СЛОЖНЫЙ ЛУК НА ТЕРРИТОРИИ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ https://ok.ru/clad.tmb ЧАСТЬ II
В Новгороде же, на Неревском конце, почти у самого перекрестка Великой и Козьмодемьянской улиц, в 2 м к западу от Великой, в слое конца XII или начала XIII в. найдены вместе прекрасно сохранившиеся четыре костяные накладки от рукояти еще одного сложного лука.
Интересно, что на этом месте позднее располагались богатые усадьбы новгородских посадников Онцифора и его сына Юрия Онцифоровича (XIV — начало XV в.). Не исключено, что и в XII в. эта территория принадлежала владельцам из того же боярского рода.
Две пластины крепились с боков рукояти, две другие с внутренней (нижней) стороны лука, которая во время стрельбы была обращена к стрелку. Боковые пластины имеют слегка дугообразную форму с округлыми концами. С внутренней стороны пластинки желобчаты и покрыты сплошной продольной нарезкой, которая обеспечивала прочное склеивание пластин с деревянной основой лука. Эти нарезки или царапины наносились острием ножа или инструментом вроде шила.
Внешняя сторона пластинок выпуклая и гладкая, лишь с очень слабыми, еле заметными штрихами. Края пластинок срезаны на фаску и заштрихованы легкой крестообразной нарезкой, концы их также имеют нарезку. На гладкой поверхности пластинок в момент их извлечения из земли находились мелкие кусочки тонкой берестяной оклейки, которая, несомненно, покрывала весь лук, как это было на луке, описанном выше. Длина боковых пластинок равна 16 см, наибольшая ширина их 2,5 см и толщина 2,5 мм.
Две другие костяные накладки в форме лопаточек сделаны также из желобчатых пластинок. Они располагались с внутренней стороны рукояти лука узкими концами друг к другу. Обе они в месте расширения имеют изгиб (около 155°), который точно соответствует форме изгиба древнерусских луков, изображенных на миниатюрах и других древних памятниках. Эти пластины представляют собой единое целое, как бы одну накладку или две симметричные половины. Стык, возможно, делался для того, чтобы жесткая длинная накладка не препятствовала вибрации рогов лука во время стрельбы и не ломалась при этом.
Общая длина этих накладок 27,3 см, одна из них лишь на 3 мм длиннее другой. Широкие концы их (ширина 2,8—2,9 см) в разрезе серповидны. Как и у первой пары, вся внутренняя желобчатая поверхность этих пластинок имеет глубокую штриховую нарезку для склейки с деревянной основой лука. Такой же нарезкой покрыта наружная сторона широких концов этих накладок, а также и боковые стороны узких концов. Гладкой оставалась лишь внешняя поверхность узких концов этих пластинок в месте охвата их рукой. Ширина узких концов накладок равна 1 см, толщина пластинок 3—4 мм. Концы накладок имеют ровный прямой срез или отпил.
Узкие концы накладок соединялись в середине рукояти лука впритык друг к другу, а к торцовым срезам широких концов могли примыкать тоже впритык торцом такой же ширины (около 3 см) и толщины желобчатые роговые пластинки. Последние приклеивались с внутренней стороны рогов лука для усиления упругости. Это хорошо видно на луках XVI — XVII вв., хранящихся в ГИМ и Московской Оружейной палате. Но, на древнерусских луках IX — XIV вв. роговых вибраторов не было. Они стали применяться, вероятно, с XV — XVI вв.
Судя по накладкам из Новгорода, длина охвата рукояти этого сложного лука равнялась 13 см и была удобна для любой руки взрослого стрелка. Толщина этой рукояти (3,5 X 2 см) и овальная форма разреза также были очень удобны для охвата.
Сложный лук, в состав которого входили детали, аналогичные обнаруженным при раскопках в Новгороде, был очень широко распространен не только у русских, но и у других народов, населявших обширные пространства Восточной Европы. Он был известен, как уже упоминалось, с I тысячелетия до н. э. скифам, савроматам, сарматам и другим.
По многочисленным остаткам и деталям сложного лука, обнаруженным при археологических раскопках на территории Восточной Европы, с полной достоверностью восстанавливается его конструкция и составные части.
ПРОСТЕЙШИЙ СЛОЖНЫЙ ЛУК состоял из двух планок различных пород дерева (можжевельника и березы, сосны и березы и др.), плотно склеивавшихся рыбьим клеем. Концы лука изготавливали отдельно из плотных и прочных пород дерева (березы, черемухи и др.) и с помощью клея соединяли с концами основы лука. Места соединений концов лука скрепляли сплошной обмоткой из сухожильных нитей, после чего весь лук ДЛЯ ПРЕДОХРАНЕНИЯ ОТ СЫРОСТИ оклеивали тонкими полосками бересты.
ДРЕВНЕРУССКИЙ СЛОЖНЫЙ ЛУК был более сложным, чем описанный. В его состав входили основа лука, склеенная из двух планок различных пород дерева, деревянные концы с вырезом для тетивы, сухожилия, наклеивавшиеся на спинку рогов лука, концевые костяные накладки с вырезом для тетивы, костяные боковые накладки рукояти и нижние накладки рукояти .
Сухожилия располагались вдоль спинки, их концы приклеивались к деревянным концам лука и к рукояти. Они значительно усиливали мощность лука. Наиболее пригодными для усиления луков считались спинные сухожилия оленей, лосей, быков и других животных, имеющие длинные, прочные и эластичные волокна, способные под влиянием внешнего воздействия вытягиваться и затем снова сокращаться, когда это воздействие прекращалось.
К сожалению, остается НЕИЗВЕСТНЫМ, подвергались ли перед наклейкой на лук сухожилия какой-либо предварительной обработке, кроме пропитки клеем. Наклеивались сухожилия ровным слоем параллельно расположенных нитей, что видно по следам на березовой планке лука из Новгорода.
Костяные накладки с вырезом для тетивы наклеивались с боков деревянных концов лука, их внутренние концы заходили на его деревянную основу и скрепляли места соединения основы с концами. Концевые накладки имели слегка дугообразную форму, в разрезе были желобчатыми или выпукло-вогнутыми. Их внешняя сторона делалась выпуклой и гладкой за исключением внутреннего конца, шедшего под обмотку и покрытого штриховой нарезкой. Внутренняя сторона концевых накладок, всегда вогнутая и редко плоская, имела сплошную штриховую нарезку для более прочного склеивания с деревянной основой.
Были в употреблении концевые накладки и другого типа: треугольные в сечении, массивные, приклеивавшиеся не сбоку, а сверху концов лука .
Боковые накладки рукояти были чаще всего слегка дугообразной формы или в виде вытянутого овала, реже трапециевидные. В разрезе они желобчатые, внутренняя их сторона всегда сплошь покрыта штриховой нарезкой для склейки с деревянной основой лука, а внешняя сторона — выпуклая и гладкая, и лишь концы имеют штриховую нарезку для сухожильной обмотки.
Нередко на рукоятях были и нижние костяные накладки, приклеивавшиеся с внутренней стороны лука. Форма их разнообразна: в виде узкой планки с прямым срезом концов, планки со слегка расширяющимися концами, песта и лопаточек. Последние на рукояти крепились в стык друг к другу узкими концами.
В разрезе эти накладки выпукло-вогнутые, редко плоско-выпуклые. Как и у боковых накладок, их внутренняя, вогнутая или плоская, сторона сплошь покрыта штриховой нарезкой для склейки с деревянной основой лука.
Внешняя сторона — гладкая и выпуклая, и лишь концы нижних накладок имеют штриховую нарезку для обмотки.
Концы костяных накладок лука скрепляли стыки составных частей лука — узлы. На сложном луке было четыре узла — два у рукояти и два у концов. После наклейки костяных накладок на деревянную основу места стыков вместе с покрытыми штриховой нарезкой концами костяных накладок прочно стягивались сухожильными нитями путем сплошной обмотки по клею. Затем весь лук, кроме концов с вырезом для тетивы и иногда рукояти со знаками собственности на боковых накладках, оклеивался тонкими полосками ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ВЫВАРЕННОЙ БЕРЕСТЫ. Оклейка производилась винтообразно, как на новгородских луках XII — XIV вв. Возможно, были и другие способы оклейки.
Такова конструкция и составные части сложных луков VIII — XIV вв., широко распространенных в древней Руси, у кочевников Причерноморья и Поволжья, у народов Прикамья и Приуралья.
По-видимому, в XV или в XVI вв. русский лук усиливается наклеивавшимися с внутренней стороны его рогов широкими роговыми пластинками — вибраторами (в XVI — XVII вв. они назывались ПОДЗОРАМИ). Снизу у поздних луков наклеивались кости — ПОДПЕТЕЛЬНИКИ.
В древней Руси деревянная основа лука носила название «КИБИТЬ» , которое, возможно, как-то перекликается с арабским названием простого лука — кадиб. Кадиб, по сути дела, был положен в основу сложного лука и постепенно усложнялся и усиливался. В арабской терминологии, относящейся к частям лука и к его устройству, имеется еще более близкий по звучанию термин — кабид, обозначающий среднюю часть лука, где должна проходить стрела во время спуска тетивы.
Терминология, связанная с устройством сложного лука, у арабов очень интересна. Арабские названия частей лука сходны с древнерусскими и могут быть применены к русскому луку, аналогичному лукам арабов, персов и турок. Автор арабского наставления сравнивает сложный лук с человеческим организмом: лук, как и человек, состоит из четырех основных составных частей. У человека — это кость, мясо, артерии, кровь. Дерево лука соответствует костяку человека, рог (роговые накладки для усиления) соответствует мясу, сухожилия — артериям, клей — крови.
Арабский лук имеет спинку и внутреннюю сторону. Спинкой называется сторона лука, куда накладывается слой сухожилий. Во время стрельбы она бывает обращена в сторону цели. Внутренняя сторона лука, которая усиливается роговыми пластинами, обращена во время стрельбы к лучнику.
У сложного лука пять основных секций, или частей, и четыре соединительные, или узловые, точки. Все части имеют различное функциональное назначение: это рукоять, два плеча, или рога, в которых заключена вся метательная сила лука, и два конца, на которых закрепляются петли тетивы. Таким образом, каждый из двух рогов лука состоит из гнущегося, вибрирующего плеча, заканчивающегося жестким концом. Хотя конец лука сам и не перегибается, он, удлиняя вибрирующее плечо, значительно увеличивает силу броска.
Назначение четырех узловых, или соединительных, точек на луке — скреплять, соединять концы лука с плечами в местах их стыка и плечи лука — с его рукоятью. Эти четыре точки являются как бы сочленениями лука.
Различаются также верхняя и нижняя стороны лука. Верхняя сторона во время стрельбы обращена вверх, нижняя — к земле. Симметричные сложные луки имеют одинаковые по длине рога, но опытные лучники предпочитали луки с одним (верхним) более длинным рогом, для того чтобы достигнуть полного равновесия в броске. Поэтому центральной точкой лука является не середина рукояти, как казалось бы, а точка, расположенная ближе к верхнему концу рукояти, там, где помещаются большой и указательный пальцы левой руки или, еще точнее, где проходит стрела.
Сравнение составных частей сложных русских луков с составными частями, подробно перечисленными в арабском трактате XV в., как и памятники изобразительного искусства, свидетельствует, что и арабские, и русские, и турецкие луки средневековья изготовлялись по совершенно аналогичному принципу, имели в своем составе сходные детали из сходных материалов и даже по внешнему облику и размерам были похожи друг на друга. Именно поэтому Флетчер и другие иностранцы, побывавшие в России в
XVI в., отмечали, что русские луки похожи на турецкие.
Процесс изготовления сложных луков требовал большого опыта и хорошего ЗНАНИЯ СВОЙСТВ всех составных материалов: дерева, сухожилий, рога, кости, бересты, клея и т. п.
Кибить, или деревянная основа лука, на Руси клеилась из различных пород дерева. Для этого употреблялись сосна, ель, можжевельник, береза, вяз, ясень, клен, яблоня, грушевое дерево и другие породы. Процесс изготовления лука (об этом свидетельствуют этнографические сведения и письменные источники) начинался с выбора подходящего дерева.
Гр. Дмитриев-Садовников подробно описал всю технологию изготовления сложного лука у хантов. http://www.archaeology.nsc.ru/ru/publish/journal/doc/ ..
http://www.cultura-yamala.ru/attachments/article/604/ ..
Судя по остаткам сложных луков XII — XIV вв. из Новгорода и по лукам XVI — XVII вв., хранящимся в ГИМ и Московской Оружейной палате, последовательность операций при создании сложных луков на Руси была примерно такой же, как и у сибирских народов более позднего времени.
Но древнерусские луки более сложны, и при их выделке мастера-лучники пользовались не только ножом, но и пилой, напильником, резцом, стругом и другими инструментами. Следы употребления этих инструментов видны на костяных накладках и деревянных деталях сложных луков из Новгорода и других городов древней Руси, а также на обрезках этих деталей в косторезных мастерских Белой Вежи, Турова, Воина, Новгорода.
Большое значение в составе сложного лука имели клей и береста. Береста, как и у хантов, тщательно выбиралась и вываривалась перед оклейкой лука для придания ей эластичности. В Новгороде при раскопках находили целые клубки из тонких эластичных полосок бересты различной ширины и длины. Она широко употреблялась не только для оклейки луков, но и для плетения сумок, для писем и других целей.
От свойств и качества клея, от его эластичности и прочности склейки зависели сила, прочность и долговечность сложного лука. Лучники выбирали материал для клея так же тщательно, как дерево и бересту.
Древнерусский былинный эпос отразил это значение КЛЕЯ.
В былинах упоминается наиболее прославленный по своим качествам клей «осетра-рыбы». Этнографические данные свидетельствуют, что и народы Сибири отдавали предпочтение при выделке луков рыбьему клею.
Большое значение придавали клею лучники Востока, сравнивая роль клея в луке с ролью крови в человеческом организме. Считалось, что чем больше клея, тем сильнее лук.
Арабским лучникам рекомендовалось пропитывать эластичным клеем (из пергамента) сухожилия на спинке лука, чтобы в условиях жаркого климата они не пересыхали и лук не ослабевал.
На арабском Востоке при выделке луков учитывались климатические условия, индивидуальность лучника и предназначение лука для определенной ЦЕЛИ. В зависимости от этого определялось и соотношение составных его частей, количественная и качественная пропорция их, длина, ширина и т. д. Для крайне жарких, крайне холодных и очень сырых (влажных) районов наиболее подходящими луками считались такие, в которых деревянная основа значительно преобладала над другими частями (рог и сухожилия). Кроме того, они должны были иметь широкие рога. Для умеренно жарких, холодных (или сырых) районов рекомендовалось делать луки с узкими рогами, в состав которых должно было входить много сухожилий .
Древнерусские луки, судя по находкам в Новгороде, по музейным образцам и изображениям, соответствовали требованиям умеренного климата. Они имели умеренной ширины рога (около 3,5 см), усиливались сухожилиями и иногда роговыми пластинками. Древнерусские мастера-лучники и лучники- стрелки, несомненно, учитывали климатические особенности и влияние их на состав и конструкцию лука, учитывались и индивидуальные особенности стрелков- лучников.
А.Ф. Медведев
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев