Причину ученые смогли найти только в 1899 году, когда с помощью рентгеновского анализа исследовали кристаллическую структура капризного металла.
Оказалось, что олово имеет несколько аллотропных модификаций. Самая распространенная - белое олово, - устойчиво выше +13 градусов Цельсия, а при охлаждении начинается постепенный переход в серое олово, которое просто рассыпается в порошок.
При минус 33 градусах такое превращение происходит максимально быстро.
Однако в средневековье объяснения этому явлению люди не могли найти, да и встречались с ним только жители северных стран, поэтому знали о загадочной «болезни» тогда не все.
Только этим можно объяснить то, что на протяжении многих сотен лет олово продолжали массово использовать, хотя это и приводило порой к неприятным ситуациям и даже трагедиям.
Так, например, буквально «обратился в прах» огромный груз оловянных слитков, отправленный из Голландии в Россию в конце XIX века.
По этому поводу даже проводили полицейское расследование, ведь огромный железнодорожный состав, груженый достаточно дорогим металлом стоил немало, а при вскрытии вагонов там нашли лишь серую пыль.
Подобные казусы случались еще даже в начале XX веке. На военных складах Санкт-Петербурга однажды разгорелся настоящий скандал, когда выяснилось, что со всех комплектов обмундирования пропали оловянные пуговицы.
От суда складских работников спасло лишь то, что к тому времени достижения науки уже объяснили эту «чуму».
Однако одна из самых известных легенд, связанных с необычным металлом, гласит, что именно оловянные пуговицы на мундирах стали причиной поражения Наполеона.
Столкнувшись впервые с русскими морозами, французские войска, якобы, потеряли возможность воевать, так как стрелять, когда у тебя сваливаются штаны, практически невозможно.
Ученые сегодня не склонны подтверждать этот известный исторический анекдот, однако то, что «оловянная чума» приносила много бед на протяжении столетий – это неоспоримый факт.
Считается, что именно эта напасть погубила в начале XX века британскую экспедицию «Терра Нова» под руководством Роберта Скотта.
Комментарии 4