Предполагается, что самопрялка появилась в Индии, откуда распространилась по миру. В Европе появилась в начале XIV века. «Самопрялка» состоит из колеса, плоской подножки, шпульки с катушкой, деревянного шатуна, кожаного приводного ремня или струны. Рукой поворачивается колесо и через ремень вращение передаётся веретену. Левой рукой подаются волокна к острому концу веретена, правой — прокручивается колесо. Когда нить увеличится на длину руки, её наматывают на стержень веретена и прядут дальше. Скорость прядения на самопрялке быстрее, чем на прялке-донце. На Руси самопрялки разделяли на русские (стояки) и чухонки(лежаки). У русских колесо располагалось перпендикулярно полу, у чухонок — под углом.
Когда к прялке добавили рогульку, в XV веке, прядение уже не надо было прерывать на намотку. Стержень веретена теперь стал служить осью, на которой закреплены катушка и рогулька. Два конца рогульки выступают за катушку. Исходная ровница проходит через глазок в кончике веретена, затем через крючок одного из концов рогульки и идет на катушку. Катушка и рогулька связаны с приводным колесом двумя отдельными ремнями, каждая своим, и благодаря разнице в диаметрах шкивов рогулька вращается быстрее катушки. Быстро вращающаяся рогулька скручивает ровницу в нитку, прежде чем последняя ляжет на катушку, вращающуюся с меньшей скоростью.
В XVI веке появилась педаль для вращения колеса. Палка-держатель кудели вставлялась в нижнюю перекладину прялки так, чтобы было удобно работать. Кудель закреплялась также в «донце» на верхней перекладине.
Самопрялка (прялка) входила в обряды и традиции русского народа. Она была важным элементом крестьянского быта, сопровождала женщину от рождения до замужества и далее в замужней жизни.
Самопрялка встречается в русской классической литературе, например в произведениях С. Т. Аксакова и А. С. Пушкина:
«Обыкновенно она сидела на своей кровати и пряла на самопрялке козий пух» (С. Т. Аксаков, «Детские годы Багрова-внука», 1856).
«У печки сидела служанка за самопрялкою, и лёгкий шум её веретена прерывал один тишину светлицы» (А. С. Пушкин, «Арап Петра Великого», 1827).
Также слово «самопрялка» используется в произведении В. Броневского «Записки морского офицера, в продолжение кампании на Средиземном море под начальством вице-адмирала Дмитрия Николаевича Сенявина от 1805 по 1810 год» (1836): «Зала уставлена несколькими десятками самопрялок, на коих сучат и разматывают шёлк».
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев