Знакомо? Думаю, да: многообещающая реклама идет со всех сторон. Родители, не являясь специалистами, с готовностью отдают в эти школы своих малышей, твердо уверенные, что сейчас их ребенок не просто зачитает, но за короткое время освоит СКОРОЧТЕНИЕ. Педагоги пожимают плечами: кому, как не им, знать, что путь к скорочтению долгий и тернистый, что скорочтение –это темп чтения 500 слов и выше.
Давайте подумаем, какой базой должны обладать дети обозначенного возраста, чтобы темп чтения 500 и выше был для них доступен.
Первичная диагностика позволяет выявить зону ближайшего развития, сформированность знаний, умений, навыков, познавательный интерес, доминирующие профили.
Что необходимо увидеть во время диагностики, чтобы начать обучение СКОРОЧТЕНИЮ?
Ученик на момент начала обучения читает вслух 180-200 слов (не забываем рекламу, в 4-5, 5-6 лет!!!). То есть у него:
❗развит артикуляционный аппарат, активны звуко-речевые и звуко-двигательные центры головного мозга;
❗читает про себя примерно такое же количество слов;
❗имеет высокую скорость в зрительной области (слово опознает, как картинку, переводит его в образ, что позволяет слово это опознать, воспринять, понять);
❗воспринимает информацию не на уровне лексического значения слова, а на уровне суммы лексических значений, так как работать предстоит с текстом;
❗обладает богатством лексикона. И речь идет не об общеупотребительной лексике.
СКОРОЧТЕНИЕ предназначено не для художественной литературы: ее мы читаем в удовольствие, задействована эмоциональная сфера. А научные тексты, публицистику, спецлитературу (юридическую, учебную, методическую), для чтения которой и предназначено скорочтение, мы вряд ли предложим детям обозначенного в рекламах возраста. Для того, чтобы читать такую литературу (даже медленно) ребенок должен:
❗иметь богатство лексикона;
❗навыки анализа предложений;
❗знать способы изложения информации (дедукция, индукция);
❗ориентироваться в развитии мысли автора;
❗в режиме быстрого чтения видеть информативный блок и в активном режиме сбрасывать поясняющую, дополняющую, иллюстрирующую информацию;
❗у него должно чтение вслух быть автоматизировано (то есть не должен зависеть от эмоционального состояния, погоды за окном, сложности текста);
❗частично сокращена внутренняя артикуляция (а ребенок проходит звуко-буквенный путь обучения и ни о каком сокращении не может быть даже и речи);
❗обладает широким полем ясного видения;
❗имеет высокий уровень устойчивости внимания;
❗имеет хорошую смысловую память, позволяющую видеть структуру рассуждения автора (тезис---доказательство---вывод), допущенные нарушения в изложении;
❗обладает необходимой суммой знаний в различных отраслях, что позволяет понимать информацию и дает к ней доступ спустя какое-то время, умеет оперировать этими знаниями;
❗владеет гибкой стратегией чтения (умением в зависимости от задачи выбирать тот или иной вид чтения);
❗читает без механических регрессий;
❗владеет приемами оперативной обработки информации.
Что хотелось бы посоветовать родителям и тем, кто привык доверять рекламе:
💥Убедитесь, что человек, которого Вам представили, как педагога, имеет профильное образование (высшее дошкольное или высшее начальная школа).
💥Что он владеет развивающими методиками.
💥На вводном занятии обратите внимание, чем занимается с Вашим ребенком, грамотна ли его речь.
💥Спросите, чему будет учить и какие гарантии он может дать.
Для начала этого достаточно.
К 15 годам обучение позволяет сформировать у учеников все выше перечисленные знания и умения, что позволяет перейти к обучению скорочтению.
д.п.н. Васильева Л.Л.
#методикавасильевой
Международная Школа Васильевой Л.Л. www.chitai.ru ул. Бажова, 70
ул. Хохрякова, 48
ул. Циолковского, 27
☎+7 (343) 30-20-220
☎+7 (922) 298-34-34
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев