Втайне от Агафона Отто воровал деньги у Карла Фаберже и переправлял их на свои счета за границей. Карл Густавович однако о том, что его сын был невиновен, так никогда и не узнал. К тому времени он уже скончался в эмиграции. Перед кончиной Карл Фаберже даже успел лишить Агафона наследства. Все деньги, причитавшиеся сыну, знаменитый ювелир оставил его малолетним сыновьям, своим внукам.
На свободу Агафон Фаберже вышел, но вернуться в свою квартиру или на свою дачу он, конечно, уже не мог. После конфискации дачи в Левашово в ней размесилась воинская часть. Все более менее ценные вещи из дома были вывезены и в последующем проданы. Некоторые вещи также были испорчены солдатами.
Помимо ценностей из коллекции, на даче Агафона был найден и впечатляющий по своей стоимости клад. За одной из перегородок обнаружили обустроенную Агафоном Фаберже тайную комнату. Такие тайники во время революции делали многие дворяне.
Из-за обысков на границе бывшие представители правящего класса не надеялись вывезти свои ценности в эмиграцию в сохранности. Поэтому дворяне просто прятали сокровища в потайных помещениях в своих дворцах, надеясь, что революция – это ненадолго, и вскоре они смогут вернуться на Родину.
Именно так, к примеру, поступил представитель самого богатого дореволюционного рода России – Феликс Юсупов. Феликс Феликсович спрятал фамильные драгоценности в своем московском особняке. В последующем эти сокровища были найдены большевиками в тайной комнате и проданы. Также поступили и князья Нарышкины, чей клад был найден уже в наше время – в 2012 году.
Сокровища, спрятанные Агафоном Фаберже, таким образом, также были обнаружены. В потайной комнате, обустроенной ювелиром, нашли множество драгоценных камней, ваз, медалей и картин.
Разумеется, все эти ценности были сразу же изъяты и вывезены из дворца. По воспоминаниям современников, увезли с дачи Фаберже власти целых 10 ящиков сокровищ. Одних только драгоценных камней в потайной комнате в доме в Левашово было обнаружено 700 штук.
Сам Агафон Фаберже, имевший авантюрный характер и умевший легко приспосабливаться к реалиям жизни, после ареста продолжил сотрудничество с новыми властями. До ареста он иногда оказывал услуги Эрмитажу, получая за это неплохое вознаграждение. Также Агафон приторговывал экспонатами своей коллекции.
Конфискация лишила Фаберже основной части его дохода. Но бедствовать ювелиру все же не пришлось. Последующие шесть лет Фаберже младший периодически выполнял заказы Гохрана по оценке всевозможных конфискованных у дворян ценностей. К этому времени он уже был женат во второй раз - на бывшей гувернантке своих детей Марии Борзовой.
Голодать в советской России Агафону с его супругой не приходилось. Но чувствовал себя на родине после ареста Фаберже, конечно, не слишком комфортно. Известно, что Агафон постоянно думал об эмиграции и изыскивал пути отъезда из России.
Возможно, ювелир и нашел бы способ бежать за границу. Однако в России настали времена НЭПа и Фаберже-младший наивно понадеялся на то, что он вновь может стать успешным и состоятельным ювелиром на родине.
Этой мечте Агафона сбыться, конечно, было не суждено. В 1924 г. Фаберже младшего вновь арестовали. На этот раз причиной ареста стала наглость ювелира. Агафон потребовал, чтобы ему выдавали зарплату теми драгоценными камнями, которые он оценивал в Гохране.
Просидев в тюрьме полгода, Фаберже согласился плотно сотрудничать с новыми властями и снова был освобожден. Выйдя на свободу однако Агафон больше не стал испытывать судьбу. В 1925 году он попытался получить у властей разрешение на проживание с семьей в Финляндии. Но ему отказали в визе.
И тогда Фаберже решился на побег. В 1927 г. он покинул Россию, перейдя по льду Финский залив с помощью контрабандистов.
Перед побегом Агафон подкупил нескольких ответственных лиц и передал свое имущество в финское консульство. В последующем Фаберже младший купил в Финляндии участок земли, а также построил в Хельсинки четырехэтажный дом. Известно, что налаживать связи со своими родственниками за границей он не стал. Забыть нанесенную ему еще до революции обиду Агафон так никогда и не смог.
Не общался Фаберже младший и со своей бывшей женой, бросив ее по сути на произвол судьбы вместе с сыновьями. Под конец жизни Фаберже младший продал свой четырехэтажный дом и переселился в маленькую квартирку в Хельсинки. Скончался Агафон уже после Второй мировой войны – в 1950 году, в возрасте 74 лет.
Собственно сама дача Фаберже в Левашово при новой власти долгое время активно использовалось для разных целей. Некоторое время здесь располагался санаторий сотрудников НКВД. Во время блокады Ленинграда в доме обустроили госпиталь. Позднее дача Фаберже была объявлена памятником архитектуры. Заниматься домом однако никто не стал. Ныне дача императорского ювелира в Левашово стоит заброшенной и постепенно разрушается.
Существует легенда, что помимо тайной комнаты, вскрытой еще в 20-е годы прошлого века, где-то на даче Агафона Фаберже спрятан еще один клад. Об этом якобы рассказывал брат Агафона – Евгений Фаберже.
Евгений будто бы утверждал, что самолично закопал в саду на даче брата чемодан с бриллиантами на сумму в 5 млн царских рублей. Легенда эта однако вызывает большие сомнения. На момент революции братья Фаберже были в ссоре. Поэтому вряд ли Евгений поехал бы прятать свои сокровища к Агафону.
Но как бы там ни было, некоторые люди все же верят в существование этого клада. Сторожа здания рассказывают, что они бывают вынуждены время от времени прогонять с бывшей усадьбы «золотодобытчиков» с металлоискателями.
(с)
Комментарии 2