Пение во время поклонения Богу — один из радостных моментов христианства. Гимны пели Иисус и апостолы (греч.: гимнео; Мф. 26:30; Мк. 14:26), а также Павел и Сила (Деян. 16:25). Небожители тоже изображаются поющими (греч.: адо; Отк. 5:9; 14:3; 15:3).
Христиане призываются петь в Еф. 5:19, Кол. 3:16 и Иак. 5:13. Эти стихи говорят, что своим пением мы должны говорить друг с другом и творить музыку в своих сердцах. Мы должны воспевать слово Христа, уча и назидая друг друга. Своим пением мы можем воздавать благодарение Господу, показывать свою радость и выражать хвалу.
Из всех христианских действий песнопение — единственное, в чем участвует вся община, гармонично сливая голоса в едином хоре. Никакой другой вид активности христиан не охватывает одновременно всех, придавая богослужению глубину переживания, как это делает пение. Слияние голосов в одной мелодии вместе со слиянием душ, когда мы в песне восхваляем Бога, может привнести в христианское поклонение несколько самых радостных и возвышенных моментов.
Наше песнопение может включать много тем. Это:
• назидание
• устремление, надежда, небеса
• поддержка, утешение
• зависимость, провидение, доверие, руководство
• приверженность, посвящённость и преданность
• ободрение и приглашение
• верность
• миссионерство, спасение душ и служение
• умиротворённость и довольство
• восхваление Бога и преклонение перед Ним
• просьбы, мольбы, обращения о помощи
• наставление
• благодарение и радость
• истина, вера, уверенность
Мы должны петь от сердца (Еф. 5:19; Кол. 3:16). Это можно делать в одиночку, вдвоем, небольшой группой и всей общиной в совместном поклонении.
Песнопение может быть очень благотворным. Оно помогает нам установить более близкие отношения с Богом и окружающими. Оно помогает уменьшить остроту личных проблем, повысить духовность и ободрить для христианской жизни. Прекрасные слова христианских песен могут наставить нас в Божьих путях, возвышая наш дух и дух других людей вокруг. Песнопение может устранить недобрые чувства к себе или к другим. Оно может задать тон богослужению и создать настроение на целый день.
Чтобы как можно больше вложить в песнопение и как можно больше получить от него, мы должны всё время помнить, что мы общаемся с Богом. Мы должны сосредоточиться на реальности Его бытия и сознательно удалить от себя все мысли, не связанные с песней. Когда мы поём, мы должны думать о смысле пребывания в Божьем присутствии и о нашей связи с Господом. Мы должны осознавать свою ничтожность на фоне Его величия. Размышление над благами и помощью, которые мы получаем от Бога, поможет нам признать Его благость и доброту, а также свою зависимость от Него.
Мы должны не только развивать в себе чувство благоговения перед Богом, но также духовную близость с окружающими. Так мы более осознанно будем относиться к тому учению и назиданию, которое мы преподаём друг другу в песнопениях. Полезно заранее прочитать слова песен, чтобы понять, какая в них выражена весть. Мы должны думать о том, в каком плане песня может быть полезна нам и окружающим нас братьям и сестрам. Слова песни должны соответствовать ситуации момента.
Поклонение индивидуально, даже когда мы находимся в общем собрании. Другие не могут поклоняться за нас. Мы должны понимать, что мы поклоняемся только тогда, когда в этом участвует наш дух.
ВЕДУЩИЙ ПЕСНОПЕНИЕ
Роль ведущего косвенно выражена в повелении “только всё должно быть благопристойно и как подобает" (1 Кор. 14:40). Кто-то должен начать песню, задать определенную высоту тона и ритм. Детали того, кто это должен делать, где ему находиться, как выбирать песни и высоту тона, не приводятся. Поскольку Бог не выказал предпочтения в этих вопросах, старейшины (или члены общины без старейшин) вольны решать это по собственному усмотрению.
Ведущий может по-разному улучшить пение. Он должен выбирать, в основном, те песни, которые община знает, и избегать трудных песен, которые могут петь лишь несколько человек. В то же время он должен разнообразить выбор и не петь одни и те же гимны каждое богослужение. На специальных репетициях можно разучивать новые песни.
Тот, кто выбирает песни, должен продумать их заранее. Он должен подбирать их в соответствии с ситуацией, тематически, таким образом, чтобы они соответствовали проповеди.
Во время богослужения ведущий призывает общину прославить Бога в песнопении. Он может помочь братьям и сестрам настроиться на определенный лад, сказав несколько слов о каждой песне, выделив важные фразы и объяснив значение поэтических мыслей, которые могут быть трудными для понимания. Он должен задать темп и громкость в соответствии с настроением песни. Он должен избегать шуток и не позволять себе другие отступления, отвлекающие от поклонения.
Помня, что он ведущий, а не исполнитель, он должен руководить пением ненавязчиво. Он должен петь достаточно громко, чтобы его было слышно, но не настолько, чтобы привлекать к себе внимание. Его цель — вести общину в поклонении и возвеличивать Бога, а не себя.
ОБЩИНА
Чтобы сделать песнопение значимым и возвышающим, община тоже может кое-что сделать. По возможности, петь во время поклонения лучше без песенников. Гимны можно разучить дома.
Поклоняющиеся должны петь слова песен так, чтобы они шли от сердца. Мы должны сосредоточиться на Боге и нуждах других в общине.
Следя за ведущим, община может петь слаженно. Каждый должен стремиться к тому, чтобы его голос звучал наравне с другими, не выделяясь среди остальных. Когда мы сидим близко друг к другу, это тоже помогает слиянию голосов и сердец.
Пение во время поклонения требует сознательных усилий. Тот факт, что мы поем, ещё не означает, что мы поклоняемся. Лишь когда мы сосредотачиваемся на словах и воспеваем в сердцах Господу, вот тогда мы истинно поклоняемся в своём песнопении.
МУЗЫКА, СОЗДАВАЕМАЯ ГОЛОСОМ
Хотя в ветхозаветном поклонении использовались разнообразные инструменты, христиане с самого начала пели а капелла, без музыкальных инструментов. "А капелла" означает без инструментального сопровождения (по-итальянски a capella — “как в церкви” и “хором”).
«Это [выражение] указывает на период времени вплоть до XVII века, когда церковная музыка писалась исключительно для голоса без сопровождения... Отсюда в наше время так стало принято называть хоровую музыку... синоним выражения “без сопровождения"» (Оксфордский словарь английского языка).
Само выражение “а капелла" появилось потому, что в ранней церкви было принято петь исключительно без аккомпанемента.
В новозаветный период в слове псалмос, как и в корневом глаголе псалло, понятие инструментального аккомпанемента отсутствовало. В классическом греческом языке псалло означало перебирать или щипать струны, заставлять вибрировать, как в случае с тетивой лука или игрой на таких щипковых инструментах, как гусли или арфа. Греческий койне — разговорный язык и язык Нового Завета — отличается от классического греческого. В процессе своего развития слово псалло стало означать вибрацию голосовых связок во время пения или волнение сердца в аккомпанемент пению. Павел использовал его в последнем смысле: “воспевая в сердцах” (Еф. 5:19). Последнее издание Греческо-английского лексикона Нового Завета и другой раннехристианской литературы, которое в определение глагола псалло включает инструментальную музыку, расходится с мнением уважаемых ученых и противоречит само себе.
Христианское пение должно включать псалмы, славословия и духовные песни (Еф. 5:19; Кол. 3:16). Между этими тремя терминами нелегко провести разделительную черту. Возможно, это разные песенные формы. Некоторые полагают, что “псалмы” — это ветхозаветные псалмы или песни с инструментальным сопровождением. Хотя христиане в свои песни могут включать прекрасные мысли псалмов, Кол. 3:16 ясно учит: “Слово Христово да вселяется в вас обильно". А в псалмах Христовых слов нет.
Повеление создавать музыку только голосом
Новый Завет велит петь во время поклонения. Те, кто прибавляет к пению музыкальные инструменты, добавляют несанкционированные действия. Ни в одном новозаветном стихе нет указания, чтобы христиане, поклоняясь, пели с инструментальным сопровождением или играли на каком-либо музыкальном инструменте.
Единственная музыка, которую христианам предписано производить, это пение (Еф. 5:19; Кол. 3:16). Тот факт, что никакой другой вид музыки не указывается, ограничивает нас только пением. У нас нет власти прибавлять инструментальную музыку.
Ту музыку, которую мы исполняем, выбрал Иисус, и потому мы ограничены этим выбором. Он не высказал предпочтения относительно типа или стиля пения. Мы со спокойной душой можем исполнять разные песни в разной аранжировке. Пение сопрано, альтом, тенором или басом не прибавляет к повелению “воспевать" и не нарушает заповедь Иисуса, потому что в этих областях Он не сделал никакого выбора.
Введение музыкальных инструментов в поклонение невозможно обосновать учением Иисуса. Это становится возможным, только если основываться на людских традициях. Созданные человеком традиции в поклонении Богу бесполезны и должны быть отвергнуты (Мк. 7:7-13; Кол. 2:8; Тит. 1:14).
Что можно сказать об использовании инструментов в поклонении при Моисеевом законе?
Во время храмового поклонения использовались музыкальные инструменты. Некоторые считают, что если они были угодны Богу до и в период закона, то должны быть угодны и сейчас. Это ни из чего не следует. До христианской эры Бог допускал разные обычаи, например поклонение, ограниченное Иерусалимом, многоженство, кровавые жертвы во время поклонения, обязательную десятину, обязательные иудейские праздники и воскурение благовоний. С введением нового завета ветхий с его заповедями, повелениями и обычаями был упразднен (Гал. 3:24, 25; Еф. 2:14, 15; Евр. 7:19; 10:9).
По старому закону осудятся те, кто жил под ним (Рим. 2:12). В этом веке мы не под законом (Рим. 6:14, 15) и, значит, по нему не будем судимы. Нас будет судить слово Иисуса (Ин. 12:48). Поэтому христиане не должны руководствоваться Ветхим Заветом, решая, какое поклонение приемлемо. Если мы хотим узнать, что нужно использовать в нашем поклонении Богу, мы должны изучать Новый Завет. Поскольку у нас нет повеления использовать музыкальные инструменты в поклонении, то они и не должны использоваться.
Что можно сказать об инструментах в Откровении, где говорится о небесах?
Оправдывает ли упоминание гуслей в книге Откровение (5:8; 14:2, 3; 15:2) использование инструментов в церкви? То, что видел Иоанн, не было христианской практикой; это были символы, говорившие о чем-то другом. Он видел на небесах Агнца (5:6), коней (6:2-8), белые одежды и пальмовые ветви (7:9), облако и радугу (10:1), гром (10:3), солнце, луну и двенадцать звезд (12:1), гору Сион (14:1); и много других образов. Всё это символы, которые нельзя воспринимать буквально.
Иоанн использовал символы иудейского поклонения, ни один из которых не является частью христианского поклонения: золотые чаши, полные фимиама (5:8), жертвенник (6:9), храм (7:15; 15:8), золотую кадильницу (8:3, 4), золотой жертвенник (8:3, 5; 9:13), дым фимиама (8:4), огонь на жертвеннике (8:5), четыре рога жертвенника (9:13), ковчег завета (11:19) и собравшихся на горе Сионе (14:1). Всё это, как и гусли, относится к ветхозаветному, а не к христианскому поклонению.
На небесах всё духовное и вечное; там нет ничего материального и временного (2 Кор. 4:18). В Откровении гусли Божьи (15:2) — не физические гусли. Ничто в этих трех стихах (5:8; 14:2, 3; 15:2) не доказывает, что в поклонении Богу использовалась игра на гуслях. Пение — единственная музыка, которую назвал Иоанн. Он сравнивает звуки со множеством вод, с громом и с голосом гуслистов, играющих на гуслях (14:2), но вод, грома и гуслей на самом деле не было. Упоминание гуслей в этом отрывке санкционирует использование инструментов не более, чем других упоминающихся форм иудейского поклонения.
Свободны ли мы, христиане, добавлять инструментальную музыку?
Дает ли нам свобода во Христе право добавлять инструментальную музыку к нашему поклонению? Допускать, что христианская свобода позволяет делать добавления к тому, что избрал Бог, значит не понимать довод Павла о целесообразности в 1 Кор. 10:23. В том разделе, 10:18-33, Павел говорит о том, что законно, а не о том, что незаконно. Суть его слов в том, что в определенных условиях будет немудро делать всё, что для нас законно. Мы должны думать о том, что является благом для тех, с кем мы общаемся (10:24).
Делать всё, что для нас законно, будет немудро, если это отрицательно скажется на других (1 Кор. 10:31, 32). Павел не говорит, что мы должны делать то, чему не учит Иисус. Он лишь вразумляет нас, что мы должны воздерживаться делать то, что разрешено, если при этом мы будем для других преткновением.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Песнопение может придать поклонению особую глубину. Своим пением мы можем прославлять Бога, возвышать и наставлять других, а также назидать собственную душу. В песнях мы можем рассказывать о разных аспектах христианской жизни. Центром нашего восхваления и поклонения в песне должен быть Бог. В своё поклонение мы должны включать только то, что заповедал Иисус. Поскольку пение — единственная заповеданная христианам музыка, то мы не должны вводить инструментальную музыку или другие обычаи человеческого происхождения. Если мы будем делать лишь то, что Он повелел, наше поклонение будет угодно Богу.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев