Из себя представляет жилой модуль со спальными местами на 8 человек, радиорубкой, кухней, кубриком, туалетом и душем. Люди штурмовали южный полюс на этих вездеходах, пройдя 2700 км в 1959 году. По сути это дом на колёсах, в котором есть всё для жизни и работы экипажа в условиях -80 градусов. Сейчас аналогов не существует, современные вездеходы не рассчитаны на такие длительные переходы...
... Задача создания снегохода для Антарктиды была возложена на два предприятия в Харькове: авиационный завод и завод транспортного машиностроения. Работа началась в 1958 году.
Историки Дмитрий Гладкий и Александр Говоруха рассказывают:
«Новизна и необычность поставленного перед предприятиями задания требовали необычных подходов. Опыта ни у кого не было. Нужно было с чистого листа придумать машину, которая бы выдержала антарктические нагрузки…
Перед авиастроителями была поставлена задача сконструировать и изготовить специальный кузов площадью почти 30 кв. м. Кузов должен быть автобусного типа, иметь надежное утепление. Предстояло оборудовать рабочий отсек, камбуз, отделение управления, спальню на 6 мест, а еще аппаратную, сушильное отделение, тамбур. То есть должен быть спроектирован комфортабельный рабоче-бытовой комплекс в одном помещении. Срок был определен, как все в те времена, очень жесткий - всего три месяца. Нужно было успеть выполнить чертежи, воплотить их в металле и при этом моментально вносить коррективы в процессе работы. Задействованные в этом проекте люди работали практически непрерывно, на отдых оставались только ночные часы.
Затем отдельные готовые составляющие доводили уже вместе. Новые тягачи имели внушительные характеристики: их грузоподъемность с буксируемым санным прицепом составляла 70 тонн [масса самого вездехода составляла 35 тонн], рабочая скорость при движении по снегу - 5-11 км/ч [на практике была достигнута скорость 30 км/ч], среднее удельное давление на снег - 0,4 кг/кв. см. Как рассказывали причастные к этой работе люди, все узлы и механизмы тягачей буквально «вылизывались», чтобы не подкачали харьковские машины на южной «макушке» Земли…»
Заказ на «Харьковчанку» был выполнен в заданный срок — три месяца. Основой вездехода послужил артиллерийский тягач (в котором, в свою очередь, были использованы многие агрегаты танка Т-54). На траках были установлены снегозацепы большой площади. «Харьковчанки» приводились в движение 520-сильным дизельным мотором и помимо собственных 35 тонн могли тащить санный прицеп массой 70 тонн, что чрезвычайно важно в условиях Антарктиды, когда запас топлива перевозится с собой. «Харьковчанки» могли также плавать, погружаясь при этом только до половины кабины. Кузов разрабатывался на харьковском авиазаводе.
Кабину вагонного типа из дюралюминия площадью 28 квадратных метров и высотой 2,1 м оснастили восьмислойной теплоизоляцией из капроновой ваты. В кабине размещались места для водителя и штурмана, а также 8 спальных мест в два яруса, санузел и камбуз с возможностью разогрева консервов и напитков, отопитель и радиостанция. Из салона имелся доступ к двигателю «Харьковчанки», чтобы при необходимости вести его ремонт и обслуживание, не выходя из тепла. На практике полной изоляции кабины не получалось,и экипаж был вынужден периодически бороться с выхлопными газами.
В передней части, над двигателем, располагался отсек управления, который делили между собой механик-водитель и штурман. Справа по ходу движения, за отсеком управления, размещалась радиорубка, оснащенная самым передовым на то время оборудованием. По левую сторону, за перегородкой, расположилось спальное помещение на 8 человек, а уже за ним - кают-компания. Ну а какой крейсер без камбуза! Нашлось место и для него. Однако размеры последнего не позволили организовать там полный цикл приготовления пищи, поэтому основным его предназначением был разогрев консервов. За камбузом отвели место для гальюна, причем с подогревом. С учетом особенностей эксплуатации, на «Харьковчанке» были также предусмотрены тамбур, позволяющий не выстуживать транспорт при входе/выходе, и сушилка для вещей.
Создание вездеходов приурочили аккурат под 4-ю советскую антарктическую экспедицию. После доставки и подготовительных работ 10 февраля 1959 года колонна из трёх «Харьковчанок» вышла в беспримерный поход к Южному полюсу продолжительностью полтора месяца и длиной 2700 километров. 26 декабря 1959 года караван достиг Южного полюса в районе американской станции Амундсен-Скотт.
Полуторамесячный поход триумфально завершился на американской полярной станции, расположенной прямо на полюсе. Рядом со звёздно-полосатым флагом на полюсе был поднят флаг СССР, что обозначило покорение советскими исследователями Южного полюса. «Харьковчанки» выдержали экзамен с честью, показали себя на редкость удачными и крайне выносливыми машинами.
Длительное время «Харьковчанки» осуществляли сообщение между всеми шестью советскими полярными станциями .
В 1974 году был выполнен заказ на пять модифицированных вездеходов «Харьковчанка-2». Одним из его главных отличий была внешняя капотная кабина, в то время как у первой «Харьковчанки» всё обитаемое пространство было объединено в один «вагон». В «Харьковчанке-2» была решена проблема с выхлопными газами: жилой модуль был герметизирован, тепло в нём сохраняла модифицированная теплоизоляция на современных элементах. По настоянию полярников были врезаны форточки для проветривания помещения. Кроме того, «Харьковчанки-2» оснастили системами радионавигационного обеспечения. По общему мнению полярников, во втором поколении харьковских снегоходов стало ещё надежнее, уютнее, но главное - теплее.
В 1980 году началась работа над третьей модификацией антарктического вездехода, но проект был закрыт с распадом СССР.
На всех снежных вездеходах указывался логотип Советской Антарктической экспедиции (САЭ) — постоянной экспедиции Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Академии наук СССР (1955—1992 годы). САЭ, как и Советского Союза уже более четверти века как нет, но эти надписи до сих пор путешествуют на борту «Харьковчанок». Фотография вездехода «Харьковчанка-2» справа была сделана в Антарктиде в 2015 году - ничего не скажешь, надежная техника…
Нет теперь ни Харьковского авиазавода, ни покорения Антарктиды, ни третьих «Харьковчанок», ни отдающих свой талант и пыл ученых и покорителей-полярников.
Но именно такая фантастика нам нужна, товарищи.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2