Существует ли «французский парадокс»
В 1950 г. появилось такое понятие, как средиземноморская диета. Тогда и медиками, и общественностью, и журналистами было отмечено, что жители острова Крит и Греции болеют онкологическими и коронарными заболеваниями значительно меньше, чем представители других стран Европы. Когда проанализировали рацион питания греков и критян, все убедились в его простоте: овощи, фрукты, злаковые, мало жиров животного происхождения, много соков, рыбы. Пища готовится на оливковом масле, в меню очень редко встречаются пирожные. Южане едят мало мяса, во время приема пищи ежедневно выпивают немного вина, много трудятся. Своей диетой гордятся, советуют всем желающим следовать их примеру. Так и появилось понятие «средиземноморская диета».
В 70-х гг. прошлого столетия в литературе на медицинскую тематику много писалось о пользе бокала красного вина, выпиваемого ежедневно. Это считалось одним из методов укрепления сердца, очищения кровеносных сосудов, флоры желудка. Как результат – продажа винной продукции в середине 70-х гг. увеличилась на 40 %.
На протяжении столетий правда о действии алкоголя на здоровье человека подменялась вымыслами, которые принимались как должное, поскольку небольшое количество игристого вина поднимает настроение, улучшает самочувствие, помогает снять стресс, победить страх, расслабиться.
Известно, что алкоголь в организме мужчины и женщины действует по-разному. У здорового мужчины на 1 кг веса усваивается 100 мг алкоголя. У женщин этот показатель на 15–20 % меньше. После употребления полутора литров вина в организме мужчины в течение 4 часов остается 75% неизмененного алкоголя. На следующее утро остаток составляет 50 %. Отсюда возникает токсикоз, то есть отравление организма продуктами метаболизма алкоголя. Результаты токсикоза: головная боль, неприятный запах изо рта, предрасположенность к рвоте, головокружение, пунцовый цвет лица, потливость.
Молекулы алкоголя очень легко растворяются в воде и жирах. эта смесь легко движется по сосудам, проникает в кровь сквозь стенки желудка и доходит до коры головного мозга. Реакции человека становятся замедленными, движения - неуклюжими, речь – путанной, с нецензурными словами. как правило, исчезает чувство страха, печаль, неуверенность.
Вследствие динамики роста потребления пива за последние годы резко увеличилось число дорожно-транспортных происшествий. Казалось бы, какой вред может причинить бутылочка выпитого пива или стакан вина, глоток водки или коньяка? Однако замедленная реакция не позволяет водителю мгновенно принять правильное решение в определенной дорожной ситуации. Особенно это опасно в темное время суток.
К сожалению, далеко не все знают, что алкогольная кардиомиопатия более распространенное заболевание, развивающееся вследствие употребления алкоголя, чем цирроз печени. И в первом и во втором случаях мы имеем дело с разрушительным воздействием алкоголя, но пьяный водитель за рулем вряд ли скончается от цирроза печени, а вероятность умереть от сердечного приступа намного выше.
И все же человек упрям по своей натуре, особенно, если существует некая «обнадеживающая» информация о целебных свойствах красного вина или коньяка. Как указывалось выше, в 70-е гг. прошлого столетия во весь голос заговорили о «французском парадоксе». Сравнив смертность в США и во Франции, пришли к выводу, что французы живут дольше американцев, хотя питаются они почти одинаково: едят много мяса (холестерин), твердых сычужных сыров (молочный жир), мучного и т. д. разница лишь в том, что обильную пищу французы запивают хорошим вином, чего не делают американцы.
Сегодня, в начале XXI в., наблюдается новый парадокс. Французы употребляют клетчатки и орехов в три раза больше, чем англичане, но количество летальных исходов по причине инфаркта миокарда и во Франции и в Англии почти одинаково. Идентично и потребление алкоголя на душу населения, хотя во Франции пьют больше вина, а в Англии – виски. Значит, причина инфаркта миокарда – в употреблении спиртного и его последствиях.
Профессор Вольфсон из Лондонского института профилактической медицины уверен, что, несмотря на то, какое количество спиртного выпивает человек, через 30–40 лет результаты будут плачевными. За 30 лет накопятся различные предпосылки для сердечного приступа. Инфаркт неминуем – у кого раньше, у кого позже. В медицинском освидетельствовании никогда не напишут, что скончавшийся пил в течение 30–40 лет, а укажут причину смерти – инфаркт миокарда, цирроз печени, рак, инсульт.
Еще один пример связан с курящими женщинами. В Англии таковых на 9 % больше, чем во Франции, и на 30 % больше, чем в Америке. Обратимся к статистике: в какой из трех стран умирает большее количество женщин по причине инфаркта? В Англии!
Лауреат Нобелевской премии Сент-Джиорджи писал: «У каждой проблемы, даже самой сложной, есть свой чрезвычайно простой ответ. Но зачастую с ним не считаются». Как хорошо подходит эта цитата к дискуссии о «французском парадоксе»! Французы живут дольше других, но все равно повально умирают от инфаркта, а основной причиной сердечного приступа во Франции является длительное, с отягчающими последствиями употребление вина. «Винный инфаркт»!
Профессор Кэрол Харт из университета Глазго, Шотландия, и департамент социальной медицины в Бристоле, Англия, на протяжении 21 года вели наблюдение и обследовали 5766 мужчин в возрасте от 35 до 64 лет, употребляющих алкоголь. Предполагалось, что малые дозы алкоголя смогут очистить кровь от жиров, а сосуды – от жировых наслоений, и тем самым улучшат циркуляцию крови в организме. Но результат оказался обратным. Те, кто употреблял малые дозы алкоголя, настолько привыкли к нему, что рюмка спиртного стала для них «глотком воздуха». Со временем такие «дозировано» пьющие перешли на употребление все большего количества алкоголя и дошли до хронического заболевания. а где хронический алкоголизм, там и сердечно-сосудистые заболевания, и это несмотря на то, что англичане и шотландцы употребляют алкогольные напитки высокого качества (British Medical Journal, 1999; 318:1725-1729).
Дж. Шварцбаум и его коллеги из университета штата Огайо, США, выступая на 33-й сессии Всемирной ассоциации в области эпидемиологических исследований в г. Сиэтле, со всей уверенностью заявили, что малые дозы алкоголя, которые, казалось бы, должны расширять сосуды и растворять в крови жиры, отнюдь не способствуют профилактике атеросклероза и сердечной недостаточности. По этому поводу было обследовано 1568 мужчин с сердечнососудистыми заболеваниями, употреблявших в той или иной мере спиртные напитки. Дж. Щварцбаум также заметил, что те мужчины до 34 лет и женщины до 45 лет, которые вовсе не употребляли алкоголь в своей жизни, не подвергались риску возникновения аритмий и другой сердечно-сосудистой патологии, в том числе гипертонии и атеросклероза (N Eng J Med2005; 352: 596-607).
А. Шарпер и С. Варинамези в течение 13 лет вели наблюдение за 7169 мужчинами, употреблявшими небольшое количество алкоголя и не считавшими себя хронически пьющими (по их мнению, небольшая доза алкоголя «делает в организме свое дело»). Но когда тот или иной мужчина попадал в больницу с диагнозом «предынфарктное состояние» или «инфаркт», его точка зрения менялась. Медики-исследователи в одной из своих научных статей писали: «Было бы очень хорошо, если бы малопьющий человек не дразнил непьющего или воздерживающегося словами, что пару капель виски ему не помешают...»
Я вспоминаю историю моего приятеля. мы познакомились с ним в Крайове. он вырос в семье, где никто не пил и не курил. Закончив «на отлично» среднюю школу в г. Банилова Крепость (Четатя), он поступил в государственный медицинский институт в Бухаресте, где также учился только на «отлично», веря, что стать хорошим медиком – это его призвание. но в Бухаресте жизнь во многом отличалась от жизни в его маленьком городке: много интересных людей, частые встречи, общение. Кто-то подносит фужер шампанского или вина, кто-то желает угостить сигаретой... С первой рюмкой, с первой сигаретой жизнь, казалось, обрела новое, более яркое наполнение. Выпивка и курение вошли у него в привычку.
Все же мединститут приятель закончил вполне успешно, получил «красный» диплом. открывались возможности для будущей самостоятельной жизни молодого специалиста. Выпускника вуза интересовала нейрохирургия, и он начал практику врача-нейрохирурга. Коллеги и пациенты отмечали
неподдельный интерес хирурга к каждому больному, его искреннее желание помочь, вылечить, сделать экстренную операцию, подчас даже очень сложную. Ему все удавалось, все восхищались им, но... Там, где друзья, благодарные пациенты, поклонники, – алкоголь льется рекой.
Со временем врач стал нервным и замкнутым. У него начали трястись руки, и операции, где он был ответственным, более опытным хирургом, превращались в шумную риторику выпивающего доктора. Он начинал, но не мог довести операции до конца, и менее опытные коллеги должны были вмешиваться и заканчивать их. Пациенты перестали обращаться в эту клинику, видя, что происходит там по вине пьющего хирурга. Падение и деградация стали очевидны. Увольнение с работы, крах семьи, хронический алкоголизм и презрение людей… Финал истории был ужасным: бывший хирург пьяным заснул в постели с дымящейся сигаретой в руках. он сам и большая часть квартиры сгорели.
Кто-то сказал, что умеренное употребление алкоголя – «это школа воспитания будущих пьяниц». Вот что писал профессор анатомии университета штата Каролина, США, Мелвин Найсли: «Поверьте мне, я тоже когда-то пил, считая, что пью умеренно. Я вовремя остановился и стал полностью воздерживающимся. Как врач, хорошо знакомый с функциональными сбоями в работе внутренних органов человека, говорю вам: глоток спиртного, бутылка пива или рюмка ликера препятствуют полноценному поступлению кислорода в мозг. Вы больше действуете, чем думаете, больше говорите, чем молчите. Еще пару стаканчиков – и вы все в большей мере ставите под удар мозг, сердце, поджелудочную железу и печень. В следующий раз, когда вам захочется немножко выпить, а под рукой не окажется спиртного, вы нанесете тяжелейший удар своей нервной системе».
В 1999 г. на XX съезде европейской ассоциации кардиологов доктор Дело-Гериль, Франция, заявил, что человеку с повышенным риском развития инфаркта категорически запрещается употреблять даже вино, не говоря уже о крепких спиртных напитках. Следует помнить, что сердце может не выдержать удвоенной нагрузки, учитывая проблему с сосудами сердца.
Доктор Дж. Голдберг пишет: «Мы дошли до абсурда, считая, что немного вина – это та медикаментозная доза, которая предупредит сердечнососудистые заболевания. Позволю спросить: если алкоголь может рассматриваться как лечебное средство, то не лучше ли было фармацевтическим предприятиям выпускать спиртное вместо медикаментов? Но, к счастью, разум все-таки еще доминирует в фармацевтике» (N еng J меd2003; 348: 163-164).
Специалисты неустанно повторяют: «Употребление водки, вина, пива – это не только «разогрев» крови, как это кажется на первый взгляд, это процессы брожения в крови. Перекиси чувствуют себя в крови более чем комфортно, они превращают ее в пенообразную массу. Подогрейте на огне вино или пиво, и вы увидите образующуюся белую пену. Тот же процесс происходит и в крови пьяного человека».
Интересная особенность: виноградный сок (не перебродивший!) является антиоксидантным средством. Но стоит соку перебродить, как он становится окислителем, стимулятором перекисного окисления. Существует множество овощей и фруктов – настоящих антиоксидантов: клубника, земляника, шпинат, свекла, цветная капуста и т. д. Используйте их для укрепления вашего здоровья (Am J Clin Nutr2004; 79:123-130).
Здоровье и исцеление №2, стр. 14 http://christperiodic.com/arhiv#zdisc
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев