1. Причины и характер Февральской революции 1917 года
Недовольство единоличной политикой царя представителями крупной буржуазии. Основным требованием Думы стало введение в России ответственного министерства, то есть правительства, назначаемого Думой и ответственного перед Думой. На практике это означало трансформацию государственного строя из самодержавного в конституционную монархию по образцу Великобритании.
К 1917 году Российскую армию подготовили для успешного наступления совместно с союзниками в апреле 1917 года. Страна находилась на пороге победы в войне и превращении в самую мощную военно-экономическую державу мира.
Той революции, которая произошла в феврале-марте 1917 года, не было бы, если бы не политиканство конкретных лидеров Государственной Думы, если бы не А.И. Гучков и П.Н. Милюков, М.В. Родзянко и А.Ф. Керенский. И произошла она в феврале-марте именно потому, что в апреле предстояло наступление, а успешное наступление - это взрыв патриотических настроений, укрепление самодержавия и провал надежд перечисленных господ на переход власти в их руки. Поэтому на улицы было выброшено 36000 рабочих Путиловского завода и распространялись слухи, что в Петрограде заканчивается хлеб. Революцию провоцировали, а невежественные рабочие и не нюхавшие пороха солдаты столичного гарнизона поддались на провокацию.
Поэтому произошедшее стало государственным переворотом, государственной изменой во время отражения внешней агрессии. Произошедшее стало крушением исторической, тысячелетней, великой православной России.
При этом не следует сводить всё к провокации революции. Революция вызревала давно, многие годы и десятилетия, если не столетия. Скажем, далеко не плодотворные последствия для духовно-нравственной и общественной жизни страны имели отмена патриаршества и отказ от созыва Земских Соборов Петром I. Причины обеих революций 1917 года в оскудении и формализации православной веры, в духовно-нравственном кризисе образованного общества, в идеализации западной демократии. Разумеется, был и нерешенный аграрный вопрос, были и другие серьезные проблемы. Сколько незаурядных образованных людей с азартом играли в революцию, в оппозицию, в свободу слова. А революция оказалась не игрушечной, а кровавой и бесперспективной.
Лидеры Февральского государственного переворота имели мало шансов удержать власть, поскольку опирались на немногочисленное образованное общество в стране, которая третий год вела тяжёлую войну, а под ружьём оказались миллионы уже озлобленных мужиков. Временное правительство не спешило выполнять основное требование крестьянского большинства народа и армии - передать крестьянам всю землю. Не спешило потому, что опасалось массового дезертирства солдат-крестьян для дележа земли на местах; это и произошло после ленинского декрета о земле.
2. Октябрьская социалистическая революция как исторический феномен
Если бы не Ленин, то победившей Октябрьской революции не было бы потому, что не было бы созданной им социалистической партии большевиков-коммунистов. Никто другой не был способен создать столь организованную и решительную социалистическую партию, не сдерживаемую никакими моральными тормозами.
В чем суть социалистической революции? В национализации, точнее в огосударствлении, превращении в государственную собственность практически всей собственности, кроме самой элементарной личной. Стремление к такому огосударствлению исходило из недоказанного утверждения, будто общее (точнее государственное) будет работать эффективнее, чем частное. Такое утверждение Маркса и Энгельса, Ленина и Сталина принималось на веру, на атеистическую псевдоверу, которую опровергнет исторический опыт СССР, в котором производительность труда была многократно ниже, чем на частнособственническом Западе.
Огосударствить всё и вся вопреки воле большинства народа (прежде всего крестьянского большинства) удалось только благодаря небывалому за всю историю страны массовому террору. Отсюда органическая несовместимость социализма и демократии, ненависть коммунистов к демократии.
Наличие фактически только одной государственной формы собственности порождало триаду: одна собственность - одна партия - один вождь! Как следствие - культ личности во главе компартии.
Утопический и реальный социализм. По Марксу, Энгельсу и Ленину, социализм - это общество без товарно-денежных отношений, без денег. Для создания такого общества требуется прекратить товарообмен между городом и деревней, между промышленностью и сельским хозяйством. Спрашивается, как это сделать? А очень просто: один и тот же человек будет часть дня работать в поле, другую часть дня - у станка, а потом предастся интеллигентному творчеству за письменным столом; понятно, что вокруг него город-сад. Такая прекраснодушная утопия изложена в "Немецкой идеологии" Маркса и Энгельса в 1846 году.
При Сталине в ходе практического строительства создана модель социализма, в которой отчасти сохранились товарно-денежные отношения, что позволило этой модели со скрипом и репрессиями протянуть примерно 55 лет. Она могла протянуть и чуть дольше. Однако победил тот общественно-экономический строй, при котором производительность труда оказалась выше. Таким строем являлся буржуазно-рыночный.
В 1991 году партия Ленина и Сталина отстранены от власти, а в 1993 году ликвидирована Советская политическая система. При этом Августовский путч ГКЧП можно назвать попыткой дворцового переворота, провал которого спровоцировал быстрый переход-возвращение к обществу с частной собственностью, с рыночно-буржуазной экономикой.
В 1991-1993 годах Октябрьская социалистическая революция потерпела историческое поражение, но ещё не полное, поскольку современная политическая элита состоит из людей, воспитанных в партии Ленина Сталина, что сказывается в их деятельности.
Деятельность Ленина и Сталина направили страну в социально-экономический и духовный тупик, затормозила цивилизованное развитие страны. Историческая практика доказала утопичность марксизма-ленинизма. Именно попытка превратить утопию в жизнь обернулась гражданской войной, многомиллионными жертвами и сегодняшним отставанием страны.
Самый безболезненный и плодотворный вариант революционных по своему значению преобразований, когда они осуществляются сверху законным руководством страны.
3. Православное осмысление ленинского эксперимента над Россией
Простое русское крестьянское лицо с большим грушевидным носом, с просветленно-мудрым спокойным взглядом и затаившейся доброй улыбкой. Так выглядел тот, кто не был ни богословом, ни историософом, ни политиком, но которому предстояло осмыслить 1917 год, — духовный пастырь православной России не мог не сделать этого в Новогоднем слове в первый день 1918 года. Собравшиеся в храме Христа Спасителя православные верующие ждали этого.
«Минувший год был годом строительства Российской державы. Но увы! Не напоминает ли он нам печальный опыт вавилонского строительства?» — начал патриарх Тихон. — И наши строители желают своими реформами и декретами облагодетельствовать не только несчастный русский народ, но и весь мир, и даже народы гораздо более нас культурные. И эту высокомерную затею их постигает та же участь, что и замыслы Вавилонян: вместо блага приносится горькое разочарование».
Патриарх говорил не только о большевиках, но о социалистах и демократах того времени в целом: «вся эта разруха и недостатки оттого, что без Бога строится ныне Русское Государство. Разве слышали мы из уст наших правителей святое имя Господне в наших многочисленных советах, парламентах, предпарламентах? Нет, они полагаются только на свои силы, желают сделать имя себе, а не так, как наши благочестивые предки, которые не себе, а имени Господню воздавали славу. Оттого Вышний посмеется планам нашим и разрушит советы наши».
И в заключение сформулирована принципиальная позиция Русской Православной Церкви: «Церковь осуждает такое строительство, и мы решительно предупреждаем, что успеха у нас не будет никакого до тех пор, пока не вспомним о Боге, без Которого ничего доброго не может быть сделано…»
Если в Послании патриарху пришлось говорить о властелинах (и казалось, что ничего дерзновеннее не может быть), то укрепление богоборческой власти заставляло сказать русскому народу правду о нем самом и в связи с этим дерзнуть говорить о промысле Божием. При этом была востребована более сердечная форма, чем послание или слово. С Открытым письмом сельскому священнику в Томской епархии Николаю Троицкому обратился патриарх 12 февраля.
В письме выражалась вера в то, что «как быстро и детски доверчиво было падение народа русского, развращаемого много лет несвойственной нашей христианской стране жизнью и учениями, так же пламенно и чисто будет раскаяние его, и никто не будет так любезен сердцу народному, как пастырь родной его Матери Церкви, вызволивший его из египетского зла».
Патриарх писал, что многие скорби и страдания послал Господь, «любовно наказуя нас и призывая к покаянию». Поэтому «будем терпеливо переносить все, веря, что не без воли Божией совершится это с нами и не останется бесплодным подвиг наш, подобно тому, как страдания мучеников христианских покорили мир учению Христову».
В дни возгорания всероссийской гражданской войны, иностранной военной интервенции и одновременно в дни светлой Пасхи прозвучало Слово к богомольцам при служении в Троицком соборе Александро-Невской лавры в Петрограде. 16 июня, впервые после петроградского большевистского переворота, Тихон приехал в лавру и обратился к множеству встречавших и ждавших патриаршего слова. «Великая Россия, удивлявшая весь мир своими подвигами, теперь лежит беспомощная и терпит унижения…, — констатировал Тихон. — Но я взираю на вас с утешением, потому что вы знаете, в чем заключается наше спасение. Спасение в Церкви Божией, в вере нашей в Бога. Она только может нас спасти и избавить от тех несчастий, которые всюду облегают нас. Конечно, нужны и преобразования, нужны и реформы. Но главное не в этом. Главное — это возрождение души нашей, об этом надо позаботиться прежде всего. Как Иов многострадальный потерял все, что имел, был терзаем, страдал, мучился, но не потерял веры в Бога, и вера эта спасла его и возвратила ему все потерянное и утраченное, так и нам Господь попустил переносить великое страдание, поношения и обиды, попустил потерять многое из того, что мы имели раньше. Но была бы только крепка вера православная, только бы ее не утратил Русский народ. Все возвратится ему, все будет у него, и восстанет он, как Иов от гноища своего. Пока будет вера, будет стоять и государство наше».
Удивительно откровенны, духовно прозорливы и просты слова русского православного патриарха. Да, социалистическая революция народна и неслучайна, точнее — псевдонародна и на горе неслучайна, а псевдонародность и неслучайность порождены крайним духовным оскудением самого русского народа.
Народны не революция и рожденный революцией мир. Народна правда, высказанная народу и властелинам России.
Или слова о преобразованиях и реформах, оторванных от православного возрождения. В них духовный ключ к осознанию того, почему эпоха великих реформ императора Александра Освободителя завершилась великим крахом и возвратом крепостничества в псевдонародной форме.
«Еще продолжается на Руси эта страшная и томительная ночь, и не видно в ней радостного рассвета. Изнемогает наша Родина в тяжких муках… земля упивается неповинною кровью, проливаемою братскою рукою, оскверняется насилием, грабежами, блудом и всякою нечистотою.
Из того же ядовитого источника греха вышел великий соблазн чувственных земных благ, которыми и прельстился наш народ, забыв о едином на потребу.
Мы не отвергли этого искушения, как отверг его Христос Спаситель в пустыне. Мы захотели создать рай на земле, но без Бога и Его святых заветов. Бог же поругаем не бывает. И вот мы алчем, жаждем и наготуем в земле, благословенной обильными дарами природы, и печать проклятия легла на самый народный труд и на все начинания рук наших.
Грех — тяжкий нераскаянный грех — вызвал сатану из бездны, изрыгающего ныне хулу на Господа и Христа Его и воздвигающего открытое гонение на Церковь.
О, кто даст очам нашим источники слез, чтобы оплакать все бедствия, порожденные нашими всенародными грехами и беззакониями — помрачение славы и красоты нашего Отечества, обнищание земли, оскудение духа, разорение градов и весей, поругание храмов и святынь и все это потрясающее самоистребление великого народа, которое сделало его ужасом и позором для сего мира.
Где же ты, некогда могучий и державный русский православный народ? Неужели ты совсем изжил свою силу? Как исполин, ты, великодушный и радостный совершал свой великий, указанный тебе свыше путь, благовествуя всем мир, любовь и правду.
И вот, ныне ты лежишь, поверженный в прах, попираемый твоими врагами, сгорающий в пламени греха, страстей и братоубийственной злобы. Неужели ты не возродишься духовно и не восстанешь снова в силе и славе своей?
Неужели Господь навсегда закрыл для тебя источники жизни, погасил твои творческие силы, чтобы посечь тебя, как бесплодную смоковницу?
О, да не будет сего. Одна мысль об этом повергает нас в трепет.
Плачьте же, дорогие братье и чада, оставшиеся верными Церкви и Родине, плачьте о великих грехах вашего Отечества, пока оно не погибло до конца. Плачьте о себе самих и о тех, кто по ожесточению сердца не имеет благодати слез. Богатые и бедные, ученые и простецы, старцы и юноши, девы и младенцы, соединитесь все вместе, облекитесь, подобно ниневитянам, во вретище и умоляйте милосердие Божие о помиловании и спасении России».
Сверх того — сегодняшние наши реформы при нравственном разложении и американизации русского народа не принесут ли нам горького разочарования?
В.М. Лавров
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2