Исследования ученых показали, что скорость чтения имеет прямую связь с социальными и возрастными характеристиками читающего. Так, средняя скорость старшеклассников составляет 90-100 слов в минуту, студентов – 120-180, специалистов с высшим образованием – 200-250 слов. При этом степень усвоения информации колеблется от 20 до 60 %.
Несомненным остается тот факт, что все быстро читающие люди – это люди большой эрудиции.
Что вкладывается в понятие «быстрое чтение»? Его нельзя понимать как механическую или арифметическую категорию. Под этим термином подразумевается быстрое восприятие информации текста с оптимальным коэффициентом ее осмысления и усвоения. Чтение не будет подлинно эффективным, если пренебречь хотя бы одним из трех упомянутых качеств – скоростью, пониманием и запоминанием.
Замедленный темп чтения, которым читает большинство людей и который расценивается как оптимальный для полного и верного понимания информации текста, как доказано экспериментальными исследованиями, не только не улучшает, а, напротив, в силу недостаточной психологической мобилизации человека, заметно ухудшает качественные характеристики чтения. В результате коэффициент понимания при традиционном чтении оказывается значительно меньше 60%, чем при быстром – 80 %. Коэффициент понимания определяется путем постановки 10 контрольных вопросов. Коэффициент равен 1, если читатель ответил на все 10 вопросов, 0,8 – если на 8 и т.д. За счет чего же увеличивается коэффициент понимания при быстром чтении?
Суть в том, что, читая обычным, традиционным способом, человек уделяет равное внимание всем словам текста и в силу этого он не так четко и полно улавливает его смысл. В данном случае читатель как бы за деревьями не видит леса.
Читающий быстро оперативно следит за развитием мыслей текста. Подобный подход активизирует внимание (оно дисциплинируется на большом потоке информации), мобилизует память (которая является основой для мышления и воображения) и в результате читатель получает возможность мыслить на большой скорости. Такая психолого-физиологическая собранность и организованность разрешает ему обретать качественно другое состояние, дает возможность ему работать с текстом в оптимальном режиме.
В силу этого быстрое чтение позволяет не только быстрее постигать сущность информации текста, глубже ее понимать, прочнее усваивать. Все это усиливает интеллектуальную и эмоциональную активность читателя и способствует оптимизации чтения.
А сколько слов в минуту читаете вы?
#скорочтение #разминкадляумамшв #интеллект #саморазвитие #длядетей #образование #дополнительноеобразование #трен
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев