Родилась 27 августа 1896 года в Таганроге в состоятельной еврейской семье.
Помимо Фаины в семье было три сына (Яков, Рудольф и Лазарь) и дочь Изабелла. В 1898 году семья переселилась в заново отстроенный по заказу отца дом по улице Николаевской 12, до того принадлежавший купцу Михаилу Николаевичу Камбурову.
Обучалась в Мариинской женской гимназии. Получила обычное для девочки из обеспеченной семьи домашнее воспитание: обучалась музыке, пению, иностранным языкам. Театром увлекалась с 14 лет, посещая занятия в частной театральной студии А. Ягелло (А. Н. Говберга), окончив её в 1914 году.
В 1915 году уехала в Москву. Жила в комнатке на Большой Никитской. В эти годы познакомилась с М. Цветаевой, О. Мандельштамом, В. Маяковским, впервые встретилась с В. Качаловым. Судя по её воспоминаниям, была влюблена в Качалова и восхищалась его игрой.
Родители, братья и сестра актрисы в послереволюционные годы покинули Россию и поселились в Праге.
Семья и ранние годы Фаины Раневской
Актриса родилась в 1896 году в Таганроге под именем Фанни Гершевны Фельдман. Ее отец был богатым нефтепромышленником. У него даже был собственный теплоход «Святой Николай», на котором все семейство, кроме Фаины, в 1917 году отбыло в Турцию.
Позже она рассказывала, как в минуты нужды обратилась к одному из друзей отца за финансовой помощью. Тот ответил, что дочери Герша Фельдмана он не может дать мало денег, а много у него нет. В итоге не дал ничего.
В детстве девочка не нуждалась в деньгах, только в материнской заботе и родительском внимании. У нее было три брата и сестра-красавица. На ее фоне Фаина остро ощущала собственную непривлекательность и комплексовала из-за длинного носа и заикания.
В учебе девочка тоже не блистала, до конца жизни она писала с ошибками, а родителям пришлось забрать ее из хорошей гимназии и обучать дома.
В 13 лет Фаина посмотрела в театре постановку «Вишневый сад» и поняла, что должна стать актрисой. В честь этого знакового события она выбрала свой псевдоним.
Есть легенда, что Фаина со знакомым артистом ходила получать денежный перевод от матери. Ветер вырвал наличные из ее рук. Раневская воскликнула: «Как красиво они улетают». Знакомый сказал, что она вылитая чеховская героиня. Это сравнение так понравилось актрисе, что она решила взять ее фамилию себе.
В семье ее увлечение, мягко говоря, не поддержали. Мало того, что театральная карьера не соответствовала представлениям о жизни обеспеченной семьи, отец еще и поднял маленькую Фаину на смех. По его мнению, она была слишком некрасива для актрисы. А таланта он в ней и вовсе не разглядел.
В 1915 году Фаина, рассорившись с семьей, уезжает в Москву. Мать тайком дала ей немного денег, на которые она сняла комнату на Большой Никитской.
Первые шаги в Москве
В столице Фаина пыталась поступить в несколько театральных училищ, но все без толку — в ее талант по-прежнему не верили. У девушки была нетипичная внешность — рост 180, большой нос и крупное телосложение. Это было нехарактерно для актрис того периода.
И тут начинается то, что определило Фаину Раневскую на долгие годы. Она любила дружить и умела заводить друзей.
В биографии, написанной ее близким другом, сказано, что буквально «у колонн Большого театра» юная Фаина знакомится с известной балериной Екатериной Гельцер.
Эта женщина стала ее покровительницей. Она устроила Фаину на работу в летний подмосковный Малаховский театр, а также ввела ее в свой круг столичной богемы, в который входили Марина Цветаева, Мандельштам, Маяковский и Брики. Там Фаину полюбили за острый язык и чувство юмора.
В дальнейшем актриса освоилась в столице, стала играть в массовке во многих театрах второго эшелона — антрепризных и передвижных, ездила с гастролями по провинции и мечтала пробиться наверх.
Успехи в карьере
В 1931 году 35-летняя Фаина возвращается в Москву и поступает в Камерный театр, впоследствии ставший театром Пушкина. Позже она курсирует по столичным театрам, пока окончательно не оседает в театре Моссовета, который надолго станет ее вторым домом.
В 1936 году за театральные роли Фаина Раневская получила звание Заслуженной артистки РСФСР, но до всенародной популярности ей было далеко.
Ее карьера делает резкий поворот в 1934 году, когда она снимается в фильме Михаила Ромма «Пышка». По легенде режиссер подошел к ней на улице, сказал, что видел Фаину в театре, и предложил роль.
В 30-х актриса снимается в нескольких популярных фильмах, включая культовый «Подкидыш», в котором произносит знаменитое «Муля, не нервируй меня». Эта фраза будет преследовать Фаину всю оставшуюся жизнь.
За следующие 30 лет Раневская сыграет 26 ролей в фильмах, из них главная — только одна. Это была картина Ромма «Мечта», вышедшая в 1941 году. Там Фаина играет хозяйку пансиона, которая раскрывается как масштабный драматический персонаж.
Но массовому зрителю она больше запомнилась в культовой советской «Золушке». Там Раневская с присущим ей комическим талантом сыграла мачеху.
Работа в театре
Театральные роли Раневской овеяны множеством легенд. Ее первой известной ролью в Камерном театре стала проститутка Зинка. Среди зрителей ходила байка, что вместо профессиональной актрисы театральная труппа привлекла настоящую секс-работницу.
В 1950-х Фаина была известна всей Москве благодаря спектаклю «Шторм», шедшему в театре Моссовета. Там актриса играла Маньку-спекулянтку. Раневская была так хороша, что многие зрители приходили посмотреть только на ее эпизод, а затем массово покидали зал.
Это не добавляло теплоты ее отношениям с режиссером Юрием Завадским. Он вдохновлял Раневскую — но не на актерскую игру, а на колкости. О противостоянии самой популярной актрисы и главного режиссера театра ходили легенды.
Раневская считала Завадского конъюнктурщиком и бездарностью, они регулярно ругали друг друга при всей труппе.
Что интересно, в конце жизни их отношения потеплели, Завадский возил Раневскую к врачу, и они обменивались теплыми словами в письмах.
Но не все в карьере Раневской складывалось гладко. Она грезила большими драматическими ролями. Еще в начале 40-х Фаина пробовалась на роль Ефросиньи Старицкой в картине Сергея Эйзенштейна.
Режиссер был готов ее взять, но партийное начальство отклонило кандидатуру.
Отношения с мужчинами
Фаина Раневская никогда не имела подтвержденных романов с мужчинами. В подростковом возрасте она много переживала из-за своей внешности и считала ее помехой личной жизни.
Ходили слухи, что у актрисы были отношения с маршалом Толбухиным. Они познакомились, когда Раневской исполнилось 50 лет, и общались пару лет до его смерти.
Толбухин был большим поклонником одной из самых обаятельных женщин своего времени и регулярно приезжал к Раневской в гости.
Последнюю половину жизни Раневская прожила одна. Но дружила с дочерью Павлы Вульф — Ириной Сергеевной, ставшей режиссером, и ее сыном Алексеем Щегловым, которого звала «эрзац-внуком».
Подруги Раневской
Актриса любила и умела дружить. В 1917 году Раневская познакомилась в Ростове-на-Дону с театральной актрисой Павлой Вульф, известной в провинциальных театрах. Фаину восхитила ее игра, и она пришла к ней после спектакля, чтобы выразить свои чувства.
Павла попросила ее прочитать монолог и за пару минут разглядела в Фаине талант. В дальнейшем она стала протежировать ее, помогая учиться и самосовершенствоваться.
Фаина с Павлой играли в разных антрепризах в провинциальных театрах в Крыму, Казани и других регионах. Вульф, будучи старше на 20 лет, впоследствии умерла на руках у любимой подруги в 1961 году.
Среди подруг Раневской была и Анна Ахматова, с которой актриса подружилась во время Великой Отечественной войны.
Они обе жили в эвакуации в Ташкенте и там начали близко общаться. Хотя по легенде познакомились гораздо раньше: Раневская, со свойственной ей непосредственностью, просто пришла в гости к Ахматовой со словами: «Вы мой любимый поэт, хочу быть с вами знакомой».
Женщины до самой смерти проводили много времени вместе. Они ходили друг к другу в гости, подолгу гуляли, читали стихи. Когда Ахматову начали травить, Фаина была одной из немногих, кто не бросил ее.
Еще одной близкой подругой Раневской была Любовь Орлова. Фаина частенько подтрунивала над ней. Сохранилась шутка про шкаф Орловой, настолько забитый нарядами, что моль, живущая в нем, не может научиться летать. Любовь обожала юмор Раневской и называла ее «Добрым Феем».
Последние годы жизни
Фаина дожила до 87 лет, и ей довелось похоронить почти всех своих друзей, даже дочь Павлы Вульф Ирину.
Это не могло не сказаться на эмоциональном состоянии актрисы. С возрастом она все чаще жаловалась на одиночество.
Раневская любила животных и частенько приносила их с улицы. Ее последняя собака — дворняга по кличке Мальчик, оставалась с ней до конца.
Она настолько любила эту собаку, что всегда брала ее с собой на театральные репетиции.
Образ Раневской
Еще при жизни Раневская, которую обожали зрители — как обычные люди, так и первые лица государства, была персонажем легендарным. В истории она запомнилась как трагикомическая фигура — великая актриса, но одинокая женщина.
С последним можно поспорить, на одиночество она жаловалась в своих дневниках только в последние годы жизни, когда умерли все ее друзья. А в ранние годы она дружила с самыми интересными людьми своей эпохи и редко оставалась одна.
Как это часто бывает с сильными женщинами, про плохой характер Раневской ходили легенды. Она часто ссорилась с режиссерами и молодыми актерами. Ее любимой тактикой было отпускать едкие комментарии в адрес тех, кто казался ей недостаточно талантливым.
В театре Раневскую боялись и считали строгой, она всегда говорила, что думает, и не стеснялась в выражениях. Но все неизменно сходились во мнении: Фаина была настоящим профессионалом, а театр и кино были делом ее жизни.
Умерла актриса в 1984 году, ее похоронили на Донском кладбище в Москве. Могилу легко узнать по бронзовой фигуре последнего питомца Раневской — пса Мальчика.
__________________________________________
Самые провокационные высказывания Фаины Раневской
«Если человек тебе сделал ЗЛО — ты дай ему конфетку, он тебе ЗЛО — ты ему конфетку... И так до тех пор, пока у этой твари не разовьется сахарный диабет»
«Хрен, положенный на мнение окружающих, обеспечивает спокойную и счастливую жизнь».
«Ненавижу, когда ***ь строит из себя невинность!»
«Всю жизнь я страшно боюсь глупых. Особенно баб. Никогда не знаешь, как с ними разговаривать, не скатываясь на их уровень».
«Я, как яйца, участвую, но не вхожу».
"Жизнь и судьба Фаины Раневской"
#ДатыЛД
Комментарии 2