Дайгоу 代购 – прокси-байер, лакшери-челнок – явление очень распространенное. И не только из-за ценовой привлекательности и дефицитности некоторых заморских товаров в Китае, но отчасти оттого, что предпринимательская жилка – что-нибудь подешевле купить, чтобы потом подороже продать – в крови у большинства китайцев. Профессиональные байеры, с налаженной сетью клиентов и сбыта, специализируются на лакшери-сегменте. Перепродажами часто промышляют те, чья основная профессия связана с поездками или нахождением за границей – турлидеры, стюардессы, студенты – они доставляют на родину модные линейные бренды (техника, косметика, галантерея, обувь). И даже немалая часть обычных туристов, попадая в другую страну, хочет почувствовать себя предпринимателем и сметает с полок магазинов ходовые в Китае товары широкого потребления, чтобы впоследствии чуть-чуть подзаработать.
Товары можно доставить почтой, привезти в Китай самостоятельно или передать с оказией, а дальше – продать заказчику, родственникам и знакомым, или разместить на Таобао. Сосчитать реальный объем таких С2С продаж невозможно. Например, только в Австралии в 2017 году, по оценке Nielsen group, действовало до 200 тысяч челноков, с ежегодным оборотом до 100 млрд долларов.
Включенность разных сегментов путешествующих за границу в подобные спекулятивные схемы, отчасти, и способствует восприятию китайских туристов, как самых денежных потребителей. Недобросовестные аналитики даже не избегают соблазна приравнять средний чек профессионального лакшери-челнока к стандартным тратам обычного туриста.
Прокси-покупки сыграли свою важную роль на определенной стадии развития взаимоотношений иностранных производителей с китайским рынком сбыта. С одной стороны, китайские прокси-байеры в течение нескольких лет значительно оживляли розничные продажи во многих странах мира, как в модных домах мировых брендов, так и в обычном ритейле. С другой стороны, прокси-покупки (включая внутри-китайские системы реализации товаров) явились механизмом продвижения многих марок иностранных производителей без их самостоятельного присутствия на китайском рынке.
Наличие между иностранным продавцом и китайским потребителем посредника в виде челнока, со временем, выявило некоторые проблемы. Для продавцов люксовой продукции, оказалось, важно поддерживать связь со своим конечным клиентом, создавая ореол своего бренда. Продажи челнокам с последующей реализацией в интернете приводили к невозможности контролировать цену и качество (появление контрафакта) и как результат - смещению восприятия бренда. Обычный ритейл, в целом, заинтересованный в челноках-посредниках, однако, начал видеть в их деятельности угрозу принципам розничной торговли. Часто челноки целенаправленно скупают только один товар, приводя к его дефициту, в масштабах города и даже страны. Если этот товар – модная в этом сезоне помада, то проблема не велика, а если скупили всю детскую молочная смесь, то это чревато серьезными социальными конфликтами.
Но больше всего деятельностью челноков оказалось недовольно китайское государство, которое не получает ни пошлин на ввоз иностранной продукции, ни налогов с доходов таких перекупщиков. С 1 января 2019 года вступает в силу новый «Закон об электронной коммерции», который называют в народе «законом о челноках», так как он вводит жесткие требования к продавцам любых товаров на платформах е-коммерции. Теперь физлицам необходимо, в том числе, получение бизнес-лицензии, предъявление документов об уплате пошлин на иностранные товары и пр. Одновременно с этим, таможенная служба КНР начала активно проверять как въезжающих граждан, так и входящие посылки, на предмет количества и ассортимента ввозимой иностранной продукции.
Объявив о нулевой терпимости к частникам-челнокам, правительство КНР намерено быстро и жестко решить эту проблему, перекрыв возможность провоза в страну незадекларированного товара и последующей продажи его на электронных площадках. Нарушение нового закона предусматривает ответственность, вплоть до уголовной. А уголовная статья в сегодняшнем Китае – это сразу понижение социального рейтинга до минимума, что потом ни кредит не взять, ни на самолете не полетать. Поэтому нарушителей будет не много.
Интересно будет посмотреть, как это отразится на объемах покупок китайских туристов за рубежом. Ждать до 1 января осталось недолго.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев