Трёхгранновыемчатая резьба представляется подчас технически простым видом резьбы по дереву. Рисунок резьбы образуют трёхгранные углубления, сделанные простыми резцами. Однако для достижения гармоничности геометрического рисунка резьбы мастеру требуется великолепное чутьё материала и отточенное владение инструментом, одна неверная или скошенная деталь резьбы способна испортить всё впечатление от предмета.
Временные рамки возникновения трёхгранной резьбы весьма расплывчаты и неопределённы. Часть исследователей возводит геометрическую резьбу к самым древним временам, другие полагают, что широкое распространение резьба получила в относительно поздний период, с общим развитием потребностей декора бытовых предметов в самых различных социальных слоях общества.
Кругу памятников народной культуры Русского музея с явно выраженной барочной орнаментацией противостоит другой круг вещей, преимущественно крестьянского обихода, с геометрической трехгранновыемчатой резьбой. Таковы ларец-баульчик и рубель из села Долгощелье (низовья реки Кулой).
Мир образов трехгранновыемчатой резьбы глух и неподвижен. Но таким представляется он в отъединенности от предметной среды, всегда живо связанной со временем. Выемки и звездчатая паутинка выступающих борозд образуют ряды крест-накрест расчерченных квадратов, углов и лепестковых розеток. Узор наполнен движением. Он будто течет, стелется по орнаментируемым поверхностям предметов, то мягко окутывая их, как на донце 1783 г., то широко раскидываясь, как на рубеле, то "взрыхляя" стенки ларчика. Сочная живописная по характеру резьба здесь органично сливается с пластикой объемной формы, архитектурно ясные членения которой подчеркнуты валиками с глубокой резьбой "косицами".
На конце рубеля среди традиционных трехгранных углублений и розеток обнаруживаются миниатюрные барочнорокайльные волюты, окаймляющие края треугольного среза. Внутри этого подобия фронтона, архитектурно завершающего стройную форму рубеля, помещены тюльпан и перистые ветви по сторонам. Эти мотивы выполнены в рельефе, окрашены в белый цвет и выделяются на красном, заглубленном фоне. Игра уровней придает особую живость и прелесть резному декору предмета.
Декоративность, изобилие резных мотивов, сочетание их с раскраской и даже росписью становятся характерными в XIX в. для всего комплекса предметов, украшенных трехгранновыемчатой резьбой. Эта тенденция развития искусства резьбы на протяжении XIX в. хорошо прослеживается на обширном материале коллекций резных прялок из разных областей Русского Севера. Преобладающий, главный мотив узоров круг, лепестковая, лучистая или вихревая розетка во множестве вариантов повторяется на лопастях, переходя и на ножку прялки.
Вместе с тем до конца XIX в. живет и другая, архаизирующая, тенденция в искусстве геометрической резьбы. Сильнее всего она проявляется в монументальных и лаконичных формах резьбы ряда районов Вологодской и Архангельской губерний (ил. 18, 19). В памятниках этого типа заметнее проступает древнейшая основа образности трехгранновыемчатой резьбы со всей совокупностью ее мотивов и элементов. Здесь сильнее звучат отголоски космогонических представлений славян-язычников.
На этих прялках, украшенных солярными знаками, солярная тема порой становится единственным сюжетом узора. К такому выводу приходит Б.А.Рыбаков в итоге наблюдений над орнаментацией русских северных прялок. Геометрические знаки выражали идею смены дня и ночи, круговорота суток, движения солнца вокруг земли по небу и подземному пути (согласно поэтическому представлению, долго державшемуся в крестьянстве дореформенной России). Однако и эта предположительная расшифровка содержания прялочных узоров не исчерпывает глубины смыслового значения и истоков замечательной системы их орнаментами.
Н. В. Тарановская
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев