз убеждать, что скупой платит
дважды, но с годами пришел к выводу — западные производители вписывают в
регламент смену ремня не из-за ремня как такового, а из-за помпы и
подшипников натяжителей. Просто нужен повод для надежности сменить весь
комплект деталей, связанный с приводом распредвала, и они его нашли.
Предлагаю
так же действовать и с нашими двигателями. Почему? Формально на каждом
ТО надо бы снять крышку и осмотреть ремень ГРМ и водяной насос. Надрыв
ремня увидеть можно, подтек на помпе — тоже. И в том, и в другом случае
деталь меняют не затягивая. Но это неисправность. А если все внешне
нормально, идеальный вариант — включить профилактическую замену в
регламент.
Как бы действовал сам, не имея четких указаний в
сервисной книжке? И на 8-клапанном, и на 16-клапанном моторе менял бы
как минимум помпу, а лучше и ремень, и натяжитель в промежутке между
60-й и 70-й тысячей километров пробега. По сроку, если пробеги
небольшие, на шестой год эксплуатации.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3