Октябрь 1986 года. На бурении Кольской сверхглубокой
"Мы попробовали использовать некоторые русские технологии в конце 80-х - начале 90-х, когда Россия стала более открытой страной и хотела сотрудничать с Западом, - добавляет Хармс. - К сожалению, тогда было невозможно вовремя получить необходимое оборудование".
Все эти экспедиции закончились до той или иной степени разочарованиями, фальстартами и закупорками.
Потом были высокие температуры, с которыми оборудование не справлялось на большой глубине, потом были расходы, потом была политика - всё это сказывалось на осуществлении мечты ученых бурить все глубже и глубже, чтобы побить рекорд глубины скважины.
За два года до того, как Нил Армстронг ступил на поверхность Луны, американский Конгресс отменил финансирование "Проекта Мохоул", поскольку расходы на бурение вышли из-под контроля.
Те образцы базальта, которые "Проект" сумел поднять на поверхность, обошлись бюджету примерно в 40 млн долларов в переводе на деньги сегодняшнего дня.
Но и кольское бурение продлилось ненамного дольше. Оно было окончательно остановлено в 1992 году, когда бур достиг слоев с температурой 180 градусов по Цельсию. Это было вдвое выше, чем ожидалось найти на этой глубине. Дальнейшее бурение не представлялось возможным.
Учитывая то, что к тому времени СССР уже развалился, деньги на подобные проекты найти было невозможно.
Еще через три года научно-исследовательский центр был закрыт навсегда. Теперь его посещают только особо любопытные туристы и искатели приключений - вид у него, мягко говоря, заброшенный.
И немецкая скважина разделила судьбу остальных проектов сверхглубокого бурения. Огромная установка еще стоит - на потеху туристам. Объект превращен в нечто вроде колеса обозрения или художественной галереи.
Когда голландский художник Лотте Хиван спустила микрофон, защищенный тепловым экраном, в немецкую скважину, он донес на поверхность какой-то далекий грохот - звуки, которые даже ученые не в состоянии объяснить.
Эти звуки, как говорит Лотте, заставили ее почувствовать себя очень маленькой: "этот огромный шар, на котором мы живем, впервые в жизни показал мне, что он тоже живой, и звук этот невозможно забыть".
"Некоторые считают, что такие звуки могут доноситься из ада. Другие говорят, что это дышит планета", - добавляет она.
"У нас был план пробурить скважину глубже, чем советская, - рассказывает Хармс. - Но нам не удалось достигнуть глубины в 10 км за время, для этого отведенное".
К тому же в том месте, где мы бурили, [под землей] было гораздо жарче, чем там, где это делали русские. И стало ясно, что если мы пойдем еще глубже, для нас это будет куда трудней".
"К тому времени это тоже было начало 90-х, начало процесса унификации Германии, на который требовались большие деньги. Поэтому расходы на наш проект просто нельзя было оправдать".
Невозможно отделаться от ощущения, что подземная гонка "Кто первым доберется до мантии" - своего рода новая версия знаменитого романа Жюля Верна "Путешествие к центру Земли". Хотя ученые и не рассчитывали найти спрятанные под землей пещеры с динозаврами, они все равно говорили о своих проектах как об "экспедициях".
"Мы смотрели на это как на экспедицию, потому что для подготовки и осуществления проекта требовалось время, - рассказывает Хармс. - Ну и потому что вы действительно отправлялись в неизведанный мир, где никто никогда раньше не был. Для современного человека это очень необычно".
"Там, на глубине, вы все время находите что-то, что удивляет вас - особенно если добуриться до действительно очень глубоких слоев земной коры".
"Говоря о KTB или о Кольской сверхглубокой скважине, надо признать, что теории, стоящей за целями проекта, уже исполнилось 30-40 лет к тому времени, как началось бурение".
"Эти проекты можно сравнить с полетами на другие планеты, - говорит Деймон Тигл, профессор геохимии Национального океанографического центра в Саутгемптонском университете, принимающий участие в современном японском проекте. - Они - чисто научные инициативы, и вы никогда до конца не знаете, что в итоге найдете".
"При работе над скважиной №1256 [пробуренной в рамках проектов Deep Sea Drilling Project (DSDP, "Проект глубоководного морского бурения") и Ocean Drilling Program (ODP, "Программа океанского бурения")], мы были первыми, кто увидел нетронутую океанскую кору. Это было захватывающе. Всегда сталкиваешься с чем-то неожиданным".
Комментарии 4