Защитный отряд муравьёв на акации.
К сожалению, большинство деревьев не могут раздавать агрессорам оплеухи ветвями. Но это не значит, что они готовы стоять и молча терпеть. Некоторые из них при случае зовут на помощь орды своих маленьких друзей, которые просто приходят и решают проблемы.
Например, бычковая акация состоит в симбиозе с муравьями вида Pseudomyrmex ferruginea. Это агрессивные хищники, без раздумий убивающие любое другое насекомое, которое вторгнется на их территорию.
Акация вырабатывает специальные белки, которые нарушают пищеварение у насекомых и могут даже убить их. Но для муравьёв они безвредны. Дерево кормит своих защитников, а те в ответ атакуют всё живое, что пытается навредить ему, — даже домашний скот.
Более того, акация приманивает муравьёв к своим повреждённым ветвям, которые в данный момент кто‑то ест. С помощью особых сигнальных веществ она посылает своим солдатам указания, где агрессор и кого атаковать. Муравьи неизменно и быстро реагируют, нападая на пожирателей. Они совершенно точно ориентируются по навигации, полученной от растения и всегда правильно определяют место агрессии, куда и направляют свои усилия по ликвидации вторжения.
Другие деревья не только используют насекомых как свою личную армию, но и кормятся с их помощью. К примеру, муравьи рода Azteca живут в листьях растения под названием цекропия и защищают её от конкурентов — муравьёв‑листорезов. Вдобавок они подкармливают растение: 98% азота, которое получает цекропия, добывается ею из отходов муравьиной жизнедеятельности.
Многочисленные деревья из семейства меластомовых (Melastomataceae), растущие на берегах Амазонии, умеют даже строить дома для муравьев, чтобы привлечь их к себе. На верхней поверхности листьев многих видов этих деревьев можно увидеть крупные вздутия, своеобразные пузыри, открывающиеся наружу небольшими отверстиями.
"Муравьиная сумка" на Melastomataceae
В этих полых вздутиях, получивших название формикариев (от латинского слова Formica – муравей), поселяются мелкие, но весьма больно кусающиеся муравьи, которые в благодарность за предоставленный дом охраняют растение от различных вредителей, а главное, от муравьев-листорезов, способных для своих «сельскохозяйственных» нужд за короткий срок полностью лишить листьев большое дерево. Местные жители также избегают прикасаться к растениям, носящим на себе «муравьиные сумки», так как стоит лишь слегка потрясти их, как возмущенные насекомые выбираются из своих убежищ и атакуют нарушителей спокойствия.
В стремлении понять, как появились такие взаимодействия, учёные стоят перед дилеммой из цикла "курица или яйцо?".
Муравьи ли первыми сообразили, что удобнее для жизни пользоваться благами от растений и решили защищать их? Или растения "додумались" до того, что хорошо бы привлечь к себе муравьёв и "научили" их быть хорошими телохранителями?
Очень тонкие механизмы подобных взаимосвязей функционируют с большой точностью. Могла ли такая точность возникнуть случайно? Или она является изящным продуктом гениального замысла? Ясно одно: думать - это привилегия разума, который однозначно отсутствует как у растений, так и у муравьёв.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев