Шымкент в своем нынешнем современном обличье сформировался не вдруг и не сразу. Его границы расширялись постепенно и неравномерно, в зависимости от разных исторических и геополитических процессов.
Развитие Шымкента, как мы знаем, началось от так называемого Старого города, который застраивался хаотично, без всякого генерального плана. Историческим ядром, несомненно, являлся знаменитый наш холм, где впоследствии была воздвигнута цитадель, а сейчас устроен музей под открытым небом «Шымкала». Под этим холмом, на месте нынешней площади Ордабасы (долгое время называемой площадью Куйбышева) располагалась торговая слобода, там бойко шел торговый взаимообмен между заезжими кочевниками и местным сартским населением.
В конце XIX века, уже после ввода Чимкента в состав Российской империи, город потихоньку стал приобретать некие урбанистические черты. Прибывшие на службу чиновники царской администрации захотели жить покомфортнее. И от Старого города, где еще какое-то время жили чимкентские градоначальники, потянулись небольшие улицы, проложенные уже по правилам современного для того времени градостроительства.
Первой из них появилась улица Николаевская (в народе Никольская, позднее Советская, ныне Казыбек би). Здесь располагались административные «присутственные места», жилища городских начальников, первые учебные заведения и православные храмы.
Улица невелика: примерно от нынешней филармонии до парка «Кен баба», но по своему значению была для города столь же важной, как Невский проспект для Санкт-Петербурга, Тверская – для Москвы или Крещатик – для Киева…
На месте филармонии была выстроена церковь Сергия Радонежского (освящена в 1886 году), а также почтовая станция (позднее там был областной краеведческий музей, а сейчас библиотека имени Пушкина), двухклассная мужская гимназия (сейчас гимназия №8), а завершалась улица величественным Никольским собором, правда, построенным позже, в начале ХХ века. В советские времена там был Дворец пионеров, а сейчас – театр кукол. Находился собор в зеленом Соборном саду (позднее названный детским парком, а сейчас это «Кен баба»).
Еще одна улица встала перпендикулярно Никольской и возникла примерно в одно и то же время с ней. Это был Туркестанский тракт по дороге, ведущей в Туркестан.
Она и сейчас всем известна как улица Туркестанская – единственная магистраль, сохранившая свое первоначальное имя с конца позапрошлого века.
Параллельно ей, чуть дальше Никольской, появилась улица Садовая, позже названная именем Сталина, потом превратившаяся в проспект Коммунистический, а затем уж стала проспектом Тауке хана.
Постепенно Чимкент благоустраивался, стала проглядываться продуманная планировка, появились дома, так скажем, европейского типа. Улицы стали освещаться керосиновыми фонарями и укладываться кирпичными мостовыми. Рядом с центральными продолжали расти еще улицы и улочки поменьше. Их названия чаще всего отражали особенности городского ландшафта: Глухие, Кривые (восемь числом), Извилистые, Неровные, Окраинные, Подгорные, Степные. Одна из Степных улиц (их было три) претерпела ряд ономастических превращений: была и проспектом Алма-Атинским, и бульваром Аль-Фараби, теперь же стала проспектом Кунаева.
Некоторые магистрали напрямую указывали направление к другим городам региона: тракты Туркестанский, Ташкентский, Темирлановский, Аулиеатинский. Уже тогда была улица Духовская (Горького – Бекет батыра), Черняевская (Полторацкого – Иляева). Некоторые имели «фруктовые» названия: Плодовая, Персиковая, Абрикосовая.
Архитектура начального периода
Жилье простых обывателей было весьма неказисто. Автор нескольких публикаций о Чимкенте ученый-этнограф Н.С. Лыкошин в 1904 году писал: «Город продолжает расти, все больше застраивается его новая часть небольшими мещанскими домиками на продаваемых городом свободных участках земли. Все эти здания по своей архитектуре очень мало напоминают городские дома, как мы привыкли их себе представлять. Каждый строит небольшой домик только для своей семьи, потому более или менее поместительные дома здесь редкость. Единственное исключение составляет громадное здание сантонинного завода купца Савинкова при въезде в город со стороны Ташкента».
Среди новых построек несколько выделялись своими размерами и сравнительной «пышностью» жилые дома крупных торговцев и чиновников высокого ранга.
Мощный толчок развитию Чимкент получил в 1915 году, когда состоялось открытие железнодорожной ветки Арысь – Чимкент, связавшей город с железной дорогой Оренбург – Ташкент. Страшно подумать, что такого судьбоносного прорыва могло бы никогда не произойти и Чимкент навсегда бы остался на обочине цивилизации.
Комментарии 2