Имя человека – величайшая культурно-духовная ценность, создававшаяся и сохраняемая на протяжении тысячелетий.
С незапамятных времен значимые места неизменно обретали собственные имена. Это было важнейшим условием эффективной ориентации в мире. Имя получали определённые пространства (Куликово поле, Град-Китеж, Троя). Знаменательные события истории также обретали собственные имена и прочно укоренялись в людской памяти: «Рождество Христово», «Варфоломеевская ночь», «Болдинская осень», «Бородинская битва».
И, конечно же, ИМЯ считается основополагающей сущностью человека. Получить имя, значит быть приобщённым к высшему бытию. Из всего живущего только люди имеют настоящие имена и дают их, ибо только человек способен быть личностью.
Сила имени велика. Когда с человеком происходят глубокие психологические расстройства, вместе с потерей самосознания человек теряет внутреннюю связь со своим именем; иногда до такой степени, что забывает, кто он и какое имя носит. Восстановление его имени помогает ему восстановить память, выйти из тьмы забвения.
В христианстве имя человека отображает неповторимость личности. При таинстве Крещения христианская Церковь принимает в своё лоно новую душу и связывает её через личное имя с именем Божиим.
Каждое христианское имя считается святым. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовывалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «молитвенника».
На Руси именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения. Традиционно ребёнка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день – символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь – символ сотворенного земного мира. Именины – праздник особый, это день духовного рождения, так как он связан с таинством Крещения и с получением имени, которое носит наш небесный покровитель.
В Православии сила имени считается столь значительной, что святость икон действительна лишь в том случае, если лик изображенного святого «подтверждён» написанным именем.
Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т.е. при вступлении во взрослые члены общины. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя, начиная жизнь-подвижничество.
В начале ХХ в. в православном монашестве возникло течение –имяславцы, которое утверждало, что в Имени Божием сокрыто богоприсутствие, сила и энергия, исходящая от Самого Господа. В имяславии имя становилось мостом, соединяющим небесное и земное. Имяславцы оказали сильное влияние на русскую философию начала века. А.Ф. Лосев в 20-х гг. прошлого века написал работу «Философия имени», где дал глубокий анализ «мира как имени». Он писал: «В любви мы повторяем имя и взываем к любимому через имя. В ненависти мы хулим и унижаем ненавидимое через его имя. И молимся мы и проклинаем через произнесение имени...Именем и словами создан и держится мир. Имя носит на себе каждое живое существо. Именем и словами живут народы, сдвигаются с места миллионы людей».
В те же годы о. Павел Флоренский в работе «Имена» развивал имяславческие идеи о том, что святые люди имеют определенный склад личности и «определенную кривую жизненного пути» как носители имен, более того, как «наилучшие их выразители» («по имени – житие, а не по житию – имя»). Силою своей благодати святые посылают энергию своего имени на соименных людей.
Русский христианский имяслов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. После Крещения Руси эти имена, иногда трудно отличимые от прозвищ (Неждан, Незван, Забава), существовали с христианскими календарными именами. С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самыми русскими именами стали древнееврейские – Иван да Марья.
В ХХ в. в России произошли несколько «именных» реформ. После революции 1917 г. началась массовая кампания «дехристианизации» имяслова. Жёсткая государственная политика была направлена на переустройство, а значит – на переименование мира. Вместе с переименованием страны, её городов и улиц, переименовывались люди. Придумывались новые «революционные» имена (Эра, Октябрина, Электрина, Вилена, Марэнглен и т.п.), которые приносили человеку непоправимый вред, искажая его линию жизни. Некоторые искусственно придуманные имена мало того что звучали весьма неблагозвучно, так еще и напоминали уродливые прозвища (Пофистал – «победитель фашизма Иосиф Сталин», Даздраперма – «да здравствует Первое мая», Юнпибук – «юный пионер, будущий коммунист», Дележ – «дело Ленина живёт», Лунио – «Ленин умер, но идеи остались», Изиль – «исполняй заветы Ильича»).
В период Великой Отечественной войны традиции создания новых имен не наблюдалось. Исследователи в области ономастики (науки об именах) свидетельствуют о том, что в эту лихую годину люди все чаще обращались к именам, которые стали родными для русского народа – Виктор, Георгий, Владимир, Николай, Ольга, Анна…
К слову сказать, любая нумерация людей существует не для удобства счёта, как кажется поначалу, а для уничтожения индивидуальности, потому что номер заменяет (или уничтожает) ИМЯ. Чтобы сохранить самость своего героя, Александр Солженицын отказался оставить название своей повести «Щ-854», назвав произведение «Один день Ивана Денисовича».
В 60-70-х гг. тенденция к «имятворчеству» возникла вновь и в более изощрённом варианте. Чего стоят такие имена, как Урюркосм – «Ура, Юра в космосе», Ватерпежекосма – «Валентина Терешкова – первая женщина-космонавт», Кукуцаполь – «кукуруза – царица полей».
ХХI век принес ещё больше примеров нелепостей и странностей при нарекании именами (если их можно так назвать!). В 2004 г. телеканалы России транслировали новость о супружеской паре столичных жителей, которые два года судились за право называть сына БОЧрВФ260602, что означает «Биологический объект человека рода Ворониных-Фроловых, родившийся 26 июня 2002 г.». Суд отказал им в этом праве.
В 2008 г., после победы Димы Билана на конкурсе «Евровидение», одна молодая пара, фанаты певца, хотела назвать своего сына в честь своего кумира ДиБилом (Дима Билан). О том, что они тем самым просто загубят жизнь своего сынишки (мальчик вырастет и станет, к примеру, Дибил Сергеевич!), молодые люди как-то не задумывались.
Сегодня повсеместно в России возникла западная традиция давать детям (чаще всего девочкам) двойные (реже тройные) имена: Алла-Виктория, Анжела-Валерия, Игорь-Ярослав, Эдвард-Николас. Традиция двойного (тройного) имени весьма характерна для протестантизма (вспомним имя Екатерины Второй до принятия крещения – София Августа Фредерика), но неприемлема для Православия. Вызывает удивление, почему в России набирает обороты традиция давать детям странные имена, например Огнеслав, Лучезар, Лука Счастье Сомерсет Оушен (и это имя одного человека!), Алёша Карпина (а это имя девочки!).
С приходом в нашу жизнь интернета мы вынуждены как-то обозначать себя при регистрации на различных форумах, в социальных сетях, в электронной почте. В интернете реальное имя не требуется, там нужен ник, интернетовское имя. Многие из нас оформляют свои контакты в интернете, не отрывая себя от своего имени и фамилии. Молодёжь же придумывает себе ники, зачастую ничего общего с привычным именем не имеющие. Исследователями замечено, что чем слабее, беспомощнее, незащищеннее человек в реальной жизни, тем мощнее его имя в интернете (Рембо, Киборг, Железный человек, МэрилинМонро и т.п.). Через такое имя человек придумывает себе иную, новую жизнь, с новым «сильным» (как ему кажется) именем в ее центре. И эта виртуальная жизнь постепенно поглощает реальную личность.
О. Павел Флоренский писал: «...если мы знаем в себе что-то реальное, то это есть наше собственное имя. Ведь около него оплотняется наша внутренняя жизнь, оно – твёрдая точка нашей текучести…». Имя наше сопринадлежно тому, что мы понимаем под бессмертием («оставить после себя доброе имя», «имя не будет забыто»).
Сегодня для русского человека важно нести и, по возможности, прославлять свое истинное имя, данное ему при рождении и в качестве наследия предков, а не оглядываться на западную моду на имена.
Оксана Наделяева
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев