– Насколько, по вашему мнению, буддийская культура Тибета отражается на ценностях, которые проповедует и воплощает Его Святейшество и которые распространены среди тибетского народа? Или здесь можно проследить влияние других культур и традиций? Можно ли Тибет назвать примером того, какие ценности должны быть присущи буддийскому обществу?
– Бесспорно. Несмотря на небольшие различия в философских подходах, всем буддийским культурам присущи общие ценности. По моему мнению, тибетский буддизм особенен тем, что в равной мере учит и мудрости, и состраданию. Общаясь с тибетскими наставниками, встречавшимися мне на пути, я чувствовал, что в груди почти каждого из них бьется невероятно доброе и любящее сердце тибетской духовности, наивысшим проявлением которой, конечно же, служит Его Святейшество.
В буддизме махаяны выделяют три основных аспекта пробуждения, каждый из которых олицетворяет один из бодхисаттв знаменитой триады. Авалокитешвара – бодхисаттва сострадания, любви и альтруизма, бесконечного стремления устранить страдания всех живых существ. Манджушри воплощает собой мудрость всех будд, понимающих природу действительности, природу «я» и устройство вселенной. Таков Манджушри. Третий бодхисаттва – Ваджрапани – это проявление силы, могущества и искусных методов всех будд и бодхисаттв.
В Его Святейшестве в наивысшей степени проявляются все эти аспекты. Это удивительно. То же самое можно сказать и о других тибетских учителях, и о самой тибетской культуре. Трагедия Тибета и тибетского народа c его уходом в эмиграцию обернулась для нас удачей, ведь с 1959 года великие тибетские наставники распространяют многообразные учения Будды по всему миру. Все мои наставники живут в вынужденной эмиграции. Не будь этой трагедии, мы бы и вовсе не узнали о них. Благодаря великой щедрости духа, даже оказавшись перед лицом ужасной беды, тибетцы делятся истиной, совершенством, запредельной мудростью и состраданием со всем миром.
– Они даровали миру Дхарму, силу тибетской традиции Дхармы, которая теперь лежит в основе духовной практики миллионов людей во всем мире. Однако я думаю, что люди не до конца понимают, чему их может научить глубокая приверженность тибетского общества таким ценностям, как мир, ненасилие и экологическая устойчивость, то есть ценностям, от которых напрямую зависит наше будущее.
– Давайте посмотрим на это через призму счастья. Мой друг Дэн Гоулман, психолог и писатель, использует слово «успех», потому что в западном мире оно находит больший отклик. Номинально он говорит об успехе, но, по сути, его труды посвящены счастью, счастью с большой буквы.
Освобождение – вот высшее счастье. Освобождение от себялюбия и питающих его ядов. Именно себялюбие держит отдельных людей и целые сообщества в плену насилия, конфликтов и лишений, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни.
Конечно, Тибет не был безупречным. Плохие парни там тоже водились. Один мой западный друг поехал учиться в тибетский монастырь, и я спросил, как там жизнь. Он рассмеялся и сказал: «Как и везде. У нас тут есть хулиган. Каждый раз, проходя мимо меня в коридоре, он так и норовит меня задеть».
Знаете, люди, где бы они ни жили, в большинстве своем одинаковы. И все же системы, возникшие в Тибете, предназначались не для того, чтобы давать прибыль. Они были призваны давать миру бодхисаттв. Разница огромна. Тибетцы не строили университеты, где люди учились бы зарабатывать деньги. В их университетах учились тому, как стать бодхисаттвой, как обуздать свое «я», как развить сознание, как использовать невероятные методы, которые выходят далеко за рамки нашей психиатрии и позволяют проникать все глубже и глубже в сознание, дабы устранить оттуда все яды.
– Вы один из известнейших сторонников тибетского народа. Вы работаете не покладая рук, чтобы защитить их культуру, поддержать их дело и облегчить их страдания. Как можем им помочь все мы – люди, которые осознают, какие страдания обрушились на тибетцев в Тибете и за его пределами, и видят, какую огромную ценность тибетская культура представляет для мира?
– Что ж, как сказал бы Его Святейшество, лучший способ помочь вселенной – это работа над собой. Взращивайте присущие вам мудрость и сострадание. И, конечно, старайтесь меньше гневаться.
Полагаю, что сегодня сложились исключительные условия, когда жители Китая относятся к коммунистической партии с крайним недоверием. В Китае сейчас пускает корни довольно коммерчески ориентированная культура. Люди не заработали тех денег, на которые был расчет. В погоне за выгодой они выборочно закрывали глаза на нарушения прав человека и гражданских прав, ставшие одним из орудий, с помощью которых коммунистическая партия держит под контролем весь Китай. Несомненно, у Китая обширная и невероятная история, в том числе история буддизма – она до сих пор служит частью их культуры. Однако коммунистическая партия целенаправленно уничтожает все ценное, что связано с духовностью и разумом.
За последние тридцать лет мы, участники Международной кампании за Тибет, добились больших успехов в Конгрессе США. Я веду обсуждения с членами обеих партий как в Сенате, так и в Палате представителей. Недавно нам удалось ввести в действие очень важное дополнение к Закону о тибетской политике и поддержке 2002 года, касающееся порядка преемственности Далай-ламы.
Китайское правительство, очевидно, ждет смерти нынешнего Далай-ламы. У них уже есть марионетки, которые после его ухода из жизни попытаются заполнить образовавшуюся пустоту. Очень важно, чтобы международное сообщество выступило с решительным заявлением – коммунистическая партия не вправе назначать Далай-ламу, и только тибетский народ, если он того пожелает, может решать, кто будет следующим Далай-ламой.
Благодаря проводимой нами работе теперь это официальная политика США и, надеюсь, другие страны займут такую же позицию. Весь мир должен признать, что именно от этого решения зависит, выживет тибетская культура или нет.
В наши дни трудно представить, что без Далай-ламы тибетская культура сохранит свою целостность и дыхание жизни. Столь велики масштабы этой необыкновенной личности. За множество столетий такой человек и вправду появляется лишь единожды. Не может быть никакой уверенности в том, что кто-то подобный снова придет в обозримом будущем.
Вот почему мы должны создать институты, которые помогут сохранить ценности тибетского народа и его культуры, чтобы люди и впредь могли следовать этому примеру. Примеру невероятного добросердечия. Невероятного умения не только искренне прощать, но и показывать, какими могут быть люди и сообщества, затрагивать глубочайшие струны бытия, пробуждая любовь и сострадание. Какая бы участь ни постигла эту мечту о новой реальности, мы должны трудиться, чтобы эти идеи и ценности занимали главное место в жизни всего общества и никогда не уходили в забвение.
– Ричард, большое спасибо за беседу. Спасибо за искреннюю поддержку тибетского народа и за прекрасную Дхарму, которой вы поделились с нами.
– Спасибо, Мелвин. Все благодаря моим замечательным учителям. Берегите себя.
Lion's Roar
Перевод: Инна Балтырева
http://savetibet.ru/2021/10/05/richard-gere.html
Комментарии 1