(Мф. 27:38–44; Лк. 23:39–44)
Как-то меня попросили принять участие в летней серии вечерних занятий по средам в церкви Христа. Тема звучала так: «Неожиданные люди, совершавшие незаурядные дела». Назвав тему, Леон Деннис перечислил несколько библейских героев, о которых должна была идти речь: Гедеон, Амос, Иоанн, Матфей, Пётр, Мария, и так далее. Затем он подошёл к разделу, который должен был осветить я: разбойник на кресте. Разбойник на кресте?
Если вы неоднократно проводили индивидуальные занятия, то знаете, как многие религиозные люди подходят к этой истории о разбойнике. Вы говорите о необходимости крещения, подтверждая свои слова стихами Мк. 16:16 и Деян. 2:38. И тут человек, которого вы учите, говорит: «А разбойник на кресте? Он же не крестился, а был спасён».
Большинство членов Господней церкви понимают, что разбойник на кресте не является для нас примером, которому мы должны следовать сегодня, чтобы спастись.
· Он был спасён до вступления в силу нового завета. Действие старого завета закончилось на кресте (Кол. 2:14–16), а новый начался, когда Иисус умер (Евр. 9:15–17).
· Он был спасён до того, как Иисус дал великое поручение, где изложены условия спасения (Мф. 28:19, 20; Мк. 16:16).
· Он был спасён до того, как евангелие было проповедано как факт (1 Кор. 15:1–34).
К сожалению, это всё, что некоторые члены церкви знают о разбойнике. В книгах и журналах часто печатают «вставки», чтобы заполнить страницу, но в Божьем Слове нет «вставок». Всё в нём дано с определённой целью.
ПОСМОТРИМ ЕЩЁ РАЗ НА ЭТУ ИСТОРИЮ
Давайте ещё раз посмотрим на нашего знаменитого разбойника. Это был необычный персонаж. О нём рассказывают два отрывка. Первый — Мф. 27:38–44. Позвольте мне для начала в нескольких словах обрисовать сцену: «И, когда насмеялись над [Иисусом]… повели Его на распятие… И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место… [распяли Его]» (Мф. 27:31–35).
Тут мы узнаём о двух разбойниках. «Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую» (ст. 38). Слово «разбойники» — от множественного числа слова лестес. Это не просто воры, как это слово переводится в некоторых английских версиях Библии; для слова «вор» в греческом имеется другое слово, клептес. Это «грабители, действующие открыто и с применением силы» (Вайн). В Евангелии от Луки они названы словом «злодеи» — буквальный перевод сложного слова какургос, которое состоит из двух слов: «зло» (какос) плюс «работа» (эргон) (Лк. 23:39). Отталкивающие личности. Вряд ли бы вы захотели, чтобы они жили по соседству.
Следующие пять стихов, Мф. 27:39–43, описывают, как собравшиеся вокруг креста злословили Иисуса:
«Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: "Разрушающий храм и в три дня Созидающий! Спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста". Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: "Других спасал, а Себя Самого не может спасти! Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдёт с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын”».
А теперь вдумаемся в стих 44: «Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его». Представьте себе, как все те оскорбления, что описаны в стихах 39–44, сходят с уст разбойников по обе стороны от креста Иисуса.
Через некоторое время что-то заставило одного разбойника изменить своё отношение к Иисусу. Возможно, поведение Иисуса на кресте. Вместо того чтобы проклинать Своих врагов, Иисус молился о них. Какая бы ни была причина, давайте перейдём к тому, что случилось в тот день позднее, к сцене, описанной в Лк. 23. Один преступник продолжал оскорблять Иисуса: «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: “Если Ты Христос, спаси Себя и нас”» (ст. 39). А теперь посмотрите, что произошло дальше:
«Другой же, напротив, унимал его и говорил: "Или ты не боишься Бога, когда и сам осуждён на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И сказал Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда придёшь в Царство Твоё!"» (ст. 40–42).
Разговор заканчивается словами Иисуса: «Истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю» (ст. 43).
УРОКИ ИЗ ЭТОЙ ИСТОРИИ
История о разбойнике рассказана не для того, чтобы дать нам условия спасения, но из неё мы можем почерпнуть другие уроки:
Урок о надежде. Если разбойник мог быть спасён, то надежда есть для каждого.
Урок о перемене. Некоторые говорят, что покаялись, но реального изменения в их жизни не произошло. Посмотрите на перемену, происшедшую в разбойнике от Мф. 27 до Лк. 23.
Урок о смирении. Разбойник не стал утверждать, что невиновен, а сказал: «…достойное по делам нашим приняли». Отметьте также его смиренную просьбу. Он просил не о почёте и власти, а о том, чтобы просто вспомнили о нём.
Урок о приоритетах. Он проявил интерес к царству.
Урок о милости. Разбойник заслуживал смерти, а не спасения; он был спасён по благодати.
Однако в этом уроке я хочу сосредоточить внимание на одном уроке: делайте, что можете, в любой ситуации. Посмотрите, что сделал разбойник. Он выразил веру в Иисуса, когда никто больше не сделал этого, даже Его ученики. Он верил, что распятие Иисуса не отменяло установление царства — в отличие от апостолов, чьи мессианские надежды умерли вместе с Иисусом. Простая вера разбойника была одиноким снопом света в кромешной тьме. Он сделал это в ущерб себе. Вся ненависть была направлена на центральный крест. А его слова дали повод обратить ненависть также и на него.
Читая о признании Иисуса разбойником, сопоставьте его с исповеданием Иисуса, которое мы делаем перед крещением. Мы исповедуем Иисуса в ситуации, как правило, самой благоприятной: у нас всё хорошо, мы окружены улыбающимися, любящими лицами. А разбойник, исповедавший свою веру, был без одежды и в окружении ревущей толпы. Сегодня люди говорят: «Спасайтесь так, как спасся разбойник», — как будто это было так просто. Не так уж и легко было исповедать Иисуса среди жаждущей крови толпы.
И сегодня, спустя две тысячи лет, история о разбойнике продолжает воодушевлять нас. Разбойник мог сделать немного. Он был пригвождён к кресту, испытывал сильную боль и почти не мог двигаться. Однако он хоть и с трудом, но всё же мог говорить — что он и сделал. Он обратился к Иисусу как к Царю, который должен установить Своё царство. В своём положении он сделал всё, что мог. Господь больше ничего ни от кого и не требует. Он никогда не ожидает ничего невыполнимого, но хочет, чтобы мы делали, что можем в той ситуации, в какой оказались.
ЭТА ИСТОРИЯ В ПРИМЕНЕНИИ К НАМ
Как разбойник был ограничен в своих действиях, так и мы можем оказаться в трудных обстоятельствах, которые, как нам кажется, ограничивают нас, не позволяя делать для Господа всё возможное. Когда такое случается, мы переживаем, что мало делаем для Господа. Нас волнует, что мы не можем сделать то, что хотели бы. Мы обеспокоены, потому что не можем делать то, что делали когда-то. И тогда нам хочется закричать: «Почему это происходит со мной?», хотя следует спросить: «Для чего Господь поставил меня в эту ситуацию?» Позвольте проиллюстрировать, что я имею в виду.
Обстоятельства могут связывать людей так же, как римские гвозди накрепко прибили разбойника к кресту. Некоторые чувствуют себя связанными ответственной работой. «Но мы должны кормить свои семьи», — говорят они. Как они могут послужить Господу в такой ситуации? Во-первых, они могут работать «с усердием, как Господу, а не как людям» (Еф. 6:7). Они могут вести себя как христиане и не роптать, но всегда делать всё от них зависящее.
Некоторые мамы — и даже бабушки — считают, что связаны домом, детьми. Они говорят: «Когда дети подрастут, я, наконец, смогу работать для Господа», — но разве они находятся не там, где как раз их хочет видеть Бог? Нет более важного служения, чем растить детей «в согласии с учением и наставлениями Господними» (Еф. 6:4; Современный Перевод).
Некоторые могут быть связаны престарелыми родителями, которым нужна особая помощь. Они ограничены в своих действиях, потому что для ухода за родителями требуется много времени, и это их беспокоит — но пусть Бог благословит их! Они показывают зачастую бесчувственному миру, что значит «почитай отца твоего и мать» (Еф. 6:2). Некоторые для своих престарелых родителей из любви делают столько, сколько не заставили бы сделать никакие деньги.
Что можно сказать о тех, кто прикован к постели болезнью? В этой ситуации у них может появиться возможность заняться тем, что они всегда хотели делать: чтением и изучением Библии. Это может быть временем размышлений о Боге и Его деяниях.
Что сказать о тех, кто ощущает, что возраст диктует определённые ограничения? Тяжело замечать, как старишься и уже не можешь делать то, что когда-то делал. Я вспоминаю тот печальный день, когда мама передала свои учебные пособия мне. В результате нескольких микроинсультов она больше не могла проводить библейские занятия. Большую часть дня она проводила сидя в кресле.
Больше мама уже ничего не могла делать для своего любимого Господа, верно? Нет, неверно. Она по-прежнему могла говорить. Голос её был слабым, но она звонила людям, чтобы спросить, как у них дела, и ободрить их. Она по-прежнему могла писать. В результате инсультов она утратила способность писать красиво, как раньше, но неровные буквы всё равно можно было прочитать. Она посылала другим записки, открытки и письма. К ним она часто прилагала брошюры и буклеты. И ещё она могла молиться. Молитвы о семье, о друзьях и всех, кого она любила, постоянно возносились из её сердца. Кресло не стало для мамы тюрьмой; оно стало для неё стартовой площадкой.
Мы должны спрашивать не «Почему это происходит со мной», а «Каких дел ждёт от меня Господь в этой ситуации? Как я могу послужить Ему прямо здесь и прямо сейчас?» Если вы ничего не запомните из этого урока, то постарайтесь запомнить хотя бы вот что: Господь никогда не ожидает от нас ничего невыполнимого, но хочет, чтобы мы делали, что можем в той ситуации, в какой оказались.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Надеюсь, рассказ о разбойнике воодушевил вас так же, как воодушевил меня. Однако в завершение я хочу от его креста перейти к центральному кресту. Рассказ о разбойнике, как и все события вокруг распятия Иисуса, имеет единственную цель: привлечь внимание к кресту Иисуса. Переведите свой взгляд с разбойника на Иисуса. Лучше интересуйтесь не разбойником, а Иисусом. Разве Он не заслуживает всех ваших усилий? А затем загляните в себя и спросите: «А что я? Ответил ли я на Его любовь? Сделал ли я то, что Он просил [Ин. 14:15; Мк. 16:16]? Нужно ли мне о откликнуться на призыв?» Если нужно, я молюсь, чтобы вы сделали это сегодня.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3