Новое исследование Анатолия Усолкина
Анатолий Усолкин, известный читателям как автор стихов о родном крае и историк, на этот раз прислал в редакцию большой краеведческий материал, посвящённый таушинскому храму в честь Святой Живоначальной Троицы. Задумка у автора возникла давно, когда Анатолий Иванович ещё вёл исторический кружок со школьниками. Целью работы кружка было уточнение даты основания Чернушки.
Первым упоминанием в документах деревни было принято считать 1854 год. А исследователю удалось найти документальное подтверждение тому, что Чернушка основана не позднее 20 февраля 1853 года. Добывая уникальные сведения в церковных архивах, Анатолий Усолкин загорелся идеей рассказать историю храма в родном селе.
- Я всегда с душой копаюсь в старине, а эта работа стала для меня спасением, помогла выжить, - рассказал автор.
Работа над статьёй заняла два года. В ходе исследования Анатолий Иванович изучил десятки документов, в том числе Клировые ведомости (прим. документы о службе лиц духовного сословия, в которых указывались статистические данные по приходу), метрические книги местных церквей, «Дело о строительстве храма в селе Таушинском» и документы из архива Павла Дягилева.
В первой половине XIX века православные жители будущего Чернушинского района вынуждены были исполнять свои религиозные потребности в отдалённых от их места жительства церквях. Северо-восток (д. Тюй) был причислен к приходу Пророко-Ильинской церкви села Алмазского. Северо-запад (Бедряжинская сторона) – к Рождество-Богородицкой церкви в Бикбарде, а одно время и к Казанско-Богородицкой церкви в Аряже. Южные деревни по левому берегу реки Танып (адресно входившие в Бирский уезд) причислялись к церкви Николаевского винокуренного завода Осинского уезда. Однако возведение храма в Николаевском, начатое ещё в первом десятилетии XIX века, затянулось почти на полсотни лет по причине нехватки средств и нерасторопности меняющихся хозяев. Так что жителям Югов, Емаша, Венихи, Хутора и даже завода Николаевского многие годы приходилось обращаться в Бикбардинскую церковь. Только с прибытием в край нового владельца завода Павла Дмитриевича Дягилева был завершён долгострой и церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери освятили 8 июля 1854 года. Этот день был отмечен и другим радостным событием - закладкой второго храма во имя святителя Николая Чудотворца. Церковь не сохранилась, а Николаевский храм стал визитной карточкой Чернушинского района.
Приобретение металла, малахита, золочения
Между тем, в этот период появлялись всё новые деревни: в наши края переселялись люди из северных уездов Пермской и Вятской губерний. В Тауше, расположенном в семи верстах от Николаевского завода, уже с 1840 года существовала небольшая деревянная церковь. Но она не вмещала всех нуждающихся прихожан. Требовалась новая цитадель православия с вместительным помещением. Благодаря настойчивости прихожан, благословению церковных иерархов, при поддержке светских властей и по Божьему провидению дано было разрешение возводить церковь в Тауше.
Первый сбор средств на постройку новой церкви с домохозяев, приписанных к приходу, был проведён ещё в 1843 году. В церковных реестрах скрупулёзно учтено: кто сколько внёс пожертвований. Например, глава семейства Иван Усолкин – 3 рубля 50 копеек деньгами и 5 пудов хлебом. В зависимости от материального состояния жертвователя взнос был больше или меньше.
А проект на постройку церкви «в селе Таушинском» был представлен в Пермское управление земледелия и госимуществ 12 мая 1846 года за № 110. Деревянная, на каменном фундаменте церковь должна была встать «на месте, отведённом господином Золотовским…». Через три года назначили наблюдать за проектом и ходом строительства помощника гражданского инженера господина Капаччио.
Строить церковь взялся крестьянин Кунгурского уезда Петр Яковлев Голдырев. По заключённому с крестьянами села Тауш условию, «нигде не зарегистрированному», он обязался начать стройку в апреле 1851 и закончить через 3 года и 4 месяца (к 1 августа 1854 года). Сумма контракта – 2 300 рублей серебром и 1000 пудов хлеба (ржаного). В контракте указали задаток 300 рублей, за рубку стен - 300 рублей, за «решетение» верха -200 рублей, а также на приобретение металла, малахита, золочения…. Одним словом, подробно расписали, сколько надлежит уплатить подрядчику частями по мере возведения здания. Храм строили из срубленного крестьянами леса, «отпущенного по билету Осинским лесничим». Стены собирались из мощных бревен, тесанных изнутри. Камень для фундамента, вероятно, брали те же крестьяне из русла и высоких берегов речки Таушки, в двух рукавах протекающей через село, а также реки Танып, примерно в полутора-двух верстах от места строительства. Тогда же провели второй сбор средств среди прихожан.
А в октябре 1851 года Осинское окружное управление госимуществ отчиталось в Пермскую палату об условии, заключенном прихожанами вновь строящейся в Тауше церкви с подрядчиком Голдыревым «на простой бумаге». И что ему, Голдыреву, дана характеристика и одобрение из Черноярского волостного правления, с места его жительства, «в том, что он состояния и поведения хорошего, судим и штрафован не был, умеет выполнять работу и впредь занимался постройкой церквей». Представлены и отчёты о собранном пожертвовании деньгами и хлебом на постройку церкви (279 рублей 48 копеек серебром и 1294 пуда хлебом) с подтверждением, что контракт будет написан «на узаконенной бумаге и просмотрен начальством…»
Объяснительная Государю
Строительство началось, как свидетельствуют источники, на год позже срока, оговорённого в контракте (в 1852 году). Из-за бедности населения денег собрали мало, зато по хлебу план перевыполнили…, но подрядчик нуждался и требовал именно денег. Крестьяне даже были готовы взять недостающие 2 тысячи рублей взаймы под проценты. С таким ходатайством в сентябре 1852 года обратился доверенный от прихожан крестьянин деревни Слудка Пётр Фёдоров Сергеев в окружное управление госимуществ. «Доверители не имеют возможности производить постройку и собрать пожертвования по добровольным подпискам денег из-за неурожая хлебов, случившегося в настоящем, так и в прошлом годах». Основанием обращения было решение сельского схода от 697 домохозяев сельской округи от 1 июня 1852 года. Прихожане 14 селений (1017 душ мужского пола) давали обязательства на уплату «2000 рублей и % на каждый рубль по 6 копеек серебром, что будет причитаться, и не более как по 9 рублей серебром на душу, …обязуемся возвратить».
Но, видимо, займ получить не удалось. Так как по свидетельству наблюдателя Капаччио в 1853 году «церковь далеко ещё не достроена, а некоторые сделанные работы произведены весьма непрочно». Посему губернской Палатой Госимуществ было поручено господину Капаччио, вообще окружным начальникам сделать оценку произведённых Голдыревым работ.
(Продолжение следует).
Анатолий Усолкин,
май 2021 г.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев