Автомобильный мост через реку Витим, которую обессмертил писатель Вячеслав Шишков, и назвал литературно Угрюм-рекой - зрелище печальное. Это щербатый ряд почерневших от жизни шпал, кустарно уложенных на металлические поперечины.
Ширина моста равна ширине грузового автомобиля. Никаких перил и ограждений. Я прошел по нему метров 100 и спешно повернул назад. Страшно! Когда под твоим ногами зияют бурные воды глубокой реки, то становится не по себе. Середина моста провисла и висит плетью.
"А там опору в ледоход смыло, вот он и прогнулся", - буднично пояснил Михаил.
Он в год по этому мосту ездит несколько раз. Говорит, привык.
"Но дверки в машине всегда открываю. Если не откроешь, ветром машину качает, а тут постоянно ветра. Когда женщин везу, они часто глаза от страха закрывают, боятся", - добавил водитель.
Этот мост построен в советском 1984 году спецами одного из мостотрядов. Он всегда числился в категории временных и не был зарегистрирован ни на одном балансе. Де-юре он не существует, а де-факто - дорога жизни. Его два раза поджигали, сегодня его ремонтируют как могут местные мужики. Ремонтный материал - отслужившие свой век шпалы.
"У нас вся цивилизация в бурятском городке Таксимо. Там бензин хороший, там наши женщины чаще всего рожают детей, ведь до роддома в Чите добираться двое суток поездом с двумя пересадками. Там намного богаче ассортимент продуктов и товаров. Конечно, жутко ездить, а других вариантов у нас нет, - поделилась Елена, предприниматель из Куанды.
Рядом с самым опасным мостом России проходит железнодорожный мост - единственная тоненькая артерия жизни, связывающая "малую столицу БАМа" с большой Россией.
Медсестра Ковалева - местная медицина
В Куанде сегодня живет 1,5 тысячи человек: здесь школа, детский сад, несколько магазинов и почти полное отсутствие медицины. В местной больнице один врач-педиатр и несколько медсестер - они и ведут врачебный прием взрослого населения.
Людмила Николаевна Ковалева, работает без малого сорок лет медицинской сестрой.
"Врач сейчас в отпуске, я тут самая главная", - с грустной улыбкой сказала она, сетуя, что у самой уже слабое здоровье, а людей оставить не может.
"Чуть не плачут люди, просят их не бросать, мне их жалко. Как могу бросить? Пока ноги ходят и голова соображает, буду работать",- вздохнула Людмила Николаевна.
Куанда - поселок таежный, разбросанный. Зимой морозы под пятьдесят градусов - вариант нормы. Слабенькая медицина работает здесь без машины скорой помощи.
"Кто как может, тот так и добирается. Когда тяжелый случай, сами из последних сил идем на вызов, кто увидит на дороге, подвозят. Народ отзывчивый, иначе бы совсем пропали", - отметила медсестра Ковалева
В самых экстренных случаях на помощь приходят железнодорожники. Тяжелых больных берут в кабину тепловоза и везут туда, где могут спасти.
Вопрос открытый
В поселке живут первостроители БАМа - те, которые парнями и девчатами приехали сюда, отозвавшись на клич государства строить "дорогу жизни".
Николай Иванович Пискунов как раз из той команды комсомольцев-добровольцев, приехал сюда в 1981 году.
"В палатке спали: утром проснешься, а волосы к подушке примерзли! Пока суп съешь, второе замерзнет, вот в таких условиях мы строили магистраль", - поделился воспоминаниями Николай Иванович.
Он несколько десятилетий отбивал нутро по здешним дорогам на здоровенном Magirus. Тонул в болотах, замерзал в январе на якутской трассе, летом кормил мошкару. Награжден медалью "За строительство Байкало-Амурской магистрали".
"Куда уезжать? Здесь квартира, дача, на участок плодородную землю мешком носил, хозяйство держу. Баня своя", - загибал пальцы Николай Иванович.
На мой вопрос: чего не хватает жителям "малой столицы" большого БАМа, ответил не задумываясь.
"Медицины. Летом сердце сбой дало, спасибо нашим медсестрам, помогли. С логистикой трудно, автомобильные мосты разрушены, а поездом добираться - целое дело", - рассказал Пискунов.
Мост через речку Куанда разрушен лет как десять назад. Самые смелые, чтобы добраться до районного центра Чара, преодолевают реку вброд на машинах.
"Мост через речку Витим - это проблема, которая не решается десятилетиями. Для начала его надо на баланс взять. А кто его возьмет в таком состоянии? Вопрос открытый", - отметил Владимир Устюжанин, глава администрации Каларского района.
Источник :
https://rg.ru/
Нет комментариев