Обсуждаемые темы

Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы
последний комментарий сегодня в 10:30
Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы
последний комментарий вчера в 03:46

8 / 21 июня н. ст. - празднование иконе Божией Матери "Урюпинская".

Урюпинский образ Божией Матери находился в станице Урюпинской, расположенной на реке Хопре. Он хранился в местном храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Явление чудотворной иконы произошло 8-го июня 1827 года, после чего она несколько лет хранилась в келье одной христианской подвижницы – Ирины Лазаревой, а потом была перенесена в станицу Урюпинскую сначала на церковную площадь напротив Покровской церкви, а в 1854 году – в сам храм. В Покровской церкви она хранилась в резном позолоченном киоте.
Об обстоятельствах явления святой иконы повествует следующее донесение Лазаревой:
«В 8 день июня 1827 года мы внезапно усмотрели на дереве, растущем на нагорной стороне нашего Урюпинского юрта, икону Божией Матери без всякой надписи ее наименования. Мы тогда же довели о сем до сведения местных священников и станичных правителей и перенесли ее в свое жилище, где и молились. Сожительствовавшая со мной девица одержима была до того 24 года недугом, и я сама болела более 24 лет, страдая от ран в обеих ногах. Однажды мы долго молились об избавлении от одержащих нас болезней... и через неделю получили просимое. Этот самый образ Божией Матери являлся в сновидении некоторым больным, и те с верой прибегали к нему и получали скорое в болезнях своих исцеление. Слух о чудесах сих стал распространяться в народе, после чего священнослужители Урюпинской станицы перенесли икону Божией Матери в приходскую Покровскую церковь».
С 1854 года и до настоящего времени чудотворная икона находится в храме Покрова Богородицы г. Урюпинска – единственном городском храме, который не пострадал в советское время. За эти годы она не раз спасала город от «моровой язвы», исцеляла страждущих. На месте, где явился образ, забил источник с целебной водой. В годы богоборчества его дважды пытались закопать, но тщетно.
Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы
последний комментарий вчера в 02:15

8 / 21 июня н. ст. - празднование иконе Божией Матери "Одигитрия Кирилло-Белозерская".

По преданию, икона находилась в келье преподобного Кирилла, основателя Успенского Кирилло-Белозерского монастыря. Она была принесена им на Белоозеро в 1397 г.
В житии Кирилла, написанном Пахомием Сербом в середине XV в., рассказывается, что преподобный, еще в бытность в московском Старом Симонове монастыре, после вечернего чтения молитв и акафиста Богородице перед ее иконой, услышал глас Богоматери, призывающий его оставить Симонов монастырь и удалиться на Белоозеро. Традиционно считается, что это произошло перед иконой, взятой впоследствии Кириллом на новое место. В описях Кирилло-Белозерского монастыря и церковно-исторической литературе икона именуется «Чудотворцевой Одигитрией», «Смоленской Кирилло-Белозерской» или «Кирилло-Белозерской Одигитрией».
Икона почиталась в монастыре как чудотворная. Празднество в честь нее совершалось дважды в год: 8 июня (накануне дня преставления Кирилла) и 28 июля (в день Смоленской Одигитрии).
Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы
последний комментарий вчера в 01:52

8 / 21 июня н. ст. - празднование "Ярославской" иконе Божией Матери.

Ярославская икона Божией Матери стала первой чудотворной иконой, явленной Пречистой Богородицей во время татаро-монгольского ига. Она была принесена на Русь (вероятно, из Киева) почти сразу после нашествия Батыя. Этим образом Богоматерь посетила русскую землю и утешила православных в скорби. Знаменательно, что это был образ «Умиление», исполненный материнской заботы и попечения. (Подобным образом в лихолетье 1917 года в день отречения Николая II – будущего царственного страстотерпца – явилась Державная икона Божией Матери). Ярославская икона была принесена в Ярославль святыми благоверными князьями Василием и Константином (память 3 июля). В честь чудотворной иконы был освящен нижний храм Ильинской церкви города Ярославля.
Ярославская икона Божией Матери известна на Руси по многочисленным спискам. В собрании Третьяковской галереи находится самый ранний список чудотворной иконы первой половины XV века, здесь же находится другой список, отличающийся выдающимися художественными достоинствами, сделанный во второй половине XV века.
В Троице-Сергиевой Лавре хранится список 1500 года, переданный в монастырь вдовой последнего ярославского князя. Ярославская икона Божией Матери тесно связана с историей государства Русского. Пред ликом Богоматери проходили важнейшие события Ярославской земли, да и Руси в целом.
В Смутное время, когда Москва оказалась под властью польских захватчиков, Ярославль стал столицей государства, а Ярославская икона Божией Матери главной моленной иконой Руси. Летом 1612 года в Ярославле продолжилось формирование народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и князя Димитрия Пожарского, который прибыл из Новгорода.
В Успенском соборе, пред ликом Ярославской иконы, князь Димитрий Михайлович Пожарский принял благословение от Ростовского митрополита Кирилла и во главе народного ополчения двинулся на Москву. Освобождение первопрестольной положило начало новой страницы истории Российского государства.
С Ярославской иконой связано и начало правления царского дома Романовых. Ярославль стал первым градом, встретившим 21 марта 1613 года юного, только что избранного на престол князя Михаила Федоровича Романова на его пути из Костромы в Москву. Отсюда он послал грамоту в Земскую Думу, извещая о своем согласии принять царский венец.
Пресвятая Богородица не оставила Ярославль без Своего покровительства. Благодаря «неслучайным случайностям» и милости Божией, был обретен древний список Ярославской иконы Божией Матери. Второе обретение святой иконы произошло спустя семь с половиной веков.
Сергей Маймур, иконописец и реставратор из Мурманска, в 1998 году обнаружил в сарае своих знакомых в селе Покровское близ Ростова Великого старую большую доску, которая оказалась иконой. Сергей признал в ней, несмотря на её ветхое состояние, Ярославскую икону Божией Матери.
Реставрация иконы продолжалась полтора года и к 2000 году была закончена. Ярославская икона Божией Матери побывала в Леушинском подворье в Санкт-Петербурге. Торжественное перенесение святого образа из Питера в Ярославль было совершено на Покров Божией Матери в 2003 году. Передача древнего списка состоялась в Феодоровском соборе Ярославля.
В кафедральном соборе, у мощей святых благоверных князей Василия и Константина, некогда принесших чудотворный образ в Ярославль, город принял свою святыню. Обретение Ярославлем этой святыни стало историческим событием и внушило надежду на возрождение многих святых мест православия на Ярославской земле.
Иконографический тип образа — Умиление. Богомладенец сидит на левой руке Богоматери, но Его фигура расположена справа от Нее — это отличительный признак данного извода "Умиление". Изображение поясное. Пресвятая Богородица наклонила голову к Сыну и Они соприкасаются ланитами. Образ преисполнен материнской заботой и попечением.
Младенец ласково держится рукой за подбородок Матери, нежно прильнул к Ней, ступни Его ножек сдвинуты. Левой рукой Он держится за кайму мафория. Эти прелестные жесты подчеркивают сердечность во взаимоотношениях Матери и Сына. Богоматерь изображена в традиционном коричневом мафории. Богомладенец в белых одеждах.
Фигура Младенца не развернута к предстоящим перед иконой, а обращена к Богородице. Обнаженные стопы символизируют такое понятие, как «кенозис» — умаление Божества, нисхождение Бога в плоть. Положение рук Пресвятой Богородицы — не поддерживающее, а притягивающее хрупкое младенческое тельце к Себе.
Край мафория перекинут через левую руку Марии и как бы укрывает и защищает дитя. Ярославская икона Божией Матери — это один из самых трогательных, подкупающих нежностью и глубиной переживаний, трепетностью проявления материнских чувств, образов Пресвятой Богородицы.
Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы
последний комментарий 19 июня в 21:42

6 / 19 июня н. ст. - празднование иконе Божией Матери "Пименовская".

Иконографический тип Пименовской иконы Божией Матери – Богородица Одигитрия.
Первое упоминание об иконе относится ко второй половине XVI века. Краткая запись в Книге Степенной царского родословия о двух мироточивых иконах в Москве – Богоматери и Николая Чудотворца была дополнена следующим сообщением: «Сию чудесную икону Богоматери Пимин, митрополит всея Руссии, принесе из Царяграда, и многа лета стояла в соборной велицей церкви на Москве. Тютрум же некто, славный купец, умоли собора того служителей, да принесут в дом его образ той Богоматери и молебная сотворят, яко же обычай есть, иже от веры мнозу желаху тогда видети в дому своем образ той Богоматери. Ныне же поставлена бяше святая икона в царском дворе в церкви у Благовещения пресвятыя Богородицы во святем олтари».
Название иконы связано с именем митрополита Пимена, который, по преданию, привез чудотворную икону из Константинополя в 1381 либо 1386 году.
Сначала икона находилась в алтаре Успенского собора Московского Кремля, затем была перенесена в Благовещенский собор. До 1918 года находилась в Мироваренной палате Кремля, затем – в Государственном Историческом музее, откуда в 1930 году была передана в Третьяковскую галерею.
Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы
последний комментарий 19 июня в 19:04

3 / 16 июня н. ст. - празднование иконе Божией Матери "Чолнская" ("Челнская").

В окрестностях уездного города Трубчевска Орловской губернии располагался старинный Спасо-Челнский мужской монастырь, основанный (по другим источникам, возобновленный) князем Трубчевским А. Н. в XVI в. По некоторым данным, монастырь существовал уже в конце XII в. В этой обители пребывала чудотворная Челнская икона Божией Матери.
Старинное предание гласит о том, что святой образ Пресвятой Богородицы, плывший по реке Десне против течения в никем не управляемом челне, явился местному пастуху. Произошло это в том месте, где позднее был устроен монастырь. Благочестивые жители крестным ходом с почестями и благоговением перенесли явленную икону в местный приходской храм. Узнав о чудесном обретении святого образа, князь Трубчевский, который страдал от тяжкого недуга, повелел доставить себя к месту явления иконы Пресвятой Богородицы. После усердных молитв перед образом князь получил полное исцеление, а святая икона была помещена в построенной князем часовне, где прославилась многочисленными чудотворениями.
После закрытия в 1923 году Трубчевского Челнского монастыря, следы чудотворной иконы Божией Матери теряются.
В настоящее время список с Челнской иконы Пресвятой Богородицы находится в Трубчевской церкви Сретения Господня Брянской епархии.
Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы
последний комментарий 19 июня в 17:44

5 / 18 июня н. ст. - празднование иконе Божией Матери "Игоревская".

История иконы связана с памятью о святом великом князе Игоре из рода Ольговичей, в крещении Георгии, в иночестве Гаврииле, убитом в Киеве в 1147 году (память 18 июня и 2 октября по новому стилю). Святой князь, вовлечённый против своей воли в самый центр междоусобной брани, стал невинной жертвой ненависти киевлян к его старшему брату – великому князю Всеволоду. Получив после смерти Всеволода в княжение город Киев, князь Игорь владел им всего лишь две недели, так как киевские бояре сразу же призвали врагов рода Ольговичей Мстиславичей с войском.
Под Киевом произошла битва между войсками князя Игоря и Изяслава Мстиславича. Киевские войска в разгар сражения предали Игоря и перешли на сторону Изяслава. Четыре дня Игорь Ольгович скрывался в болотах около Киева. Там его взяли в плен, привезли в Киев и посадили в поруб – холодный бревенчатый сруб без окон и дверей (чтобы освободить узника, приходилось его оттуда «вырубать»).
В порубе многострадальный князь тяжело заболел. Думая, что он умрёт, противники князя разрешили «вырубить» его из заточения и постричь в схиму в Киевском Феодоровском монастыре. Но князь выздоровел и, оставшись иноком монастыря, проводил время в слезах и молитве.
Но не прошло и года, как взбунтовавшаяся чернь решила расправиться с князем-иноком. Митрополит и духовенство старались вразумить и остановить киевлян. Правивший в Киеве князь Изяслав Мстиславич и особенно его брат князь Владимир пытались предотвратить бессмысленное кровопролитие и спасти святого мученика, но сами подверглись опасности со стороны ожесточённой толпы.
Восставшие ворвались в храм во время Божественной литургии, схватили молившегося пред иконой Божией Матери Игоря и потащили его на расправу. Так погиб безвинный мученик, святой князь Игорь. Икона, перед которой святой молился перед страшной смертью, с тех пор стала называться Игоревской.
Вскоре Игоревская икона Пресвятой Богородицы стала почитаться как чудотворная и была помещена близ царских врат в приделе святого апостола Иоанна Богослова в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры. Во время оккупации Киева в 1941 году икона бесследно исчезла.

21 мая / 3 июня н. ст. - празднование иконе Божией Матери Владимирская "Ростовская".

О происхождении чудотворной Владимирской иконы Божией Матери, которая находилась в кафедральном Успенском соборе Ростова Великого, в житии преподобного Алипия Печерского рассказывается следующее.
Некий благочестивый киевлянин, построивший в Киевском Подоле церковь, пожелал украсить ее семью большими иконами, написанными преподобным Алипием–иконописцем. Он обратился к двум монахам Киево-Печерского монастыря с просьбой поспособствовать ему в этом благом деле. Когда эти два инока согласились договориться с иконописцем, заказчик дал им серебра и подготовленные для икон доски. Однако иноки деньги оставили себе, а преподобному Алипию ничего не сказали. Несколько раз от имени Алипия монахи требовали от заказчика денег и, наконец, сказали, что печерский иконописец отказывается писать иконы. Тогда киевлянин явился с жалобой на Алипия к игумену монастыря преподобному Никону. Призванный для ответа Алипий уверял, что ему ничего не известно о заказе, но игумен не поверил и приказал принести приготовленные для икон доски. Когда же доски были принесены, то все с удивлением увидели на них святые образы. Столь чудесное событие послужило явным доказательством невиновности преподобного Алипия-иконописца и изобличило клеветников.
На одной из икон был изображен Спаситель, на другой – Божия Матерь с Богомладенцем, а на остальных – лики святых. Господь Сам показал, что все эти иконы – чудотворные: весь киевский Подол был охвачен пожаром, уничтожившим и ту церковь, для которой предназначались святые иконы. Но они, к радости верующих, были найдены в пепле ничуть не пострадавшими от огня.
Весть об этом чудесном событии достигла великого киевского князя Владимира Мономаха. Он сам прибыл на место пожара и лично убедился в целостности икон. Великий князь взял «едину икону, святую Богородицю, и посла в град Ростов». Поликарп, автор повести о преподобном Алипии, пишет: «икона эта и доныне цела, я сам видел ее. И вот, что при мне произошло в Ростове: церковь рухнула, а та икона осталась неповрежденной и перенесена была в деревянную церковь, которая сгорела от пожара, а икона опять осталась невредима, и признаков огня нет на ней». Находился святой образ Богородицы с Младенцем Иисусом в каменной церкви, построенной в честь Успения Богоматери в Ростове Великом. Здесь эта святая икона неоднократно была прославлена чудесами.
Однажды своды Успенской церкви обрушились, но икона Богоматери осталась невредимой. Несколько раз страшные пожары сильно повреждали всю церковную утварь и иконы, но чудотворная икона Богоматери никогда не страдала от огня.
Святой образ был украшен серебряным с позолотой окладом. На последнем сделана надпись, в которой икона и называется «Владимирской».
Согласно литературным источникам XIX века, эта икона дошла до начала XX века и является единственным достоверным произведением первого русского иконописца преподобного Алипия Печерского.
Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы
последний комментарий 18 июня в 06:03

31 мая / 13 июня н. ст. - празднование иконе Божией Матери "Луганская".

В Луганске обнаружили икону Божьей Матери, которую давно считали утерянной. Некогда она висела в келье известного старца Филиппа, которому приписывают многие чудеса, в том числе и то, что он был свидетелем явления Божьей Матери в Луганске. Именно это событие и передано на иконе.Изображению, которое было написано неизвестным автором в 1905 году, когда Богородица якобы явилась всем луганчанам, старец пророчил большое будущее.
Во всех источниках упоминаются слова Филиппа о том, что эта икона будет еще прославлена, она спасет Луганск и сделает его известным. Считалось, что после смерти старца икона была безвозвратно утеряна. Однако по счастливой случайности или волею судьбы ее удалось найти съемочной группе телеканала ЛОТ, которая приехала в г. Александровск снять фильм про старца для цикла передач «Губерния». Приехав в Александровск, чтобы посетить церковь, где Филипп служил дьяконом последние годы жизни, первым человеком, которого встретила съемочная группа, оказалась бабушка, которая сама видела и помнит старца.После переименования Луганска на Ворошиловград, у старца спрашивали: “Папаша! А как же икона наша теперь будет называться? Город -то уже не Луганск? Называть ее Ворошиловградской как-то и язык не поворачивается”. И только уверенный ответ старца мог развеять сомнения народа. А в исполнении сказанных им слов мы, по прошествии многих лет можем убедиться сами. “Город был и останется Луганском. Имя же этого бандита сотрется со страниц истории как имя героя. И люди его забудут. А кто будет образ явления Божией Матери именовать его именем, у тех на языках шишки повырастают”.
Изображение, которое находилось у старца в келии, было написано одним неизвестным художником и передавало все явление Божией Матери в подробностях. Старец Филипп часто говорил, что не знавшие его, которые будут жить позднее, прославят Луганскую икону Божией Матери, но не ту, что находилась у него и отражала все явление.А будет написана новая икона в воспоминание этого события. Также говорил: “Пройдут с иконой крестообразно через весь город. Приедут чужеземцы и поклонятся. А вы будете следом идти, петь и радоваться”. Так и случилось. После смерти диакона Филиппа изображение, находившееся у него пропали. И только при Архиепископе Луганском и Старобельском Иоанникии, по его благословению и по просьбам верующего народа, во время Великого поста, в 1992 году, лучшим иконописцем нашего времени монахом-подвижником Псково-Печерского монастыря была написана Луганская икона Божией Матери.Святой образ исполнен в византийской иконописной традиции, не имея аналогов в изображении во всем Православном мире.
На сегодняшний день образ Луганской Божией Матери по благословению Высокопреосвященнейшего Владыки Иоанникия установлен и своим присутствием украшает Свято-Петропавловский кафедральный собор города Луганска.Перед святым образом каждую среду перед началом Божественной литургии, собором духовенства совершается служба акафиста Покрову Пресвятой Богородицы. Имея такую Покровительницу города и области, православные молятся о защищении от всех бед и напастей, об утверждении в отечестве нашем мира и согласия, испрашивая потребное благополучие.
Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы
последний комментарий 18 июня в 06:02

31 мая / 13 июня н. ст. - празднование иконе Божией Матери "Нерушимая Стена".

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Нерушимая Стена» выполнена в стиле мозаики на стене над горним местом главного алтаря киевского Софийского собора. Божия Матерь изображена на золотом фоне, стоящей во весь рост на четырехугольном золотом камне с воздетыми руками.
Икона получила свое наименование «Нерушимая Стена» ввиду того, что на протяжении девяти веков оставалась неповрежденной, несмотря на то, что и собор, и город неоднократно подвергались разрушению. Сохранилось старинное описание этой иконы: «Рост Богородицы исполинский, как и все Ее дела на Руси. Она стоит на золотом камне, в незыблемое основание всех притекающих к Ее защите. Небесного цвета Ее хитон, червленый пояс и на нем висит лентион, которым Она отирает столько слез. Лазуревые поручи на воздетых к небу руках. Золотое покрывало опускается с Ее головы и перевешено в виде омофора на левое плечо, на знамение Ее покрова, ширшего облака, по гласу церковных песней. Светлая звезда горит на челе Богоматери и две звезды на раменах: ибо Она Сама, Матерь Незаходимого Света, была для нас зарею Незаходимого Солнца».
По киевскому преданию, стольный град не погибнет, пока простирает над ним руки Божия Матерь «Нерушимая Стена».
Показать ещё