=
Пожалуй, никакое другое место в 1 Послании к коринфянам не вызывает больше споров, чем 1 Кор. 14:34, 35. В тексте говорится:
«Жёны ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви».
Павел говорит, что в церкви женщины должны молчать. Хотя это правило традиционно соблюдается религиозными группами, исповедующими христианство, в последние годы все больше и больше групп отвергают это учение. Женщины в некоторых церквах уже служат священниками или пасторами.
Группы, которые сегодня отвергают указания в 1 Кор. 14:34, 35 и в которых женщины проповедуют, по-разному толкуют этот отрывок. Кто не признает авторитет Библии, те с легкостью игнорируют ограничения, налагаемые Библией на женщин. Другие верят в Библию, но правило, обязывающее женщин молчать, рассматривают просто как отражение той культуры, в которой существовала новозаветная церковь. Поскольку время изменилось, они думают, что это правило уже не действует. Иногда они приводят в качестве аналогичного требование «приветствуйте друг друга целованием святым» (Рим. 16:16). Так как в большинстве мест сегодня при встрече не целуются, то мы не исполняем это указание в точности так, как оно было дано в Новом Завете.
Для отвергающих учение этих стихов идея, что женщины должны молчать, отвратительна в силу их убежденности в равноправии женщин. Им трудно поверить, что в век, когда женщины зарабатывают столько же, сколько и мужчины, — когда женщины работают врачами, юристами, главами больших корпораций и государств, — женщинам все еще отказывают в праве проповедовать. По их мнению, единственное место, где женщин по-прежнему не уравнивают с мужчинами, это церковь.
Даже те, кто продолжает практиковать ограничения, которые Новый Завет налагает на женщин, не имеют полного согласия по этому вопросу. Что Павел имел в виду, когда велел женщинам молчать? Могут ли женщины петь? Относится ли этого правило к библейским занятиям? Мы попытаемся ответить на некоторые из вопросов, задаваемых по этому отрывку.
КТО?
О ком говорит 1 Кор. 14:34, 35? Стих просто говорит, что молчать должны «жёны» («женщины»; Совр. пер). Кто были эти женщины?
Жены
Некоторые считают, что в этом отрывке говорится о «женах». Действительно, одно и то же греческое слово (гине) переводится и как «женщина» и как «жена». Его перевод определяется контекстом. Другие придерживаются мнения, что этот отрывок говорит о женах пророков: что они должны молчать, когда их мужья пророчествуют, и не прерывать их.
Наверное, Павел все же не имел в виду «жен пророков». Ни в одной английской версии Библии в этом стихе нет слова «жены», и к тому же текст говорит о женщинах вообще, а не об «их женщинах» (ст. 34; см. совр. переводы). Кроме того, почему это ограничение должно было касаться только жен пророков? Вряд ли только они могли быть виновны в том, что прерывали говорившего.
Все женщины
Более распространенная точка зрения — что «жёны» означает всех женщин в церкви. Общий характер ссылок Павла на «закон» (ст. 34) и на то, что женщине «неприлично [позорно; Совр. пер.]» говорить в церкви (ст. 35), свидетельствует в пользу этого взгляда, равно как и схожесть этого отрывка с 1 Тим. 2:11, 12.
Пророчицы
Третий вариант — что Павел имеет в виду пророчиц. О пророчествовании он говорил в стихах 31 и 32, и похоже, что на эту общую тему он продолжает рассуждать и в стихе 34, когда говорит, что «женщины» — возможно, имея в виду «пророчиц» — в церкви должны молчать. Уж если пророчицам Павел велит молчать в церкви, то тем более это наставление учит молчать других женщин.
ГДЕ?
Где, когда и при каких обстоятельствах женщинам было велено молчать? Павел говорит, что они должны молчать «в церквах». Слово «церковь» (экклесиа) может означать вселенское тело Христово или отдельную общину Божьего народа в конкретном месте. Кроме того, оно может означать «собрание» — церковь, собравшуюся для поклонения. Главный упор на протяжении всей главы 14 делается на правила, касающиеся того времени, когда церковь собирается на общее собрание:
ст. 4 — «кто пророчествует, тот назидает церковь».
ст. 5 — «чтобы церковь получила назидание». ст. 12 — «старайтесь обогатиться… к назиданию церкви».
ст. 19 — «в церкви я хочу… сказать…».
ст. 23 — «Если вся церковь сойдётся вместе».
ст. 26 — «Когда вы сходитесь…».
ст. 28 — «молчи в церкви».
ст. 34 — «Жёны [женщины; Совр. пер.] ваши в церквах да молчат».
ст. 35 — «неприлично жене [женщине; Совр. пер.] говорить в церкви».
Слова «в церквах» и «в церкви» в 14:34, 35 определенно означают «в собраниях» святых.
Если 1 Кор. 14:34, 35 велит женщинам молчать «в собраниях», то когда церковь считает себя собравшейся? Если, например, на библейском занятии для взрослых присутствуют почти все члены церкви в том месте, где будет проводиться богослужение, то можно ли утверждать, что женщинам запрещено говорить во время богослужения, но разрешено говорить на занятии по Библии?
Коротко на этот вопрос можно ответить так: «Церковь собралась вместе — и женщины должны молчать, — когда церковь говорит, что она собралась». Это не должно показаться странным. Любая организация имеет право объявлять начало и конец ее официальных собраний. С момента, когда председательствующий говорит: «Собрание объявляется открытым», и до тех пор, пока он не скажет: «Собрание объявляется закрытым», может соблюдаться строгий порядок и точная парламентская процедура. Выступать разрешается только по одному. Однако до и после собрания может слышаться общий гул голосов, когда все разговаривают в небольших группах. Никого не волнует, что происходит до или после; правила проведения собрания относятся только ко времени фактического заседания, о начале и конце которого объявляют руководители организации. Так же и «правила» проведения церковных собраний относятся только к собственно собранию между его началом и концом, обозначенными руководителями общины.
Рассмотрим пример из жизни церкви. Представьте, что несколько семей проводят свои собрания в доме одного из членов. Они считают себя связанными общим принципом, который выражается словами «только всё должно быть благопристойно и как подобает» (см. 14:40). Когда семьи приходят в воскресенье на утреннее богослужение, принимающая семья подает кофе, и все, сидя или стоя, делятся впечатлениями о прошедшей неделе. В разных углах комнаты ведется сразу несколько разговоров; никто не пытается соблюдать порядок. Наконец приходит последняя семья, и один из мужчин говорит: «Ну, время начинать». Тогда все отставляют чашки, перестают разговаривать, усаживаются и выжидающе смотрят на руководителя. Он говорит: «Этим утром я буду вести пение. Иван будет разносить Господню вечерю, а Сергей прочитает проповедь». Начинается богослужение, которое в свое время заканчивается молитвой. После молитвы люди снова начинают разговаривать. Они встают, начинают двигаться, готовятся к общему обеду. Наступает что-то вроде контролируемого беспорядка.
Когда в таком сценарии церковь обязана исполнять требование делать все с соблюдением порядка? Понятно, что с момента фактического начала поклонения — со времени, установленного и объявленного от имени церкви одним из ее руководителей, и до времени окончания богослужения — опять же времени, установленного и объявленного от имени церкви одним из ее руководителей. Таким образом, церковь решила, когда начинается и заканчивается время, в течение которого все должно делаться благопристойно и как подобает.
Вот так же и вообще церковь — в лице руководителя или группы руководителей — должна решить, когда собрание начинается и заканчивается. И в этом промежутке женщины должны молчать.
ЧТО?
Какие ограничения этот текст налагает на женщин? Что именно они должны и что не должны делать?
Стих 34 говорит, что они должны хранить молчание. Что имеет в виду Павел? Согласно одной точке зрения, женщины мешали проводить богослужения, разговаривая друг с другом или задавая вопросы, нарушающие порядок в собрании. Хотя это мнение в какой-то степени и заслуживает внимания, повеление проводить богослужения с соблюдением порядка (14:40) уже запрещает такое поведение. Поэтому более вероятным представляется другое объяснение.
Если мы заметим, что в семи стихах трижды употреблено одно и то же слово, это поможет нам понять, что имеет в виду Павел. Человек, умевший говорить иными языками, должен был молчать, если не было толкователя (ст. 28); пророку было велено молчать, если другому пророку давалось откровение (ст. 30); и затем женщинам (или пророчицам) тоже было велено молчать (ст. 34). Павел говорит, что женщины должны делать то, что велено иногда делать пророкам и говорящим на незнакомых языках: воздержаться от говорения во время богослужения. Говоря современным языком, этот запрет можно выразить так: они не должны проповедовать или учить во время общего собрания церкви.
Должны ли они были хранить полное молчание? Запрещает ли повеление «да молчат» издавать любой звук? Некоторые утверждают, что да, запрещает, хотя контекст не свидетельствует в пользу этого взгляда и значение глагола этого не требует. Греческий глагол сигао означает «молчать» в смысле «ничего не говорить, вести себя тихо, безмолвствовать»; «перестать говорить, умолкнуть» и «утаивать, умалчивать».
О том, что сигао необязательно означает «абсолютное» молчание, свидетельствует его употребление в Деян. 21 и 22. В Деян. 21:40 говорится: «Павел, стоя на лестнице, дал знак рукой народу; и, когда сделалось глубокое молчание, начал говорить на еврейском языке». А Деян. 22:2 добавляет: «Услышав же, что он заговорил с ними на еврейском языке, они ещё более утихли». После наступившего в толпе глубокого молчания (сигес, существительное от сигао) все равно было возможно, чтобы люди «ещё более утихли». Как мы видим, это слово необязательно означает «абсолютное молчание».
ПОЧЕМУ?
Почему Павел наложил этот запрет на женщин? Нельзя думать, что причина повеления молчать в собрании в том, что он был женоненавистником или считал женщин хуже мужчин, не способными ни на что.
Почему же тогда женщины должны были молчать? Текст содержит два «ибо», означающих «потому что» (гар). Помимо причин, указанных в этих придаточных предложениях причины, есть еще одна, вытекающая из контекста.
Быть в подчинении
В первом придаточном причины, содержащем союз «ибо» (ст. 34), Павел говорит, что женщины должны молчать, «ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит». Похоже, что это общее правило: женщине непозволительно говорить, но быть в подчинении. Если женщина (даже пророчица) говорила в собрании, то она нарушала правило хранить молчание.
«Закон» в стихе 34 — это Ветхий Завет, который говорит, что женщины должны быть в подчинении. Это указание было дано уже в самом начале Писаний, при описании подробностей сотворения и падения человека. Ветхий Завет также намекает на подчиненную роль женщин тем, что ответственность за духовное руководство в нем почти всегда (лишь с несколькими исключениями) возлагалась на мужчин.
Избежать неприличия
Вторая причина повеления женщинам молчать и даже не задавать вопросов, состоит в том, что женщине «неприлично» («позорно»; Совр. пер.) говорить в церкви. Употребленное в стихе 35 слово, айсхрон, мы встречаем также в 1 Кор. 11:6: «Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижётся; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается». Это указывает на то, что в культурной ситуации в Коринфе для церкви было бы позорно, если бы женщины выступали перед собранием. Кстати, женщинам не позволялось говорить также и в иудейских собраниях, и, как минимум, некоторые римляне выражали негативное отношение к публичным выступлениям женщин.
Учитывая все это, можно первые два аргумента Павла, почему женщины должны молчать, сформулировать следующим образом: потому что это правильно в глазах Бога и потому что это правильно в глазах мужчины.
Следовать общепринятой практике церквей
На третью причину, почему женщины должны в собраниях молчать, указывают слова до и после повеления. Непосредственно перед стихом 34 читаем: «Так бывает во всех церквах у святых». Ученые расходятся во мнении о том, с каким предложением связаны эти слова: с предыдущим («Бог не есть Бог неустройства, но мира, как бывает во всех церквах у святых») или с последующим («Как и во всех церквах народа Божьего, женщины во время собраний должны молчать»; РБО). Если второй взгляд верен, тогда Павел в своей аргументации ссылается на прецедент: во всех общинах женщины молчат и потому должны молчать также и в Коринфе.
Так это или не так, но в стихе 36 Павел упрекает коринфян в том, что они думают, будто имеют право поступать не так, как были научены. «Разве от вас вышло слово Божие? — спрашивает Павел. — Или вас одних достигло?» Ожидаемый ответ — «Нет». И коринфяне не имели права поступать тут по-своему, без учета практики других церквей. Женщинам запрещалось говорить в собраниях — не только потому, что Бог требует подчинения, и не только потому, что мужчины считали позорным для женщины руководить во время поклонения, но также потому, что мужское руководство во время богослужения было признанным образцом в церквах I века.
КОГДА? (КАК ДОЛГО?)
Как долго должно было продолжаться это ограничение? Применим ли запрет, налагаемый на женщин в этом отрывке, к церкви сегодня?
Библеисты спорят о том, обязательно ли в сегодняшней церкви требование, чтобы женщины молчали. Многие говорят, что необязательно по одной или нескольким из перечисленных ниже причин:
(1) Павел не писал этот отрывок, и поэтому данное повеление нельзя считать вдохновенным.
(2) В Коринфе была конкретная проблема (женщины своим одновременным говорением мешали собранию), которой сегодня в церкви нет.
(3) Эта проблема относится к культурным особенностям, на что указывает тот факт, что на публичное выступление женщин общество смотрело как на нечто неприличное, позорное, тогда как сегодня это позорным не считается.
(4) Данное ограничение касалось чудесных даров и собраний, в которых практиковались эти дары; поскольку сегодня таких даров нет, то и ограничение к нам не относится.
(5) Нормативный принцип для женщин в церкви сформулирован в Гал. 3:28 («нет мужского пола, ни женского»), так что отсюда и далее Новый Завет нужно истолковывать в свете данного главенствующего правила. Поэтому 1 Кор. 14:34, 35 является частью культурной традиции церкви I века, которую нужно отбросить.
Большинство из этих аргументов не имеют под собой веского основания. Мы признаем богодухновенность Нового Завета и верим, что все 1 Коринфянам, как и 1 Тимофею, где тоже сказано, что женщинам говорить непозволительно (2:11-14), написано Павлом, который был вдохновлен Святым Духом. Поэтому мы отвергаем любой аргумент, построенный на недоверии к тексту Нового Завета.
Кроме того, у нас есть все основания верить, что запрет женщинам говорить в церкви дан до скончания времени:
(1) Это требование было всеобщим повелением. Ограничение касалось не только Коринфа и не только использования духовных даров в собраниях. Наоборот, это ограничение было обязательным для исполнения «во всех церквах» (14:33).
(2) Оно было основано на вечном принципе. Причина «общего правила» («Жёны ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить») была истинной тогда и остается истинной сегодня. Эта непреходящая причина состоит в том, что женщинам положено «быть в подчинении, как и закон говорит» (14:34). Это так независимо от того, продолжает ли действовать вторая причина (что это «неприлично» [«позорно»; Совр. пер.]) во всякое время и во всяком месте.
(3) Оно согласуется со всем Новым Заветом. Последовательность библейского учения по этому вопросу указывает на то, что это ограничение было дано навсегда. Мы видим, что Библия не только придает особое значение «мужскому руководству», но и содержит два отрывка, специально посвященные тому, позволительно или нет женщинам говорить в собрании: 1 Кор. 14:34, 35 и 1 Тим. 2:11-14. Оба они выражают одну и ту же идею. Новый Завет последовательно и единообразно запрещает женщинам играть руководящую роль в церковных собраниях.
Повеление женщинам молчать в церкви относится ко всем церквам и основывается на неподвластном времени принципе, последовательно провозглашаемом в Новом Завете. Поэтому мы должны сделать неизбежный вывод, что это повеление дано с тем намерением, чтобы церковь его исполняла на протяжении всей новозаветной эры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Божья воля не позволяет женщинам проповедовать. Означает ли это, что женщины бесполезны или хуже мужчин? Как они могут быть хуже, если Христос умер за них и хочет, чтобы они спаслись на том же основании, что и мужчины (Гал. 3:28)? У них иная роль, но не менее значимая. Можно с легкостью назвать более полусотни дел, которые делают и могут делать женщины в церкви, чтобы прославить Бога, помочь другим людям и спасти чьи-то души. Библия не позволяет христианкам играть руководящую роль в семье и в церкви. А во всем остальном христианка может успешно справляться со всем, с чем может справиться христианин! https://dzen.ru/a/aRedqjFNWhDBB4O0 #Женщина #Заблуждения #Поклонение #Богослужение #ВопросОтвет #ВсеПроповеди


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев