Основание хутора Гашун-Салы нельзя даже представить без истории заселения земель нынешних районов Ремонтненского, Заветненского Ростовской области, Приютненского района Калмыкии, Апанасенковского района Ставропольского края, которая начинается с конца 40-х годов 18 века, когда вдоль Царыцинско-Ставропольского тракта в соответствии с Указом российского императора Николая первого от 30 декабря 1846 года был заложен ряд станиц (застав), в том числе Заветная, Ремонтная, Крестовая (теперь село Первомайское), Кормовая, Приютная, Дивная, Дербетовка....
И уже в 1847 году в этих местах появились первые переселенцы из Харьковской, Воронежской, Курской, Витебской и других губерний центральной России. Надо отдать должное смелости, решительности, великому трудолюбию этих людей, что бы на подводах, телегах, запряженных лошадьми, волами целыми семьями отправиться в неблизкий путь, в незнакомые необжитые края с далеко не благоприятными природными условиями суровых зим и знойных засушливых летних месяцев! Наши предки преодолели все трудности и основали на этих землях села и хутора, с прекрасными полями и садами.
Хутор Гашун-Сала был основан уже потомками первых переселенцев. Они переселились в окрестности балки Гашун-Сала ( в переводе с калмыцкого Соленая балка) из сел Крестове, Кормовое и основали хутор с одноименным названием. Точная дата основания хутора мне неизвестна. Да это и не так важно. Ведь официальная дата регистрации могла быть установлена, когда в этом месте уже было определенное количество дворов, а по настоящему основанием хутора нужно считать момент начала проживания здесь первой семьи. Думаю, что семья моего деда Волохова Матвея Дмитриевича не была первой из поселившихся в хуторе , хотя и переселилась в Гашун- Салу в 1893 году из Кормового, а дед был внуком Волоха Ильи Осиповича, переселенца из Харьковской губернии и приписанного к станице Кормовая 19 августа 1853 года.
Надо отметить практичность, прозорливость основателей хутора в выборе места для поселения и проживания. Низкая впадина между двумя возвышенностями, разрезанная четырьмя глубокими и несколькими помельче балками, с обилием в них водных запасов и плодородной почвы, раздольная степь с многотравием давали возможность заниматься не только животноводством, но и выращивать зерновые культуры, овощи, разводить сады, хотя климатические условия не всегда благоприятны для этого. Часто были сильные летние засухи, а значит неурожаи зерновых культур и степных трав. Многоснежные, с сильными морозами зимы затрудняли содержать домашнюю скотину. И только великое трудолюбие наших предков позволило им в короткое время создать здесь настоящий оазис из садов и огородов. Таких богатых садов не было в соседних селах округи на десятки километров! Прошло более 120 лет, но частично эти сады не только сохранились, но и продолжают каждый год плодоносить без всякого ухода и обработки химикатами.
Посещая бывший хутор, обходя сады и курганы от бывших жилищ, проникаешься волнением и чувством большого уважения к предкам, которые эти сады вырастили и оставили потомкам. И сами по себе появляются слова, похожие на плохие, плохие стихи:
Твердо знали деды наши, прадеды,
Где селиться, строиться, жить!
Не знали деды наши, прадеды,
Что их хутору долго не быть.
От жилищ их остались курганы,
Их могилы сравнялись с землей
И только сады, их сады-ветераны,
Расцветают здесь каждой весной!
В садах этих яблони, груши...
Больше века они здесь растут,
Видно предки вселили в них души,
Они память о них берегут.
А люди покинули хутор,
Разъехались жить кто куда....
Как время меняется круто,
Как тянет сюда нас всегда!
У абсолютного большинства коренных хуторян, родившихся и проживших в хуторе детство,отрочество, юность, несколько лет взрослой жизни очень добрые воспоминания о хуторе, его жителях, об учебе в начальной школе, нелегкой работе с детских лет в колхозе и дома, об условиях жизни далеко не комфортных для нормального проживания. Казалось бы, что во всем этом хорошего, ценного, полезного, даже нужного? Да ничего такого на первый взгляд нет! Так почему же многие хуторяне, и не только коренные, так тепло и душевно, со слезами на глазах и комками в горле вспоминают свою жизнь в хуторе? Почему многим так хочется хотя бы раз побывать здесь, прикоснуться к с детства знакомым яблоням и грушам, посидеть под ними на земле и погладить траву, подышать необыкновенным воздухом, наполненном запахом степи и таком родном и неповторимом с детства, всплакнуть, посещая места бывших жилищ и могил предков? Трудные это вопросы! И ответы на них могут быть у каждого хуторянина свои, разные. А главный и общий ответ один — это МАЛАЯ РОДИНА всех и каждого хуторянина! И она единственная и неповторимая на всей планете земля! И создали, основали ее наши предки-люди благородные и добрые, рискованные и великие труженики! Эти хорошие человеческие качества предков повторились в их потомках.
Ярким подтверждением этого является не только то, что среди хуторян не было лодырей, тунеядцев, а и то, что многие из уроженцев и жителей хутора добились необыкновенных трудовых успехов в сельском хозяйстве и военной службе, были удостоены высоких правительственных наград в советское время.
В 1948 году высокого звания Героя социалистического труда СССР был удостоен Маяцкий К. П., житель села Воробьевки (Бислюрты), но он родился в Гашун-Сале, а потом семья перекочевала в Бислюрту. Так советская власть оценила его добросовестный и творческий труд по выращиванию породистых прекрасных лошадей для Красной армии.
Калашников П. М. родился в селе Первомайском (Кресты), в возрасте 4-х лет остался сиротой и был взят на воспитание в семью хуторянина Ничеговского Карпа, стал первым и единственным трактористом в Гашун-Сале, здесь завел семью, из хутора был призван в Красную армию, героически воевал всю войну, штурмовал Берлин, стал полным Кавалером орденов Солдатской Славы! Это высшая солдатская награда советского государства, практически равная званию Героя советского союза. После демобилизации жил в Гашун-Сале, работал бригадиром тракторной бригады, а потом семья переехала на жительство в село Кормовое.
Ковтунов Е. П., коренной хуторянин, отважно воевал всю войну , награжден многими наградами, в том числе пятью медалями «За боевые заслуги» . По утверждению некоторых исследователей таким количеством этих медалей на одного человека в советском союзе награждено всего несколько граждан!
Волохов А. В., 1927 года рождения, уроженец и житель Гашун-Салы, работал трактористом, бригадиром полеводческой бригады колхоза «Первомайский» в 1973 году награжден орденом Трудового красного знамени.
Волохов И. В., 1935 года рождения, родился и жил в Гашун-Сале, работал старшим чабаном в овцесовхозе «Ремонтненский», награжден орденом «Знак почета» и бронзовой медалью ВДНХ СССР.
Ковтунов Ф. Е. , 1941 года рождения, родился и до 14 лет жил в хуторе, потом семья переехала в г. Элисту, работал горэлектросети электриком, награжден орденом «Знак почета».
Ковтунов П. И., 1941 года рождения,, до армии жил в хуторе, работал в колхозе чабаном, служил в армии в Туркмении в городе Чарджоу, там женился и остался, получил специальность токаря, добросовестно работал на заводе и в 1983 году был награжден орденом Трудового красного знамени.
Волосников И. В., 1926 года рождения, в 1943 году был призван в Красную армию, принимал участие в боях с фашистами, после срочной службы остался в армии, дослужился до звания полковника, награжден многими правительственными наградами.
Ковтунов М. Е., 1926 года рождения, в 1943 году призван в Красную армию, участвовал в боевых действиях, остался на воинской службе, получил звание полковника, награжден многими правительственными наградами.
Харченко В. М., родился в Гашун-Сале в 1948 году, потом семья перекочевала в село Кормовое, в селе Первомайском закончил среднюю школу, потом МГУ, работал преподавателем в институте в г. Элисте. В настоящее время проживает в с. Михайловском, преподает в Ставропольском институте. В 2012 году защитил диссертацию и стал доктором геологических наук! Очень не легкое многотрудное это дело — в наше время стать доктором наук без связей и блата в руководящих и научных кругах!
Лучшим молодым чабаном Ростовской обл., участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве в пятидесятые годы прошлого века был родной брат Владимира Пантелей Михайлович Харченко.
Есть еще один необыкновенный человек, родившийся в хуторе в 1943 году и проживший здесь детские годы - это Виктор Васильевич Божко, сын прекрасной учительницы хуторской начальной школы Веры Кузьминичны Божко. По неофициальным данным Виктор Васильевич стал военным, служил в Генеральном штабе в звании генерала. Братья Василий и Александр Калашниковы, сыновья Петра Макаровича, говорят, что в 90-е годы прошлого века он приезжал на место бывшего хутора, с большим волнением и добрыми воспоминаниями прошелся босиком по памятным с детства местам... К сожалению ни адреса его проживания, ни номера телефона не осталось. Я пытаюсь найти подтверждающие документы по Божко В.В., но пока не получается.
Можно написать и о других, более молодых потомках хуторян, которые своим добросовестным отношением к труду, обладая знаниями, природными способностями, стали организаторами и руководителями очень нужных людям добрых дел.
Бутенко И. М. работал заведующим орготделом Апанасенковского райкома комсомола, Ставропольского края.
Колесников В. И. более 30 лет возглавлял отдел культуры Приютненского района Калмыкии, активное участие принамал в возрождении казачества, более 25 лет был атаманом казачьего общества района, награжден медалями разных общественных организаций.
Ковтунов В. П., сын коренного хуторянина П. И. Ковтунова, с 2008 года является казачьим атаманом Апанасенкоского района, Ставропольского края, имеет звание есаула, проводит большую работу по военно-патриотическому воспитанию детей и молодежи. Владимир Петрович награжден медалями «Патриот России», «За возвращение Крыма» и другими ведомственными наградами.
Ковтунова Г. Н. более двух десятков лет возглавляет Дворец культуры села Первомайского, Ремонтненского района, Ростовской обл. При ДК организована и успешно работает художественная самодеятельность, участники которой завоевывают призовые места в районных, областных и всероссийских смотрах и фестивалях, проводят большую воспитательную работу среди детей, молодежи и всех жителях села.
Согласитесь, уважаемые читатели, что на хутор всего 50-60 дворов довольно много людей не простых, необыкновенных, отмеченных высокими наградами, в том числе и правительственными! А, как известно, простым людям, работягам высокие награды дают не за красивые глаза и прислуживание начальству, а за многолетний добросовестный труд!
Необыкновенность жителей Гашун-Салы проявилась и в доброй памяти о предках, основавших хутор, который прекратил свое существование в 1968 году, когда его вынуждено, против своих желаний и воли покинули последние жители. Дело в том, что в 1958 году было принято решение Пленума ЦК КПСС о признании неперспективными малых сел, деревень, хуторов. В результате таких мер по стране было ликвидировано более 400 тысяч мелких населенных пунктов, в том числе и хутор Гашун-Сала (Степной), в котором не было электричества, были закрыты начальная школа, магазин, медицинский пункт. На месте хутора колхозом были построены две кошары для овец, в середине семидесятых годов прошлого века проведено электричество....
На местах некоторых бывших поселений установлены памятные знаки, кратко напоминающие о том, что здесь жили люди, изредка на встречи собирались бывшие жители, а потом всречи прекратились.
В 1991 году свою первую встречу провели и гашунсаляне. Собрались более 150 человек! Даже приехали с Урала потомки тех, которые в годы раскулачивания были выселены в те края. В тот день было тихое, очень теплое и солнечное утро, без единого облачка на голубом небе. Ничто не предвещало плохой погоды. Люди со слезами на глазах, но очень радостно, по доброму общались, делились воспоминаниями, новостями. Сильный, по летнему теплый дождь пошел совершенно внезапно! Казалось сама природа оплакивала бывший хутор, память и могилы его благородных основателей,всех его жителей. Опасаясь невозможности из-за грязи и бездорожья выехать с места сбора, люди спешно разъехались. Примечательно, что уже в 2-3 км. от хутора дождя совсем не было!
С той первой памятной встречи хуторяне каждый год в первое воскресенье июня собираются на месте бывшего хутора. На большинство встреч приезжают по 30-40 человек коренных хуторян и их потомков из Калмыкии, Ставропольского края, Ростовской обл. и даже из Туркмении!
В 2021 году на большом камне, привезенном из Дивного, установлена памятная плита с текстом следующего содержания: «Хутор Гашун-Сала (Степной). Основан благородными великими тружениками в 80-90 годы 19 века, 50-60 дворов с богатыми садами. В 60 годы 20 века властями признан неперспективным. Последние жители покинули хутор в 1968 году. Да будет священна и нетленна добрая память людская! Основателям хутора благодарные потомки. 2021 год»
Уважаемые коренные ГАШУНСАЛЯНЕ, потомки хуторян! Очередная наша встреча состоится 4 июня 2023 года в 10 часов! Приезжайте поклониться памяти основателей хутора, всех предков-хуторян, пообщаться, познакомиться, поделиться сведениями и материалами по истории нашей малой родины.
Коренной хуторянин в третьем поколении Волохов И.Ф.,
город Донецк, Ростовской обл.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1