Крещение - одна из самых великих тем Нового Завета. В Новом Завете слово “крещение", включая все его формы, встречается свыше сотни раз. Однако в религиозном мире эта тема вызывает много разногласий. Что же в действительности Библия говорит о крещении?
ЧТО ТАКОЕ КРЕЩЕНИЕ?
Изучение крещения мы должны начать с вопроса, что такое крещение. Т.е. какое действие совершается в крещении: погружение, окропление или обливание? Может ли слово “крещение" означать любое из этих трех действий? Вот уже много лет этот вопрос является предметом спора, но в дни написания Нового Завета он, похоже, не вызывал никакой полемики. Какие-то споры имели место, и Писание говорит о них, но по поводу значения слова “крещение" мы не находим никаких указаний на разногласия.
Определение при помощи лексического анализа
Словом “крестить" переведено греческое слово баптидзо, основное значение которого "окунать, погружать"; этот факт можно узнать, если обратиться к толковому словарю греческого языка - книге, которая дает определение греческим словам. (Обратившись к толковому словарю английского или русского языка, мы не сможем узнать, какое значение имело это греческое слово в I веке. В этих словарях рассматривается лишь его современное значение, а не то, в котором это греческое слово употреблялось в I веке).
Существует отдельное греческое слово со значением “окроплять, обрызгивать". В греческом есть также слово, смысл которого - "выливать, обливать"; по-гречески оно звучит хео. В Лев. 14:15, 16 Септуагинта приводит все три слова. Священник должен был полить елей на ладонь. Он должен был омочить [окунуть] палец в елей. Затем он должен был покропить елеем. Здесь в двух стихах перед нами все три слова, и "омочить" как раз и является основной формой того самого слова, которое у нас переводится как “креститься”. То же касается и 4 Цар. 5:14, где рассказывается о том, как Нееман окунулся в Иордане. Представляется, что в дни апостолов слово баптидзо понимали одинаково, и его значение не вызывало никаких разногласий. Я убежден, что человек, ничего не знающий о греческом языке, на котором был написан Новый Завет, может взять Библию и узнать, что означает крещение, из тех стихов, в которых о нем говорится.
Определение при помощи обстоятельств
Читая в Библии о крещении, мы узнаем, что для крещения всегда выбирали реку или такое место, где было “много воды” (Мф. 3:6; Ин. 3:23). Перед крещением Савлу было сказано встать и приготовиться к этому акту (Деян. 22:16). В другом случае оба: благовестник и эфиопский вельможа, который должен был креститься, - сошли перед крещением в воду (Деян. 8:38). Крещение состоялось, когда они были в воде.
Вдохновенные мужи I века были, безусловно, разумными людьми, равно как и их действия. А их действия нельзя было бы назвать разумными, если бы крещение требовало окропления или обливания. Окроплять или обливать было бы куда удобнее, не идя к реке и не входя в воду. Ведь если бы крещение требовало одного лишь окропления, то в подобных действиях не было бы нужды. А вот для погружения все они необходимы. Если крещение требует погружения, то совершенно естественно выбрать место, где “много воды”, и благовестнику вместе с крещаемым сойти в воду. Поскольку мы полагаем, что эти люди действовали разумно, то должны логически прийти к выводу, что в то время крестили только погружением в воду.
Определение при помощи косвенных указаний
Относительно крещения в Новом Завете делаются некоторые случайные замечания, позволяющие полнее понять его природу. Авторы, у которых мы находим подобные замечания, не ставили себе целью давать определение крещению. Однако, открывая о нем те или иные факты, они как раз это и делали.
В Ин. 3:5 Иисус говорил, что крещение - это рождение от воды. Между рождением и окроплением нельзя помыслить никакой аналогии. Но так как Иисус назван “первенцем из мертвых” (Кол. 1:18), т.е. проведена параллель между Его воскресением и рождением, то отсюда следует, что наше воскресение из водной могилы есть некое подобие рождения.
Автор Послания к евреям говорит об омовении тела чистой водой, и под этим однозначно понимается крещение (Евр. 10:22). Окропление нельзя назвать омовением тела. Петр писал своим адресатам, что крещение - это “не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести” (1 Пет. 3:21). Петр счел необходимым предупредить их, что крещение существует не для омовения тела от грязи. Очевидно, он опасался, что именно так они и подумают. В таком предупреждении не было бы нужды, если бы крещение осуществлялось обрызгиванием головы несколькими каплями воды. Эти и другие косвенные указания определенно свидетельствуют о погружении.
Определение при помощи прямого свидетельства
Теперь давайте рассмотрим некоторые высказывания, которые прямо говорят о том, что такое крещение. Павел утверждал, что “мы погреблись с Ним крещением в смерть" (Рим. 6:4). В Кол. 2:12 он пишет: “Быв погребены с Ним в крещении... вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых”.
Если бы нам предложили попытаться выразить, что происходит в крещении, мы бы не смогли сделать это яснее, чем сказав, что мы были погребены и воскресли. Может ли человек, голову которого обрызгали несколькими каплями воды, утверждать, что был погребен с Христом и воскрес? Если он правдив, то он не может сказать этого.
КТО МОЖЕТ КРЕСТИТЬСЯ?
Кто может креститься? Это очень важный вопрос. На него необходимо дать правильный ответ.
Нужно исполнить необходимые условия
Кто может креститься, мы узнаем, рассмотрев подготовительные шаги, указанные в Писании. Иисус предписал крещение в Своем Великом поручении. Согласно тому, что пишет об этом поручении Матфей, крещению должно предшествовать научение. Согласно Марку, крещению должна предшествовать вера. А по сообщению Луки, частью проповеди должно быть покаяние (Мф. 28:19, 20; Mк. 16:15, 16; Лк. 24:46, 47). В день Пятидесятницы Петр велел покаяться, а потом креститься (Деян. 2:38). Поэтому никто не может креститься по предписанию Иисуса, не будучи наученным, не уверовав и не покаявшись в своих грехах. Иисус повелел креститься только покаявшемуся грешнику. Младенец не может быть научен евангелию, не может уверовать, не может покаяться. Поэтому младенец не может быть крещен по предписанию Иисуса Христа. Практиковать крещение младенцев - значит действовать без Его санкции, а ведь Ему дана “всякая власть" (Мф. 28:18). Где преобладает так называемое крещение младенцев, там сведено к минимуму крещение уверовавших. Давайте помнить, что крещение уверовавших - единственное, которое узаконил Иисус!
Крещение младенцев не практиковалось
Книга Деяний представляет собой хронику благовествования апостолов, исполнявших Великое поручение. Находясь в подчинении у Иисуса, они исполняли задачи, которые Он поставил им в Великом поручении. Некоторые безосновательно утверждают, что они крестили младенцев. В таком случае они превышали полномочия, данные им Иисусом. Более того, если они и вправду крестили младенцев, то Деяния умалчивают об этой практике. В книге говорится только о крещении уверовавших (Деян. 2:37-41; 8:12), а о крещении младенцев - ни слова.
Дети упоминаются в связи со многими библейскими событиями - например, с такими как указ фараона и благословение детей Иисусом, - но мы нигде не видим, чтобы они упоминались в связи с крещением. В Ветхом Завете Бог заповедал обрезание младенцев - и об этой практике говорится многократно. А вот в Новом Завете нет Божьего повеления крестить младенцев - и мы не встречаем ни одного примера того, чтобы апостолы делали это.
Защитники крещения младенцев в качестве доказательства своей правоты приводят случаи крещения “всем домом”. Они указывают на дома Корнилия, Криспа, филиппинского тюремщика и Лидии. Они говорят, что в этих семьях наверняка были дети, но это вовсе не обязательно. Сколько угодно семей может не иметь детей. Слишком много допущений надо сделать, чтобы прийти к выводу, который делают те, кто хочет придерживаться такой точки зрения.
Возьмем, к примеру, случай с Лидией. Ратующий за крещение младенцев должен допустить, что Лидия была замужем, что у нее были дети, что некоторые из них были младенцами и что они были с ней, когда они ехала по делам из Фиатиры в Филиппы! Разумеется, никакую практику нельзя, не боясь ошибиться, основывать на таком количестве допущений. В других вышеупомянутых случаях кое-что из сказанного, по сути, исключает ту возможность, что в этих семьях были младенцы. Корнилий “боя[лся] Бога со всем домом своим" (Деян. 10:2). Крисп “уверовал в Бога со всем домом своим” (Деян. 18:8), так же “уверовал” и весь дом филиппийского тюремного стражника (Деян. 16:34). Младенцы не боятся Бога и не верят в Бога. Поэтому они вряд ли учитывались в тех семьях.
Крещение младенцев нелогично
Иисус учил, что ребенок безгрешен (Мф. 18:3). Он учил, что, обратившись, мы становимся “как дети”. Поскольку цель крещения состоит в прощении грехов (Деян. 2:38), то невозможно крестить младенца в соответствии Писанием. Многие годы практику крещения младенцев отстаивали на том основании, что на детях лежит первородный грех - и это несмотря на то, что ранние писатели, например Тертуллиан, утверждали, что младенцы не имеют греха. На протяжении первых двух веков существования церкви никто не отстаивал и даже не упоминал подобную практику. Кроме того, новозаветное учение делает неприемлемым возможность крещения малолетних детей.
Те, кто крестит младенцев, в своем большинстве отказались от идеи первородного греха в качестве причины крещения детей. Таким образом практика крещения младенцев вообще лишается смысла и логики. Крещение - это серьезный и торжественный акт послушания Богу.
НУЖНО ЛИ КРЕЩЕНИЕ?
Иисус велел Своим ученикам крестить “во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Мф. 28:19). Ясно, что акт, совершаемый во имя всех трех ипостасей Божества, был задуман для чего-то важного. Для чего задумано крещение? Зачем оно нужно? Многие утверждают, что это просто необязательная формальность. Наоборот, замысел его таков, что без правильного крещения нельзя стать христианином.
Оно является условием прощения
Чтобы стать христианином, креститься необходимо, ибо Иисус назвал крещение условием спасения (Mк. 16:16). Крещение предшествует спасению. Оно связано с верой. Спасение идет после веры и крещения. Крещение - не единственное условие и даже не самое главное, но это одно из условий в плане спасения. Небеса и земля разрушатся, а слова Иисуса останутся. Кто, вдумавшись в слова Иисуса, осмелится сказать: “Кто будет веровать и не станет креститься, спасен будет"? Иисус сказал: “Кто будет веровать и крестится, спасен будет”.
Оно для прощения грехов.
Чтобы стать христианином, креститься необходимо, ибо Новый Завет учит, что крещение нужно для прощения грехов (Деян. 2:38). Так сказал Симон Петр, вдохновенный апостол, который говорил так, как Дух давал ему говорить. Эти слова прозвучали в ответ на вопрос: "Что нам делать?" Петр только что убедил и обвинил три тысячи людей, мастерски доведя до их сознания Божью благую весть. Уверовавшим он сказал: “Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов...”
В этом стихе крещение связано с покаянием. Петр сказал, что они вместе нужны для прощения грехов. Для чего нужно покаяние, для того нужно и крещение. Если, как утверждают некоторые, обращенные в Деяниях должны были креститься “вследствие" прощения грехов, тогда они должны были и покаяться вследствие прощения грехов, а это бессмысленно! Если прощение грехов идет после покаяния, тогда оно идет и после крещения. Для прощения грехов - или, как сказано в Мф. 26:28, в оставление грехов - была пролита кровь Христа. Вряд ли кто будет серьезно доказывать, что Иисус пролил Свою кровь потому, что грехи уже были прощены. Он пролил кровь, чтобы обрести для нас прощение грехов. Грешники должны креститься, чтобы получить это прощение грехов.
Оно спасает нас
Чтобы стать христианином, креститься необходимо, ибо Новый Завет учит, что крещение спасает нас (1 Пет. 3:21). Давайте опять вдумаемся в слова Петра. Крещение спасет нас! Конечно, оно спасет нас не в том смысле, в каком спасает Иисус; крещение не является нашим Спасителем. Однако нам говорится, что оно спасает, потому что это один из элементов, ответственных за спасение. Это одно из названных Иисусом условий, которые человек должен исполнить, чтобы спастись. Многие пытаются объяснить этот отрывок таким образом, чтобы получилось, что крещение не спасает, но Петр сказал, что оно спасает! Когда кто-то “истолковывает" слова Петра, чтобы прийти к выводу, что крещение не спасает, его "толкование" становится самым настоящим отрицанием утверждения Петра.
Оно помещает нас во Христа
Чтобы стать христианином, необходимо креститься, ибо Новый Завет учит, что крещение помещает нас во Христа (Рим. 6:3, 4). Когда мы крестимся во Христа, мы облекаемся во Христа (Гал. 3:27) и становимся новой тварью во Христе (2 Кор. 5:17). Во Христе мы имеем искупление (Еф. 1:7). Во Христе мы имеем вечную жизнь (1 Ин. 5:11). По сути, во Христе мы имеем все духовные благословения (Еф. 1:3). В то время как мир находится во власти лукавого (1 Ин. 5:19), христианин находится во Христе. Крещение - это действие, которое помещает нас во Христа.
Оно омывает грехи
Чтобы стать христианином, креститься необходимо, ибо Новый Завет учит, что крещение связано с омовением грехов (Деян. 22:16). Об этом омовении говорится и в других Писаниях (Еф. 5:26; Евр. 10:22; Тит. 3:5). Савлу было сказано: “Встань, крестись и омой грехи твои...” (Деян. 22:16). На дороге в Дамаск Господь сказал Савлу, что в Дамаске ему скажут, что “надобно делать" (Деян. 9:6). Ему было велено креститься и омыть свои грехи.
Многие возражают против связи крещения с омовением грехов, говоря, что не верят, будто вода может омыть грехи. Однако Деян. 22:16 и не утверждает, что грехи омываются водой. Этот стих даже не говорит, что именно омывает грехи. Он только говорит, когда они омываются. Иоанн заявлял, что от грехов нас омывает кровь Иисуса Христа (Отк. 1:5). Этот отрывок говорит, что омывает грехи, но не говорит когда. Совместив Деян. 22:16 с Отк. 1:5, получаем что (кровь Христа) и когда (во время крещения). Разумеется, кровь омывает грехи не в буквальном смысле, и уж конечно, мы не можем в буквальном смысле соприкоснуться с кровью Иисуса. Мы должны воспринимать ее духовно, через посредство того, что Бог назначил для этой цели.
Оно дает нам возможность спастись благодатью
Чтобы стать христианином, креститься необходимо, ибо Новый Завет учит, что мы спасены благодатью (Еф. 2:5, 8, 9; Тит. 2:11). Благодать не спасает, если человек не подчиняется законам, которые она дает. “Ной же обрел благодать пред очами Господа" (Быт. 6:8). Ной обрел эту благодать, потому что повиновался Божьему повелению. Бог отдал город Иерихон в руки Иисуса Навина (Иис. Н. 6:2), но тот получил этот дар не раньше того, как исполнил выдвинутые Богом условия. Наш хлеб насущный - тоже благодать. Это дар Божий. Тем не менее, мы получаем его лишь тогда, когда повинуемся законам природы. Так же и с нашим спасением. Мы спасаемся благодатью, но благодать не спасает непокорных. Так как Иисус заповедал крещение в качестве условия спасения, значит, чтобы спастись благодатью, мы должны креститься.
Оно позволяет нам спастись верой
И, наконец, чтобы стать христианином, креститься необходимо, ибо Новый Завет учит, что мы спасены верой. Вера не тщетная - это та вера, которая действует (Гал. 5:6). Мы не спасаемся мертвой верой, которая без дел (Иак. 2:26). Вера достигает совершенства делами (Иак. 2:22). Согласно Mк. 16:16, крещение - это акт послушания, связанный с верой: “Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет". А раз так, то вера спасающая - это та вера, которая достаточно сильна, чтобы привести человека к крещению. Вера спасает, когда повинуется.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из значения слова “креститься” и из примеров и утверждений, которые мы находим в Новом Завете, можно сделать несколько выводов. Различные косвенные указания в посланиях Павла полностью согласуются с определением крещения как погребения, погружения. Мы находим, что это крещение было установлено только для покаявшихся и уверовавших, чтобы простились их грехи и чтобы они были спасены Божьей благодатью.
Мы разобрались, что крещение спасает нас и помещает во Христа. Как выражение нашей веры, крещение - это проявление Божьей благодати, ибо это момент, когда омываются грехи. Из всего этого следует, что крещение необходимо для нашего спасения.
Крестились ли вы именно таким образом и именно для этой цели? “Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса" (Деян. 22:16).
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1