, в город введены войска для подавления массовых выступлений русского населения. Межэтнические конфликты в СССР и постсоветской России имеют общую природу, считают эксперты.
Указ Верховного Совета СССР «О снятии ограничений по спецпоселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей», принятый 16 июля 1956 года снял с репрессированных народов ряд ограничений. Они освобождались из под административного надзора, но все же не могли вернуться на родину и не имели права на свое имущество.
Однако в том же году тысячи семей начали стихийно возвращаться в родные места, к тому времени поделенными между вновь созданной Грозненской областью и соседними республиками. «Сложный процесс был сопряжен со сложностями адаптации вайнахов в изменившейся среде, а также комом социальных проблем, перенаселением, отсутствием жилья, безработицей, что в последующем становится факторами резкого обострения межнациональных отношений с иноэтничным населением внутри республики и с соседями по Северному Кавказу», — сообщает в диссертационном исследовании об этнополитических процессах в ЧИАССР в 1957-1990гг., историк Анна Кузнецова
Сюжет межнационального конфликта середины прошлого века произошедший в Грозном был детально спрогнозирован русским историком, библиографом и общественным деятелем Сергеем Писаревым, рассказал, восстанавливая хронологию событий 55-летней давности, председатель совета Правозащитного Центра «Мемориал», Александр Черкасов.
«Писарев предупреждал о возможном развитии событий в сторону межнационального конфликта, указывая на то, что руководство республиканского КГБ вело линию на обострение ситуации, выделяя роль одного из руководителей этой структуры Шмойлова», — сказал Черкасов.
Итогам событий августа 1958 года предшествовала убежденность и соответствующая политика власти бывшей Грозненской области новообразованной ЧИАССР направленная на возвращение ситуации с репрессированными народами в исходное состоянии и попытка вновь добиться депортации чеченцев и ингушей, рассказал Черкасов, — добавив, что власть не учла уроков истории бессмысленных и беспощадных русских бунтов.
Писарев: русский бунт в Грозном был спровоцирован партийно-советским руководством.
Историк Сергей Писарев считал, что убитый 23 августа 1958 года житель Грозного русской национальности сам спровоцировал конфликт с другим местным жителем чеченцем-шофером Лулой Мальцаговым.
«Этот русский на клубном вечере в пьяном виде привязывался к молодому чеченцу…, преследовал его со своими приятелями на улице, вступил с ним в драку с обоюдным применением карманных ножей и был им, в порядке самообороны, смертельно ранен», — писал Сергей Писарев в в своем приложении к заявлению председателю Комитета партийного контроля при ЦК КПСС «Почему в апреле 1959 года я вынужден был отрицать свое авторство доклада на семидесяти страницах».
Писарев сообщал, что трое суток со дня убийства беспрепятственно проводилась острейшая массовая политическая провокация, называя ее «инсценированной, контрреволюционной диверсией». «Днем и ночью экзальтированные, распаленные до шовинистического озверения «ораторы» обоего пола призывали толпу к мести «бандитским народам», — заявлял Писарев, обвиняя в бездействии руководство комитета госбезопасности, секретариат горкома и обкома КПСС.
Эксперт Александр Черкасов согласен с Писаревым в том, что драка, произошедшая на почве бытового конфликта в Старопромысловском районе и закончившаяся трагической гибелью одного из ее участников стала поводом для массовых погромов 1958 года.
«А далее, август месяц, жара, трое суток идет митинг, тело убитого поместили на помост, обложив льдом. Днем и ночью, при свете прожекторов выступают не только представители трудящихся и население, но и представители партийной номенклатуры, которые добиваются того, чего, вероятно, хотели добиться – толпа идет по городу и убивает чеченцев и ингушей», — описывает события тех дней Александр Черкасов.
25-26 августа в городе начали распространяться анти-чеченские заявления и слухи, расклеивались объявления о проведении митинга, распространялись листовки с требованием выселить чеченцев из города. При организации погребения Степашина, толпа в количестве двухсот человек, неся гроб с телом двинулась в сторону Грозного по пути обрастая новыми участниками. Постепенно в толпе стали звучать анти-чеченские лозунги, было принято решение идти на Обком.
Толпа прорвала оцепление милиции. На площади, возле обкома, по разным данным собралось от 4 до 7 тысяч человек. В толпе присутствовали представители маргинализированных слоев населения и людей, находившихся в состоянии алкогольного опьянения. Митинг быстро перерос из анти-чеченского в антисоветский.
Вечером 26 августа толпа пошла на штурм областного комитета КПСС, который был захвачен митингующими.
27 августа силами милиции и войск МВД митингующие были вытеснены из здания, но днем того же дня толпа пошла на повторный захват здания, устроив в нем погром. Вечером того же дня толпа захватила в заложники заместителя министра внутренних дел и потребовала освободить задержанных участников беспорядков 26 августа, хотя те уже были к тому моменту отпущены. Восставшие захватили здание МВД и КГБ. Сотрудниками милиции оружие не применялось.
Участниками митингов была подписана резолюция к руководству ЦК КПСС, содержащая в себе ряд сегрегационных требований по отношению к чеченцам и ингушам с призывом лишить их всех по сравнению с другими национальностями; разрешить расселение в грозненской области не более 10% от общей численности населения; с 27 августа переименовать ЧИ АССР в Грозненскую область.
28 августа протестующие захватили железнодорожный вокзал, парализовав его работу и устроив там погром. В полночь в Грозный прибыли войска, сопротивление толпы было подавлено, бунт был прекращен, а в городе введен на 4 дня комендантский час.
Итогом беспорядков стало 32 человека, среди которых 4 сотрудника МВД, двое погибших гражданских лиц и 10 человек было госпитализировано.
«Эти события не освещались фактически, и краем уха мы слышали о каких-то сильнейших выступлениях против только что вернувшихся из ссылки чеченцев в русском городе. Фактически Грозный был тогда русским городом, чеченцы только начинали осваиваться» — приводит слова заведующего сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН Энвера Кисриева, интернет-издание «Кавказский узел».
«Межэтнических конфликтов в то время было гораздо меньше, тем более в ранний период «хрущевской оттепели», когда столкнулось старое представление и некоторая оттепель расширяла возможности людей в выражении своих протестов. Из примеров, в Новочеркасске в 1962-м были очень серьезные казацкие выступления, жестоко подавленные в то же время, так что какой-то небольшой промежуток времени, после XX съезда вот такие столкновения, вспышки бывали», — отмечает Энвер Кисриев.
Черкасов: причины конфликтов в отказе от взаимодействия этнических групп.
Сопоставляя причины и последствия межэтнических конфликтов на территории постсоветской России исследователь Александр Черкасов указывает на два идентичных момента. «Первый момент – это когда бытовые конфликты рационализируются и описываются, как конфликты этнические. И второе когда считается, что наша пестрая планета может стать черно-белой, что можно выдворить кого угодно, а дальше начинаются всякие эвфемизмы – можно выдворить мигрантов, а за этим, как правило, скрывается религиозная и этническая конкретика, о которой не хотят говорить», — убежден Черкасов.
«Если мы вспомним, то всяческие Кондопоги, Яндыки в Астраханской области, Пугачев – это ситуация не только ухода власти от выполнения своей прямой обязанности поддержания общественной безопасности, но и действия каких-то движений, которые хотели бы подправить демографию и этническое население с той разницей, что советские люди достаточно быстро начинали предъявлять требования к власти, а постсоветские россияне, даже в тех случаях, когда очевидным образом, в каких-то настроения виновна власть, продажные милиционеры, судьи, действовавшие за взятку, полученную у виновных людей и т.д., — предпочитают оставаться в этническом дискурсе, не предъявляя претензии тем, кто собственно несет ответственность за сложившуюся ситуацию.
Если посмотреть на дальнейшее разрешение ситуации в Грозном в 1958г., то на протяжении последующих лет возвращавшимся чеченцам и ингушам не способствовали селиться в Грозном, который достаточно долгое время оставался в большой степени русским городом.
Разным, многоэтническим городом, действительно, дружбы народов, он стал в 70-80-х гг. и грозненцы вспоминают это время, как более счастливое, когда город еще существовал. До этого времени, возвращавшиеся (из депортации) вайнахи селились в селах», — рассказывает Александр Черкасов.
Эксперт уверен, что отказ от тесного взаимодействия этнических групп стал причиной катастрофического развития событий в 1991 году.
«Ведь именно чеченское село вышло на улицы Грозного в августе 1991 года. С другой стороны вот такая демографическая политика способствовала высокой, скрытой безработице среди вайнахов и это компенсировали отчасти натуральным хозяйством, отходничеством (север, нефтянка, шабашка).
Чеченские бригады строили по всей России коровники. Когда в начале 90-х ассигнования на агропром сократились и летом 1991 года чеченские бригады не поехали строить коровники, десятки тысяч молодых мужиков остались в республике и произошло то, что произошло в августе 1991 года – смена власти, приход национал-демократических движений», — вспоминает Черкасов.
Черкасов: массовые беспорядки не специфичны исключительно для Северного Кавказа.
Массовые беспорядки 1958 года в Грозном не были исключением того времени, заявил Александр Черкасов:
«В 1957 году в Темиртау, Казахской ССР (столкновение между строителями и армией, 11человек убито); 1973 – беспорядки в Грозном с требование возвращения ингушам Пригородного района Северной Осетии; октябрь 1981г., Орджоникидзе (ныне Владикавказ) – анти-ингушские выступления, возникшие во время похорон таксиста, заехавшего в ингушское село и убитого там. Беспорядки переросли в штурм обкома партии. В город были введены войска, были жертвы, 800 человек арестовано, 40 осуждено».
«Не нужно думать что это специфика Кавказа. В 1961 году произошли массовые беспорядки в Александрове, дело обернулось взятием штурмом Отдела милиции, и пока толпа думала нужно ли брать райком партии или нет — за это время подоспели войска. Итог:4 человека убито, 11 ранено, 19 осуждено, 4 расстреляно по приговору суда. В 1963г., Кривой Рог, массовые волнения связанные с милицейским беспределом (кого-то забили в отделении). Декабрь 1963 г., Москва, убийство африканского студента, беспорядки организовали его соотечественники. Апрель 1979 и 1981 гг. – митинги неонацистов в Москве», — привел хронологию массовых волнений в СССР, Александр Черкасов.
«События такого рода, будь-то межэтнические выступления или события против милиции – это не что-то постсоветское, т.к. тогда это было все вне информационного поля» - убежден Черкасов.
Большинство того, что началось в 90-х годах было законсервировано в советское время, но вполне предсказуемо», — говорит Черкасов и приводи в пример фантастическую повесть Юлия Даниэля «Говорит Москва», где описывается картина отчасти того, что началось в начале 90-х годов, — «Нагорно-карабахский конфликт, во всяком случае, у него там проскальзывает».
Черкасов: сегодняшняя власть не учитывает уроков прошлого.
«Когда сообщества лишены возможности решения конфликтов путем диалога, поиска общего языка, когда государство берет это на себя, отчасти путем репрессий, отчасти путем жесткой информационной блокады, то за долгое время у вас просто теряются навык такого диалога, общество редуцируется. Сосуществование различных общин, в условиях горных систем расселения, в свое время, породило соответствующую правовую систему, Адат — обычное горское право. Оно было ориентировано именно на разрешение подобного рода конфликтов.
Когда вы убираете эти механизмы и эти традиции, то не исключаете конфликт, просто они разрешаются гораздо более варварскими и кровавыми способами, когда исчезают две составляющие — это полная цензура и репрессии, что и случилось в конце 50-х годов. И решение здесь только одно — содействие росту гражданского общества, потому что толпа – это не есть субъект диалога», — подчеркивает эксперт.
В качестве положительного примера разрешения этнических конфликтов Черкасов привел Дагестан.
«Там очень многоэтничное население, где только государствообразующих этносов 14, где тоже с советских времен законсервированы различные конфликты. Классический пример – это депортированные чеченцы-аккинцы, а на их место были поселены лакцы и используя механизмы отчасти светского законодательства, отчасти обычного права дагестанские власти добились переселения вместе с государственным софинансированием лакцев на новые места проживания и постепенного возвращения домовладений аккинцам.
Сейчас в Казбековском районе происходит аналогичный процесс с двумя селами, куда были заселены аварцы, вместо аккинцев. Это долгий и кропотливый процесс.
Более того, когда вторглись боевики Басаева и Хаттаба в Дагестан в начале сентября 1999 года, возник соблазн решения этой проблемы раз и навсегда. Поскольку бежало все население, в том числе и аккинское, ополченцы, лакские и аварские, а за ними этнические движения, попытались закрепить эту, по-сути этническую чистку, создав ситуацию второго Пригородного района, который является примером в постсоветское время такой этнической чистки и проблемы, которая никак не разрешена», — рассказывает правозащитник.
«Тогда усилиями правительства Дагестана и, в том числе, покойного Магомед-Салиха Гуссаева, который тогда был министром информации, внешних связей и межнациональных отношений Дагестана вся эта пропаганда направленная на закрепление результатов этой этнической чистки — дезавуировалась, я был свидетелем этого. И просто сознательными усилиями ответственной власти, не говорю демократической, но ответственной, эта вторая депортация не была закреплена», — приводит в пример Александр Черкасов.
Эксперт считает, что умение говорить и гасить погромные речи – это очень важная вещь. «Если бы секретарь рескома в 1981 году в Осетии умел говорить с толпой, то возможно удалось бы избежать массовых столкновений с большими жертвами, которые были в Орджоникидзе в 1981 году», — уверен он.
Среди причин межэтнических противоречий Черкасов также называет экономические отношения. «Лучше всего этот вопрос просмотреть на примере Абхазии, где две этнические группы находились в одной и той же хозяйственной нише и конфликт заложенный и просматриваемый задолго до, читая Фазиля Искандера с его эвфемизмами, но подробно прописанный. И при возникновении соответствующих обстоятельств, когда в борьбе за власть в Тбилиси использовалась этническая карта, осетинская, абхазская, в итоге это способствовало проникновению мощного движения борьбы за независимость и это достижение центральной грузинской власти», — полагает эксперт.
Черкасов: Развитие межнациональных отношений в России не предсказуемо.
Премьер-министр России Дмитрий Медведев утвердил федеральную целевую программу «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» на 2014−2020 годы. На выполнение программы будет выделено без малого 6,8 млрд рублей.
«Я боюсь, что деньги, выделяемые на программу укрепления единства российской нации будут потрачены не на то. Потому что речь идет вот о чем, что общество так или иначе получает свой голос и нужно способствовать тому, что когда этот голос слышен, чтобы он не был голосом погромной толпы. Например, я люблю лезгинку и нужно работать над тем, чтобы люди понимали, что это всего лишь танец», — полагает Александр Черкасов.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3