Видимо, неслучайно самая узнаваемая песня Стиви Никс вдохновлена разновидностью древней магии. Библиомансия, мистическая практика родом из 18 века, утверждает, что если взять книгу и открыть на произвольно выбранной странице, первое увиденное слово или предложение могут явить своего рода сверхъестественное прозрение. Но книга, выбранная Никс в 1974 году — которая в конце концов сделала ее суперзвездой — на первый взгляд, не казалась подходящей для божественных откровений.
«Это была просто дурацкая книжка в мягкой обложке, которую я нашла у кого-то дома на диване, — рассказывала Никс более 40 лет назад. — Она называлась Триада [ее автор Мэри Лидер], и она была о девушке, ставшей одержимой духом по имени Рианнон. Я прочла ее, и это имя так запало мне в душу, что я подумала — мне надо написать что-то об
этом. Поэтому я села за клавиши и начала песню о женщине, связанной с птицами и магией».
«У меня все еще есть кассета, на которую я ее в первый раз записала, — продолжает она. — Когда пришел Линдси [Бакингем, музыкальный и в то время романтический партнер Никс], я сказала ему, что нам надо пойти в парк и записать звуки взлетающих птиц. Он посмотрел на меня
так, будто я рехнулась. А я спросила: „Как тебе кажется, Рианнон красивое имя?“ А он ответил: „Да, красивое"».
В соответствии со своими магическими корнями, со временем в песне стали открываться новые смыслы. « После того, как я написала песню, я обнаружила, что вообще-то Рианнон была богиней лошадей и создательницей птиц, — объясняет Никс. — Три ее птицы пели музыку, а когда-то что-то происходило на войне, Рианнон можно было увидеть верхом на лошади.
Все это есть в уэлльском переводе „Мабиногиона", их книге мифов. Когда она приходила, с людьми случалось своего рода затмение, а потом, очнувшись, они обнаруживали, что опасность исчезала, а три птички улетали от них, напевая песенку. Так что песня у Рианнон была изначально. Я об этом и понятия не имела».
Заботы Никс осенью 1974-ого были куда более приземленными. Работая официанткой, она жила с Бакингемом и писала продолжение почти не замеченного дебюта их дуэта Buckingham-Nicks и старалась сохранять оптимизм. Между тем, их продюсер Кит Олсен встретил барабанщика Fleetwood Mac Мика Флитвуда, искавшего замену гитаристу группы Бобу Уэлшу. Олсен поставил Флитвуду несколько
треков Бакингема-Никс. Флитвуду понравилось. Хотя он изначально хотел позвать одного Бакингема с Олсеном в качестве продюсера, Линдси настоял, что это должен быть «комплект», включавший в себя и Стиви.
«Кто знает? — говорит она сегодня. — Если бы этого не случилось, может, я бы продолжила образование, и никакой музыкальной карьеры у меня бы не было».
Встречаясь с Fleetwood Mac в студии Sound City в Лос-Анджелесе, пара переживала, какими будут их новые роли в группе. Мик Флитвуд вспоминал впоследствии о магическом моменте, когда они впервые нашли гармонию с Кристиной Маквай, что это было «несомненное чувство правильности происходящего» с вокалом группы. «Будто сам Мерлин не смог бы придумать лучшее заклинание».
Заклинание сработало и с Rhiannon. Наигранная Бакингемом гитарная линия, извилистый синкопированный грув Флитвуда и басиста Джона
Маквая, воздушный бэк-вокал — и вот сырое фортепианное демо Никс магическим образом обретает плоть. «Группа всегда могла взять скелет песни и очистить все ненужное, — говорит она. — Их аранжировка ложилась прямо на мой маленький скелет». Одноименный альбом (также известный как «Белый альбом»), давший начало самой успешной и продолжительной версии состава Fleetwood
Mac, был выпущен в июле 1975 года.
Выбранная в качестве второго сингла, Rhiannon попала на и место в американском чарте, но не добилась успеха в Британии (когда ее перевыпустили спустя два года, она все-таки попала на 46 место).
Но значение песни простирается гораздо дальше позиции в хит-параде. Она быстро стала блестящей возможностью для Никс показать себя в
лучшем свете и краеугольным камнем имиджа и мифологии группы. На сцене, замотанная в шифоновый шарф, со светлыми волосами, ниспадающими из-под шляпы, Никс могла растянуть песню до шести минут, под конец доводя слушателей до оцепенения («Развиваются мечты / Любовь - состояние сознания), похожего, по словам Флитвуда, на экзорцизм.
«Rhiannon — песня-тяжеловес, которую поешь каждый вечер, — говорила Никс в 1976-ом. —- На сцене это почти как трип. Все, включая меня саму, под конец чувствуют полное обрушение. И я так много вкладываю в эту песню, что сама чуть не падаю. В ней есть что-то, трогающее людей. Не знаю, что это, но я счастлива, когда это происходит».
За прошедшие годы Rhiannon перепевали все — от Уэйлона Дженнингса до Тэйлор Свифт и бесчисленных конкурсантов в American Idol. И она остается коронным номером на концертах воссоединившихся МАС в юнион. Все это время странная магия с налетом библиомансии продолжала удивлять Никс.
«Спустя годы, кто-то прислал мне набор из четырех книг, написанных
женщиной по имени Эванджелин Уолтон, — говорит Стиви. — Она провела всю свою жизнь, переводя „Мабиногион“ и историю Рианнон. Она жила в Тасконе. Я приехала туда в 1977-ом, когда Rhiannon уже была большим хитом. Ее дом был абсолютно в духе Рианнон. Она всю
свою жизнь отдала этой истории. Никогда не была замужем. По сути, она сама почти стала Рианнон. Это было нечто».
«Она слышала об этой песне. Рассказала мне о своей жизни и о том, как ее околдовало это имя, прямо как меня. Это так интересно — ее
последняя книга вышла в 1974 году, как раз когда я написала Rhiannon. Будто ее работа закончилась и началась моя».
#ИсторияОднойПесни
Нет комментариев