В России мыловарение основывалось на секретах мыловарения Византии, но, несмотря на это развивалось оно самобытным путем. «Поташным делом», именно так тогда называли мыловарение, занимались целые деревни, самыми популярными были костромские и валдайские мастера. Процесс мыловарения в те времена заключался в следующем: деревья рубили, жгли в котлах, золу заваривали, делали щелок, после выпаривали его до получения поташа. Поташ стал одним из основных продуктов экспорта, что привело к массовой вырубке лесов.
В 1659 году «поташное дело» как прибыльное перешло в царскую козну.Постепенно мыловарение и его процесс совершенствовалось. В 1685 году французский физик Николас Леблан открыл заводской способ получения соды из соли, что снова удешевило производство мыла. Этот щелочной материал вытеснил поташ. Кроме этого промышленному мыловарению способствовало развитие химии жиров французского химика Мишеля Эжена Шевреля. Все это привело к бурной организации «мыльных» компаний и повсеместному строительству мыловаренных заводов.
Промышленное производство мыла в России наладил Петр Первый, который даже приказал засадить поля растениями, используемыми в составе мыла. Но до середины XIX века мылом могла позволить себе пользоваться только знать. Крестьяне продолжали использовать для стирки и мытья щелок — смесью, которую они получали из древесной золы, залитой кипятком и распаренной в печи.
Свидетельства о русских мастерах-мыловарах можно найти только от XV века.Первые мыловаренные фабрики появились в XVIII веке. В Москве тогда были известны две: в Новинской и Пресненской частях. К 1853 году Московская губерния могла похвастаться уже восьмью мыловарнями. Потреблять мыло стали многочисленные суконные, ситценабивные и красильные фабрики.
Оборудование фабрик поначалу состояло из котлов, дровяной печи и каменной ступки. Только Брокар сумел стать признанным «королем парфюмерии», так как ему удалось выпустить дешевое мыло для всех слое населения. Также Брокар один из первых, кто обратил внимание на важность привлекательного внешнего вида продукции. Так, огуречное мыло производилось в форме огурца, поэтому его часто покупали просто из любопытства.
Дальше все развивалось стремительно, оборудование модернизировалось, использовались передовые техники, повышалось качество мыла. Особой популярностью пользовалась «Невская косметика», имевшая право изображать на своей продукции герб Российской Империи, которого удостаивались только товары высочайшего качества.
Сегодня мыло занимает прочные позиции в повседневной жизни, которую без него просто невозможно представить. Только сейчас мыло это не обычное средство гигиены и не только средство гигиены. Мыло выполняет разные задачи: лечение акне, ароматерапевтическое воздействие, использование для чувствительной кожи, снятие напряжения, борьба со старением кожи или угревой сыпью и т.д.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев