Доклад Преосвященного ВЛАДИМИРА, епископа Читинского и Краснокаменского, на дискуссионной площадке в рамках Гражданского форума Забайкальского края
(Чита, Актовый зал Православной гимназии, 23 октября 2014 г.)
Уважаемые участники заседания!
Дорогие братья и сёстры!
Сердечно приветствую всех вас, собравшихся на этой дискуссионной площадке.
Тема, заявленная для обсуждения на нынешней встрече, звучит поистине громко и весомо: «Воспитание человека культуры как стратегия развития будущего общества».
Не буду утомлять вас пространным академическим докладом, хотел бы просто и в свободной форме поделиться с вами некоторыми своими мыслями и соображениями.
И своё выступление хотел бы начать с ряда нескольких неожиданных вопросов. Что или кого же мы будем развивать? Что такое Россия? Самая большая страна на карте? Страна газа, нефти и леса? Страна девяти часовых зон и четырех климатических поясов?
Россия – это больше, чем просто территория с очерченными на карте границами; это больше, чем богатые недра и плодородные земли; это больше, чем бескрайние просторы, тянущиеся так далеко, что нужно много дней путешествовать, чтобы пересечь всю страну от Калининграда до Петропавловска-Камчатского.
Россия – это, прежде всего, создававшаяся веками, богатая и неповторимая русская культура, объединяющая всех жителей нашего огромного и многонационального государства от берегов Балтийского моря до Тихого океана. Россия – это культурное многонациональное образование, это великое цивилизационное пространство.
Скажу более того и думаю, что все здесь присутствующие согласятся с этим утверждением: каждый, кто думает и говорит по-русски, кто ощущает свою причастность к русской культуре, кто соотносит себя с ней, несомненно, является органичной частью огромного Русского мира, чьи исторические и культурные границы выходят далеко за пределы нашего Отечества.
Так уж сложилось в современном глобализованном мире, что границы между странами уже давно стали лишь неким условным географическим фактом, нанесённым на карту. Реальные границы сегодня проходят не по рекам, морям и горам, не на уровне стран, государств и регионов, а на уровне идей, смыслов и понятий, по культурным моделям, духовным ценностям и мировоззренческим установкам.
Сегодня, взглянув на геополитическую карту, мы уже едва ли увидим активную конкуренцию отдельных государств между собой, сегодня на геополитической арене борьбы за сферы влияния вместо стран и военных блоков в действительности выступают различные культурные и ценностные системы. В ходе этого взаимодействия в определённый исторический момент начинает доминировать та или иная культура, подавляя все прочие и навязывая при этом им свои нормы и идеалы.
Мы живём в эпоху, когда такой доминирующей и агрессивно экспансивной культурой вот уже на протяжении нескольких десятилетий является англо-саксонский мир. Сегодня нам всем приходится так или иначе сталкиваться с этим вызовом: и с экранов телевизоров, и с обложек журналов, и с новостных и аналитических интернет-ресурсов на нас нередко смотрит другой, непонятный и чуждый нам мир. Но на самом деле вопрос стоит просто: либо мы принимаем эту модель, адаптируемся к ней и начинаем жить в соответствии с чуждыми нам ценностями, либо противопоставляем этой модели свою, опираемся на собственную, сформированную веками духовную традицию, сохраняем свою идентичность и культурную независимость.
Насколько реально противостоять культурной агрессии, можно судить из опыта мировой истории. Вспомним хотя бы пример Франции середины XX века, когда независимая и национально ориентированная политика генерала Шарля де Голля, его стремление вернуть стране былое величие, привить согражданам любовь к Родине, ее культуре и языку привели к тому, что и по сей день французы сохраняют исключительную самобытность среди других европейских народов, бережно относятся к своему языку, национальной истории и традициям.
Сохранение культурной идентичности – это вопрос, без преувеличения, поистине государственной важности, поскольку от его успешного решения напрямую зависит духовный суверенитет нации, её целостность и государственнический потенциал. Будем помнить о том, что передний край обороны – это духовный рубеж, и проходит он по душам человеческим.
Один небезызвестный российский политолог верно отметил, что суверенным теперь может считать себя только такое государство, которое способно самостоятельно формировать для себя культурные образцы и духовные смыслы и успешно распространять их вокруг себя1.
И сегодня, когда мы со всей важностью говорим о стратегии развития России, уместно вспомнить о том, чтó для нас является действительно важным и ценным. Никакая погоня за сиюминутными политическими дивидендами и за модными либеральными трендами не может оправдать историческую забывчивость, государственную недальновидность и пренебрежение национальными интересами.
А что является краеугольным камнем в развитии любого государства и общества? – Конечно, образование. Любое движение вперёд отталкивается в первую очередь от определённой базы знаний. Без опоры на знания общество ждут тупик, разочарования и стагнация. Без ложного пафоса можно сказать, что разрушение школы и образовательной системы – это разрушение национального потенциала, это подрыв основ государства, который ведет к планомерной культурной, интеллектуальной и нравственной деградации общества. И напротив, если существует реальная государственная поддержка системы образования, науки и культуры, такое государство непременно будет крепнуть и динамично развиваться.
Минувшие годы ознаменовались одной из крупнейших реформ в области российского образования: это и введение Единого государственного экзамена, и переход на Болонскую систему высшего образования, и изменения в планах школьных программ и многое другое. Не берусь давать оценки тому, насколько успешными и эффективными стали проведенные преобразования. Пусть об этом судят специалисты. Но хотел бы поделиться с вами некоторыми соображениями относительно того, каким мне – как представителю Церкви и как гражданину своей страны – видится вектор развития отечественного образования.
Так сложилось в российской образовательной системе, что ее важнейшим звеном является средняя школа, поскольку именно здесь ребёнок получает основные сведения об окружающем мире, расширяет свой кругозор по различным естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам.
Одна из главных задач любого, в том числе и школьного образования – сформировать у человека некую связанную, хорошо организованную систему знаний. Именно знаний, а не ссылок на них в голове. Многие дети думают: «Зачем всё это запоминать? Зачем учить столько всего наизусть? Ведь всегда можно открыть Википедию и посмотреть то, что нужно. И напрягаться не надо, не надо тратить столько усилий». Но жизнь требует от человека не перехода по ссылке «умения и навыки», не искусства «гуглить», как это модно сейчас выражаться, а конкретных и точных знаний и своевременных действий. Именно поэтому важно привить ребёнку вкус к учёбе, интерес к знаниям, желание стать по-настоящему образованным человеком.
Давайте вдумаемся: а что такое образованный человек? Что такое образование? Образование – это ведь не что иное, как формирование образа человека, то есть формирование человеческой личности. Поэтому по-настоящему образованный человек – это гармоничная личность, в которой знания и умения прекрасно согласуются с высокими нравственными и душевными качествами. Словом, немного перефразируя одного чеховского персонажа, можно сказать, что в образованном человеке всё должно быть прекрасно: и душа, и мысли, и совесть2.
Как нередко можно услышать сегодня от родителей, говорящих своим любимым чадам: «Выучили-то мы тебя хорошо, да вот воспитали плохо». А почему так происходит? Происходит это от того, что сегодня, к сожалению, воспитательный компонент нередко оказывается на периферии интеллектуального и нравственного возрастания ребёнка. В силу разных причин родители просто не могут уделять ребёнку достаточно времени в семье, в школе же после краха советской системы образовался некий идеологический вакуум, пробел, и учителя, оказавшись в растерянности от политической, экономической и культурной неопределённости в стране, просто не понимали, каких людей, каких граждан им теперь нужно воспитывать, а потому постепенно самоустранились от этого процесса.
Но между тем важно осознавать, что настоящая школа – это не только место, где дети приобретают базовые знания и умения. Как писал выдающийся советский педагог Василий Александрович Сухомлинский, «учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием»3. Лепесток нужный, красивый, но не единственный. Настоящая школа – это школа духовно-нравственной жизни для ребенка, это место, где маленький человек учится выстраивать отношения со старшими и своими сверстниками, где он познаёт, что такое уважение, дружба и ответственность. «Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца»4, – говорил тот же Сухомлинский. Именно оказание нравственного влияния на человеческую личность и является важнейшей задачей школьного воспитания.
Неотъемлемой частью гармоничного и полноценного воспитания человека является его знакомство с религиозной традицией своего народа. Это знакомство происходило когда-то в семейном кругу: семья была для ребенка первой школой жизни, здесь он узнавал от родителей азы веры, приобщался к живому религиозному опыту, здесь ему объясняли, что такое «хорошо» и что такое «плохо», здесь он приобретал представления о нравственных устоях и духовных ценностях.
На протяжении веков духовным, культурным и государствообразующим стержнем Русской цивилизации являлось Православие. Православие сформировало менталитет нашего народа, выковало его характер, определило вектор культурного развития нации. Значение Церкви и православной веры для нашей истории и страны, думаю, очевидно всякому образованному человеку.
Вспоминается в связи с этим один весьма любопытный и очень показательный случай. Как-то раз – а это происходило в середине 1990-х годов – известный советский поэт и переводчик с восточных языков Семён Израилевич Липкин5 в частной беседе с другим не менее замечательным литератором признался, что рад тому, что Русская Православная Церковь после десятилетий тяжёлых гонений и притеснений начинает, наконец, возрождаться, развивает свою миссию и активнее ведёт себя в общественном пространстве. Когда же собеседник удивлённо поинтересовался, почему он, собственно, так думает, ведь сам Липкин не является православным человеком, Семён Израилевич рассказал историю из своего детства.
Сам он родился в Одессе ещё в дореволюционной России, и когда пошёл в школу, то, несмотря на своё происхождение и вероисповедание, пришёл на урок по Закону Божьему. На недоумённый вопрос батюшки «Семён, а ты точно не ошибся уроком?», маленький Липкин твёрдо ответил, что хочет изучать именно Православие, поскольку живёт в России, культура которой неразрывно связана с православной верой.
Как бы подытоживая весь разговор, Семён Израилевич убеждённо заключил, что настоящее возрождение и духовная сила России также неразрывно связаны с возрождением веры народа, с его возвращением к православным культурным традициям и духовным истокам.
Показательность и красочность данного примера заключается ещё в том, что это сказал не кто-нибудь, а человек, который в советские годы считался чуть ли не иконой диссидентского движения, борцом за либеральные идеи и всевозможные гражданские свободы и права! Советский диссидент, высокообразованный человек, тонкий интеллектуал, общавшийся с такими великими деятелями культуры и искусства, как Арсений Тарковский, Осип Мандельштам и Василий Гроссман, говорит о культурообразующей роли Православия в жизни России, в жизни русского народа!
Это ли не укол современным либеральным деятелям с их страшилками про сращивание Церкви и государства?
Христианская вера давно вошла в плоть и кровь нашего народа, она давно дала уже обильные всходы в душе русского человека. И изменить этого не в силах даже те, кто с усердием, достойным лучшего применения, льёт воду на мельницы антироссийских сил.
К сожалению, драматические события истории XX века привели к разрушению живого преемства культурной традиции, вековая связь поколений распалась, и утраченными оказались важнейшие основы народной жизни: вера, укоренённость в традиции и глубокое понимание национальной истории. Думаю, что кризис образовательной системы последних лет и обусловлен как раз этим трагическим разрывом.
Сегодня, возрождая историческую память и сознавая огромное влияние школы на формирование человеческой личности, российское общество при поддержке государственной власти стремится вернуть культурно-воспитательный элемент в систему среднего образования.
Одним из таких важных и судьбоносных, на мой взгляд, шагов стало введение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики». Данный курс, в частности, его конфессиональные модули, призван приобщать детей к национальной истории и культуре, формировать у них систему нравственных ценностей и воспитывать уважение к религиозной традиции.
Считаю введение этого курса большим и важным достижением в области школьного образования и воспитания. Убеждён, что реализация данной программы будет способствовать настоящему и эффективному воспитанию человека культуры.
Ведь что такое человек культуры? Что мы имеем в виду под этим понятием? Это не просто культурный человек в бытовом понимании этого слова: вежливый, обладающий хорошими манерами и разбирающийся в сложных правилах этикета. Человек культуры – это человек, глубоко укоренённый в национальной культуре, хорошо знающий и любящий историю своей страны, человек нравственно стойкий и ответственный. И дай Бог, чтобы после школы наши дети выходили в жизнь именно такими людьми!
Двуединый процесс образования и воспитания личности сложен и многогранен. И было бы неправильно ограничивать систему воспитания и получения знаний молодыми людьми сферой работы лишь государственных ведомств. Это было бы глубочайшей методологической ошибкой, на мой взгляд. Образование имеет отношение к жизни всего народа, и участвовать в нём призваны все здоровые силы общества. Это дело касается каждого из нас.
В заключение своего выступления хотел бы выразить надежду на то, что совместными усилиями Церкви, государственной власти и общественных объединений мы сможем поставить дело образования и воспитания на прочную основу нашей духовной традиции.
Ведь, по справедливому замечанию Николая Александровича Бердяева, духовная культура – это и есть настоящее ядро народной жизни, по отношению к которому сама государственность есть лишь поверхностная оболочка и орудие6.
Убеждён, что наша духовная традиция способна стать благодатной почвой для формирования полноценных, гармонично развитых личностей и в целом для эффективного развития нашего Отечества.
Да поможет нам Господь в этих трудах!
Благодарю всех за внимание.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев