(Бытие 20—21)
Одним из свидетельств вдохновенности Писания является беспристрастность. Когда один человек пишет книгу о другом человеке, то это или за, или против. Бог написал эту Книгу беспристрастно. Например, Он рассказывает нам не только о великом мужестве Давида, но также и о грехах Давида. Батселл Б. Бакстер пишет:
«Авторы Библии отмечают и добродетели, и недостатки тех, о ком они пишут. Жизнь и врагов, и друзей описывается прямо, в документальном стиле, в отличие от стиля большей части литературы, в которой друзья восхваляются, а враги обвиняются».
Д-р Бакстер в качестве примера нелицеприятного стиля Бога в Писании указывает на Авраама в Быт. 20.
ГРЕХ АВРААМА (20)
Быт. 20 относится к наиболее трудным и сложным главам в книге по целому ряду причин. В ней рассказывается о грехе одного из величайших людей в Библии. Этот грех - ложь, а человек - Авраам. Кроме того, нам приходится иметь дело с другой культурой. Не с иудеями и израильтянами. Не с обычными культурологическими вещами, свойственными иудаизму. Мы находимся в другой стране, где существуют другие культурные нормы и правила. В-третьих, это очень сложная глава, так как она оставляет много вопросов открытыми.
После уничтожения нечестивых городов Бог возвращается к Своему обещанию, данному Аврааму. Фактически, Бог говорит: "Авраам и Сарра, у вас будет сын. Благодаря чему у вас будет сын? Это не будет ни вашим делом, ни вашей заслугой”. Тело Авраама омертвело, а Сарра - бесплодна. Оба уже в возрасте и детей иметь не могут. А не то это было бы их заслугой. Следовательно, это произойдет на каком-то другом основании, а не благодаря их трудам. В Послании к римлянам рассматривается эта история, и говорится, что сын родится у них на основании их веры и Божьего обещания. Заслуга будет принадлежать Богу. Только Бог может дать им сына. Рим. 4:13, 18 и далее, рассказывая об этом случае, представляет Авраама великим образцом веры. Мы имеем дело не с морально развращенным человеком. Мы имеем дело не с плохим человеком. Мы имеем дело не с закоренелым грешником. Авраам имеет великую веру, но он может также поступить плохо, и он это делает.
«Авраам поднялся оттуда к югу, и поселился между Кадесом и между Суром...» (20:1).
Мы точно не знаем, почему Авраам покидает дубовую рощу Мамре. Возможно, что он ищет лучших пастбищ для своего скота. Или, может быть, он подавлен разрушением Содома, или, может быть, ему угрожали ханаанские племена, или у него просто появилось желание сменить место. Авраам покидает южную Палестину и переселяется почти к самому Египту.
«...И был на время в Гераре. И сказал Авраам о Сарре, жене своей: она сестра моя. И послал Авимелех, царь Герарский, и взял Сарру» (20:1, 2).
Мы подошли к одной из сложностей этой главы. Авимелех (что есть титул) является правителем, или царем, этой небольшой области в южной земле, иначе называемой землей или пустыней Негев. В те времена, чтобы установить добрые отношения с человеком, обладающим определенным богатством и влиянием, считалось уместным взять себе в жены одну из его родственниц. Такой брак способствует установлению экономических и социальных взаимоотношений между двумя сторонами. Он как бы скрепляет договор о сотрудничестве. Авимелех думает, что он женится на сестре Авраама, потому что Авраам сказал: “Она сестра моя”. Это полуправда. У них один отец, но разные матери. В ложь ее превращает то, что это преднамеренное усилие обмануть. Это не вся правда. Греховен мотив Авраама. Он хочет обмануть.
«И пришел Бог к Авимелеху ночью во сне, и сказал ему: вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял; ибо она имеет мужа» (20:3).
По-видимому, Бог послал какую-то болезнь, которая препятствовала зачатию детей.
«И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его, и они стали рождать. Ибо заключил Господь всякое чрево в доме Авимелеха за Сарру, жену Авраамову» (20:17, 18).
Как Бог это сделал? С какой целью Он это сделал? Бог часто заключал чрева и открывал их, и делал Он это по Своему праву верховной власти. Иногда Бог предотвращает зло, иногда Он способствует добру. Нам же необходимо помнить необычайно важное учение о Боге, содержащееся в этом тексте: это Божья верховная власть, Божья сила, Божье право и Божье решение. Как он предотвратил зачатие - не ясно, но ясно то, что Он имел право это сделать.
«Авимелех же не прикасался к ней, и сказал: Владыка! неужели Ты погубишь и невинный народ? Не сам ли он сказал мне: "она сестра моя"? И она сама сказала: "он брат мой"? Я сделал это в простоте сердца моего и в чистоте рук моих» (20:4, 5).
Кажется, что Авимелех говорит: “Это наш обычай, Господь. Мы вступаем в брак с родственниками ради определенных социальных, политических и силовых взаимоотношений. Мы не имели в виду ничего другого. Я не собирался жениться на замужней женщине. Этот народ - невиновен”.
Обратите внимание, что Бог разговаривает также и с людьми, которые вне Его завета. Он разговаривает с Авимелехом. И Авимелех знает, кто такой Бог. Авимелех также знает Бога и боится Его. В этом случае он боится Его даже больше, чем Авраам. У нас часто складывается узкое представление, будто Бог разговаривал только со Своим народом в Писании. Но это неправильно. Авимелех находится за пределами отношений завета, но он разговаривает с Богом, и Бог разговаривает с ним. Мы увидим, что этот человек боится Бога, поклоняется Богу и почитает Его.
Позже Самуил скажет, что Бог всегда смотрит на сердце человека. Бог смотрит на сердце Авимелеха, и Бог смотрит на сердце Авраама. Сердце Авимелеха чисто. Но этого нельзя сказать о сердце Авраама. "Я сделал это с чистой совестью и чистыми руками”, - заявляет Авимелех.
«И сказал ему Бог во сне: и Я знаю, что ты сделал сие в простоте сердца твоего, и удержал тебя от греха предо Мною; потому и не допустил тебя прикоснуться к ней» (20:6).
Мы уже говорили, что Бог заключал и открывал чрева в Своих божественных целях, чтобы предотвратить зло и помочь добру. Фактически, Бог говорит Авимелеху: "Я удержал тебя от искушения согрешить против Меня. Ибо твое сердце чисто и ты не знал, что она замужем. Потому Я и не позволил тебе прикоснуться к ней”.
«Теперь же возврати жену мужу: ибо он пророк, и помолится о тебе, и ты будешь жив; а если не возвратишь, то знай, что непременно умрешь ты и все твои» (20:7).
Он пророк в том смысле, что имеет прямой доступ к Богу. И Авимелех может говорить с Богом, когда Бог открывает ему Себя во сне. И вот Он говорит Авимелеху: "Я хочу, чтобы ты знал, что этот человек, чью жену ты взял, тоже пророк. У него есть прямой доступ ко Мне, как и у тебя. Он помолится за тебя, и ты будешь жить. Зная то, что ты знаешь, Авимелех, теперь настало время тебе выбирать. И если ты, теперь зная, что она замужняя женщина, примешь решение разорвать эти брачные отношения, ты и все твои погибнут".
«И встал Авимелех утром рано, и призвал всех рабов своих, и пересказал все слова сии в уши их; и люди сии весьма испугались. И призвал Авимелех Авраама, и сказал ему: что ты с нами сделал? Чем согрешил я против тебя, что ты навел было на меня и на царство мое великий грех? Ты сделал со мною дела, каких не делают. И сказал Авимелех Аврааму: что ты имел в виду, когда делал это дело?» (20:8-10).
Похоже, между всеми людьми всегда существует нравственное взаимопонимание. По той причине, что мы все пришли от Бога и что есть моральное взаимопонимание, существует определенный моральный кодекс. Например, кажется, что Авимелех говорит: “В моей стране - ты чужестранец. Я позволил тебе прийти в мою страну. Я предоставил тебе такую привилегию и возможность, а в ответ ты не должен был лгать мне". (Чужестранец не должен лгать властям, которые позволили ему свободно прибыть в их страну). Это общепринятое правило.
Даже сегодня, когда иностранцы приезжают в нашу страну, нам не нравится, если они лгут. Это общепринятое моральное право.
«Авраам сказал: я подумал, что нет на месте сем страха Божия, и убьют меня за жену мою. Да она и подлинно сестра мне; она дочь отца моего, только не дочь матери моей; и сделалась моею женою. Когда Бог повелел мне странствовать из дома отца моего, то я сказал ей: сделай со мною сию милость, в какое ни придем мы место, везде говори обо мне: “это брат мой”. [Бог тогда еще разрешал браки внутри семьи, но позже, во Втор. 27:22, это будет запрещено]. И взял Авимелех мелкого и крупного скота, и рабов и рабынь, и дал Аврааму; и возвратил ему Сарру, жену его. И сказал Авимелех: вот, земля моя пред тобою; живи, где тебе угодно» (20:11-15).
Авимелех видит, что этот человек тоже боится Бога, и он хочет чтобы и Авраам знал о нем, что он уважаемый человек, который тоже боится Бога и поклоняется Ему. Поэтому он приносит эти дары. Затем он приносит дар и Сарре.
«И Сарре сказал: вот, я дал брату твоему тысячу сиклей серебра; вот, это тебе покрывало для очей пред всеми, которые с тобою, и пред всеми ты оправдана» (20:16).
Что такое “тысяча сиклей серебра" - стоимость это мелкого и крупного скота, рабов и рабынь или это дополнительная сумма? Мы знаем только, что он приносит дары Аврааму и Сарре и говорит ей, что она полностью оправдана.
«И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его, и они стали рождать. Ибо заключил Господь всякое чрево в доме Авимелеха за Сарру, жену Авраамову» (20:17, 18).
РОЖДЕНИЕ ИСААКА (21)
«И призрел Господь на Сарру, как сказал; и сделал Господь Сарре, как говорил» (21:1).
Вот история рождения Исаака. Вот доверие уже немолодых Авраама и Сарры Богу! А Он принимает решение благословить народы мира через Авраама и Сарру рождением Исаака.
«И сказала Сарра: смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется. И сказала: кто сказал бы Аврааму: “Сарра будет кормить детей грудью"? ибо в старости его я родила сына» (21:6, 7).
Слово “Исаак” означает "он смеялся”. Но кто смеется последним? Конечно, смеется Авраам. Он полон радости, потому что у Сарры, которую он так нежно любит, будет ребенок. Смеялась и Сарра - скептически и недоверчиво. Будут смеяться соседи, когда узнают, что у Авраама и Сарры родился сын. Ну, а Бог? Бог, наверное, смеялся последним, посылая Аврааму и Сарре этого маленького мальчика.
ИЗГНАНИЕ АГАРИ И ИЗМАИЛА (21:8-34)
Агарь - рабыня-египтянка, прислуживавшая Сарре. От Авраама у нее есть сын по имени Измаил. В тот день, когда Исаак был отнят от груди (в 1 Царств указывается, что кормление грудью обычно продолжалось три года), Измаил начал насмехаться над этим событием. Очевидно, то, что он делал, нельзя было назвать простодушным посмеиванием, так как в Новом Завете это описывается не как мелкий инцидент. “Но как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне" (Гал. 4:29). Я не знаю, что он делал, но, что бы он ни делал, это было так ужасно, что Сарра страшно возмутилась. Она идет к Аврааму и требует изгнать Измаила и Агарь. И Авраам, хотя он любит Измаила и Агарь, изгоняет их. Они уходят в пустыню Вирсавию.
«И не стало воды в мехе, и она оставила отрока под одним кустом. И пошла, села вдали, в расстоянии на один выстрел из лука. Ибо она сказала: не хочу видеть смерти отрока. И она села против, и подняла вопль, и плакала» (21:15, 16).
Бог услышал плач мальчика.
«И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою, и пошла, наполнила мех водою, и напоила отрока» (20:19).
Богу угодно произвести от Измаила великий народ.
«И Бог был с отроком; и он вырос, и стал жить в пустыне; и сделался стрелком из лука. Он жил в пустыне Фаран; и мать его взяла ему жену из земли Египетской» (21:20, 21).
Мы видим Бога за работой. Он отдает предпочтение Исааку над Измаилом.
«Но не то, чтобы слово Божие не сбылось. Ибо не все те израильтяне, которые от Израиля. И не все те дети Авраама, которые от семени его; но (сказано): “в Исааке наречется тебе семя"» (Рим. 9:6, 7).
Который из детей в нашей истории в Бытии был рожден естественным путем? Измаил. Но детьми Божьими называются не те дети, которые появились на свет естественным образом. Так называются дети обетования. А это не Измаил. Это Исаак. Все в руке Божьей. Бог и выбирает. Он рисует карту. Если бы это делали мужчина и женщина, то это был бы обычный ребенок, сын по природе, родившийся в результате естественных половых отношений, и тогда заслуга принадлежала бы им. Но это должно произойти по Божьему обетованию. Человек должен уверовать в Бога. У Авраама и Сарры есть такая вера, и им дается Исаак. Теперь именно через Исаака благословятся все племена земные.
«То есть, не плотские дети суть дети Божий; но дети обетования признаются за семя. А слово обетования таково: “в это же время приду, и у Сарры будет сын"» (Рим. 9:8, 9).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Чему учит эта часть “великой истории”? Историей управляет Бог. Так было всегда. В конечном итоге, все то, что происходит в истории, будет во славу Божию. А это, если рассудить, и есть верховная власть Бога. Всякий раз, когда мы сталкиваемся с верховной властью Бога, у нас появляется масса вопросов. Конечным ответом на все эти вопросы будет: как Бог решил, такова и будет Его воля. Авраам и Сарра на своем опыте узнали, что можно не сомневаться: Бог всегда выполняет Свою волю. Такое доверие приводит к огромной радости!
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев