После рассказа о подготовке Израиля к своему путешествию в землю обетованную (гл. 1–10) в «Числах» описывается их путешествие к границе Ханаана и объясняется, почему им потребовалось почти сорок лет вместо сорока дней для того, чтобы попасть туда (гл. 11–25). Последние одиннадцать глав книги (гл. 26–36), главным образом, имеют отношение к вступлению Израиля в Ханаан. Израиль стоял станом на равнинах моавитских, к востоку от Иордана, готовясь перейти реку и захватить Ханаан. В этих главах содержатся законы и рассказы, имеющие отношение к поселению Израиля в земле обетованной.
В Чис. 26 приводится сообщение о второй переписи. Первая перепись была проведена приблизительно за тридцать восемь лет до этого у горы Синай (см. гл. 1). Так как первое поколение умерло, необходима была вторая перепись, чтобы решить, как распределить землю между двенадцатью коленами. Она также провозглашала новое начало. События, описанные в главах 1—25, связаны, главным образом, со старшим поколением; а в главах 26—36 речь идет о событиях с участием только молодого поколения.
Во второй переписи, как и в первой, подсчитывалось число мужчин «от двадцати лет и выше» (26:2, 4) отдельно для каждого колена, и приводится общее число мужчин всех колен (26:5–51). Результаты показывают, что за годы хождения по пустыне число израильтян существенно не уменьшилось. Распределение между коленами решалось при помощи жеребьевки, при этом учитывался размер колен (26:52–56). Левитов подсчитывали отдельно (26:57–62).
ПРОВЕДЕНИЕ ПЕРЕПИСИ
«После этого поражения сказал Господь Моисею и Елеазару, сыну Аарона, священнику, говоря: исчислите всё общество сынов Израилевых от двадцати лет и выше, по семействам их, всех годных для войны у Израиля. И сказал им Моисей и Елеазар священник, на равнинах моавитских у Иордана, против Иерихона, говоря: исчислите всех от двадцати лет и выше, как повелел Господь Моисею. И вот сыны Израилевы, которые вышли из земли египетской: Рувим, первенец Израиля. Сыны Рувима: от Ханоха поколение Ханохово, от Фаллу поколение Фаллуево, от Хецрона поколение Хецроново, от Харми поколение Хармиево; вот поколения Рувимовы; и исчислено их сорок три тысячи семьсот тридцать. И сыны Фаллуя: Елиав. Сыновья Елиава: Немуил, Дафан и Авирон. Это те Дафан и Авирон, призываемые в собрание, которые произвели возмущение против Моисея и Аарона вместе с сообщниками Корея, когда эти произвели возмущение против Господа; и разверзла земля уста свои, и поглотила их и Корея; вместе с ними умерли и сообщники их, когда огонь пожрал двести пятьдесят человек, и стали они в знамение. Но сыны Кореевы не умерли. Сыны Симеона по поколениям их: от Немуила поколение Немуилово, от Ямина поколение Яминово, от Яхина поколение Яхиново, от Зары поколение Зарино, от Саула поколение Саулово; вот поколения Симеоновы: двадцать две тысячи двести. Сыны Гадовы по поколениям их: от Цефона поколение Цефоново, от Хаггия поколение Хаггиево, от Шуния поколение Шуниево, от Озния поколение Озниево, от Ерия поколение Ериево, от Арода поколение Ародово, от Арелия поколение Арелиево; вот поколения сынов Гадовых, по исчислению их: сорок тысяч пятьсот. Сыновья Иуды: Ир и Онан; но Ир и Онан умерли в земле Ханаанской; и были сыны Иудины по поколениям их: от Шелы поколение Шелино, от Фареса поколение Фаресово, от Зары поколение Зарино; и были сыны Фаресовы: от Есрома поколение Есромово, от Хамула поколение Хамулово; вот поколения Иудины, по исчислению их: семьдесят шесть тысяч пятьсот. Сыны Иссахаровы по поколениям их: от Фолы поколение Фолино, от Фувы поколение Фувино, от Иашува поколение Иашувово, от Шимрона поколение Шимроново; вот поколения Иссахаровы, по исчислению их: шестьдесят четыре тысячи триста. Сыны Завулоновы по поколениям их: от Середа поколение Середово, от Елона поколение Елоново, от Иахлеила поколение Иахлеилово; вот поколения Завулоновы, по исчислению их: шестьдесят тысяч пятьсот. Сыны Иосифовы по поколениям их: Манассия и Ефрем. Сыны Манассиины: от Махира поколение Махирово; от Махира родился Галаад, от Галаада поколение Галаадово. Вот сыны Галаадовы: от Иезера поколение Иезерово, от Хелека поколение Хелеково, от Асриила поколение Асриилово, от Шехема поколение Шехемово, от Шемиды поколение Шемидино, от Хефера поколение Хеферово. У Салпаада, сына Хефера, не было сыновей, а только дочери; имя дочерей Салпаадовых: Махла, Ноа, Хогла, Милка и Фирца. Вот поколения Манассиины; а исчислено их пятьдесят две тысячи семьсот. Вот сыны Ефремовы по поколениям их: от Шутелы поколение Шутелино, от Бехера поколение Бехерово, от Тахана поколение Таханово; и вот сыны Шутелы: от Арана поколение Араново; вот поколения сынов Ефремовых, по исчислению их: тридцать две тысячи пятьсот. Вот сыны Иосифовы по поколениям их. Сыны Вениаминовы по поколениям их: от Белы поколение Белино, от Ашбела поколение Ашбелово, от Ахирама поколение Ахирамово, от Шефуфама поколение Шефуфамово, от Хуфама поколение Хуфамово; и были сыновья Белы: Ард и Нааман; от Арда поколение Ардово, от Наамана поколение Нааманово; вот сыны Вениаминовы по поколениям их; а исчислено их сорок пять тысяч шестьсот. Вот сыны Дановы по поколениям их: от Шухама поколение Шухамово; вот семейства Дановы по поколениям их. и всех поколений Шухама, по исчислению их: шестьдесят четыре тысячи четыреста. Сыны Асировы по поколениям их: от Имны поколение Имнино, от Ишвы поколение Ишвино, от Верии поколение Вериино; от сыновей Верии: от Хевера поколение Хеверово, от Малхиила поколение Малхиилово; имя дочери Асировой Сара; вот поколения сынов Асировых, по исчислению их: пятьдесят три тысячи четыреста. Сыны Неффалимовы по поколениям их: от Иахцеила поколение Иахцеилово, от Гуния поколение Гуниево, от Иецера поколение Иецерово, от Шиллема поколение Шиллемово; вот поколения Неффалимовы по поколениям их; исчислено же их сорок пять тысяч четыреста. Вот число вошедших в исчисление сынов Израилевых: шестьсот одна тысяча семьсот тридцать» (26:1–51).
Стих 1. Когда израильтяне расположились станом на равнинах моавитских, «сказал Господь Моисею и Елеазару, сыну Аарона». Аарон умер на горе Ор, и его сын Елеазар сменил его на посту первосвященника (20:23–29). После этого поражения, которое случилось в результате греха Израиля с мадианитянками (гл. 25), Бог говорил с Моисеем и Елеазаром.
Стих 2. Бог повелел начальникам Своего народа исчислить все общество сынов Израилевых. Пересчитать необходимо было мужчин от двадцати лет и выше. Таким образом, в ходе переписи будут исчислены все израильтяне, годные для войны.
Стих 3. В это время народ все еще находился на равнинах моавитских. То, что они расположились у Иордана, против Иерихона (25:1; 26:63), говорит за то, что местом их стана был Ситтим.
Стих 4. Моисей и Елеазар передали народу Божий наказ исчислить всех, и далее в главе рассказывается, как это было выполнено. О переписи сообщается с большими подробностями; список назван «сыны Израилевы, которые вышли из земли египетской». В последующих стихах называются главы семейств («поколений») каждого колена и приводится общее число мужчин в каждом колене.
Стихи 5–7. Как и в первой переписи (1:20, 21), первым называется колено Рувима — первенца Израиля». Однако из-за греха Рувима (Быт. 35:22; 49:3, 4) привилегии лидерства отошли к Иуде. Семейства Рувима включали «поколение Ханохово, поколение Фаллуево, поколение Хецроново, поколение Хармиево». Их общая численность — сорок три тысячи семьсот тридцать.
Стихи 8–11. Упоминаются имена некоторых потомков Рувима. Сыном Фаллуя был Елиав, сыновьями которого были Немуил, Дафан и Авирон. Последние два имени нам известны, так как Дафан и Авирон произвели в пустыне «возмущение против Моисея и Аарона вместе с сообщниками Корея». Текст напоминает, что «разверзла земля уста свои, и поглотила их и Корея; вместе с ними умерли и сообщники их, когда огонь пожрал двести пятьдесят человек» (16:1–35). Далее отмечается, что эти мужчины «стали… в знамение» Израилю и что «сыны Кореевы не умерли». Позднее некоторые из потомков Корея были стражами скинии (1 Пар. 9:19; 26:1, 19), а другие стали храмовыми певцами, в частности известны Еман и его сыновья (1 Пар. 6:33–38; 15:16, 17; 16:41, 42; 25:1, 4, 5). Сыновья Корея указаны в заголовках нескольких псалмов (Пс. 41; 43—48; 83; 84; 86; 87).
Стихи 12–14. Следующими идут сыны Симеоновы. Потомки Симеона включали «поколение Немуилово, поколение Яминово, поколение Яхиново, поколение Зарино, поколение Саулово. Поколения Симеоновы», насчитывавшие двадцать две тысячи двести, составили на тот момент самое маленькое колено, хотя во время исхода оно было самым многочисленным.
Стихи 15–18. Сыны Гадовы, перечисленные по поколениям их, составили «поколение Цефоново, поколение Хаггиево, поколение Шуниево, поколение Озниево, поколение Ериево, поколение Ародово, поколение Арелиево». Общее число членов этих семейств — сорок тысяч пятьсот.
Стихи 19–22. «Ир и Онан были сыновьями Иуды, но они умерли в земле ханаанской». И мы даже знаем подробности их смерти. Первенец Иуды, Ир, был мужем Фамари, и Господь умертвил его из-за его порочности (Быт. 38:6, 7; 1 Пар. 2:3). Онан также был поражен Богом за то, что отказался исполнить левират по отношению к вдове своего брата (Быт. 38:8–10).
«Сыны Иуды по поколениям их» были: «поколение Шелино, поколение Фаресово, поколение Зарино». Поколение Шелино происходило от Шелы, третьего сына Иуды, которого он не отдал Фамари (Быт. 38:11). Поколение Фаресово, поколение Зарино были потомками Фареса и Зары, близнецов, которых родила Фамарь после того, как она обманом заставила Иуду выполнить левират (Быт. 38:12–30). Так же были перечислены по именам «сыны Фаресовы: поколение Есромово и поколение Хамулово». Эти потомки Иудины составили самое большое колено; перепись показала, что их было семьдесят шесть тысяч пятьсот.
Стихи 23–25. Приводятся четыре семейства «сынов Иссахаровых по поколениям их: поколение Фолино, поколение Фувино, поколение Иашувово, поколение Шимроново». Было их, по исчислению, шестьдесят четыре тысячи триста.
Стихи 26, 27. Семейства трех сыновей Завулоновых перечислены как поколение Середово, поколение Елоново и поколение Иахлеилово. Согласно переписи, этот клан составил шестьдесят тысяч пятьсот.
Стихи 28–34. У Иосифа было два сына: Манассия и Ефрем, и следующими перечислены их семейства. Сыном Манассии был Махир, отец Галаада. В тексте также приводится список поколения Галаадова, в котором представлены поколение Иезерово, поколение Хелеково, поколение Асриилово, поколение Шехемово, поколение Шемидино и поколение Хеферово. В поколении Хеферовом был Салпаад и его дочери, о которых речь идет в главах 27 и 36. Поколения Манассиины добавили к цифрам переписи пятьдесят две тысячи семьсот мужчин.
Стихи 35–37. Важное место в переписи занимает еще один сын Иосифа, Ефрем. Поколения сынов Ефремовых были следующие: поколение Шутелино, поколение Бехерово и поколение Таханово. И снова тут называется еще следующее поколение: от сына Шутелы пошло поколение Араново. По исчислению, это колено составило тридцать две тысячи пятьсот.
Стихи 38–41. От сынов Вениамина пошли кланы «Белы, Ашбела, Ахирама, Шефуфама и Хуфама». Мы читаем также, что сынами Белы были Ард и Нааман, у которых тоже были свои семьи. Клан Вениамина насчитывал сорок пять тысяч шестьсот членов.
Стихи 42, 43. Дан был прародителем одного семейства, поколениия Шухамова. На их долю в израильском народе пришлось шестьдесят четыре тысячи четыреста человек.
Стихи 44–47. Семейства Асировы состояли из «поколения Имнина, поколения Ишвина и поколения Вериина». Кроме того, нам сообщаются имена сынов Верии: Хевер и Малхиил, а также имя дочери Асировой, Сара. Обычно в таких списках дочери не упоминаются. Сара, должно быть, была известной женщиной, так как ее имя встречается также в Быт. 46:17 и в 1 Пар. 7:30. Колено Асирово, «по исчислению их», составило пятьдесят три тысячи четыреста.
Стихи 48–50. В самом конце перечисляются семейства сынов Неффалима: поколение Иахцеилово, поколение Гуниево, поколение Иецерово и поколение Шиллемово. Общее число переписанных членов этих семейств составило сорок пять тысяч четыреста.
Стих 51. Со всеми коленами «число вошедших в исчисление сынов Израилевых» составило шестьсот одну тысячу семьсот тридцать.
В нижеприведенной таблице указаны имена колен, данные двух переписей и процент приращения или сокращения численности колена между первой и второй переписями. В отчете по первой переписи (1:4–15) указаны имена начальников каждого колена. Очевидно, эти люди помогали Моисею и Аарону проводить перепись. Во второй переписи эти лидеры не указаны, и это также свидетельствует о том, что старшее поколение умерло.
Колена перечислены в одинаковом порядке в обеих переписях, за исключением двух сыновей Иосифа, которые переставлены местами. В главе 1 Ефрем стоит перед Манассией, а в главе 26 Манассия стоит перед Ефремом. Манассия был старшим сыном, но Иаков даровал более великое благословение Ефрему (Быт. 48:8–22).
Цифры по отдельным коленам в первой и второй переписи расходятся, иногда очень сильно, но общее число изменилось мало. Причины такой разницы не приводятся. Высказывается предположение, что потери колен Рувима и Симеона можно отнести на счет восстания Дафана и Авирона (гл. 16; 17), принадлежавших к колену Рувима и ужасным грехом Зимри из колена Симеона (гл. 25).
ПРИЧИНА ПЕРЕПИСИ
«И сказал Господь Моисею, говоря: сим должно разделить землю на уделы по числу имён; кто многочисленнее, тем дай удел более; а кто малочисленнее, тем дай удел менее: каждому должно дать удел соразмерно с числом вошедших в исчисление; по жребию должно разделить землю, по именам колен отцов их должны они получить уделы; по жребию должно разделить им уделы их, как многочисленным, так и малочисленным» (26:52–56).
Стихи 52, 53. Наряду с тем, что подсчет позволял определить количество «военнообязанных», то есть способных воевать в Ханаане (26:2; см. 1:2, 3), здесь приводится еще одна причина проведения переписи. Цифры, полученные в результате второй переписи, необходимо было использовать при определении, как должно разделить землю на уделы между израильтянами.
Стих 54. Удел должен был быть большим или меньшим в зависимости от размера каждого вошедшего в исчисление колена. Многочисленные колена должны были получить большую часть земли, а малочисленные колена получат меньше.
Стихи 55. Приводится подробная информация о том, как надо распределить землю между коленами. Господь сказал: «По жребию должно разделить землю». Уделы должны быть выделены по именам колен отцов их.
Стих 56. Жребий определит, как «должно разделить им уделы их, как многочисленным, так и малочисленным». Бросание жребия в библейские времена напоминает такие более современные обычаи, как вытаскивание записки с именами из шляпы, подбрасывание монетки или вытягивание соломинки. Мы бы сказали, что результат любого из этих действий определяет случай. Израильтяне считали, что результат определяет Бог (см. Лев. 16:7–10; Иис. Н. 7:14; 1 Цар. 14:42; 10:20, 21; 1 Пар. 24:5; 25:8). Для израильтян бросать жребий было надежным способом определения Божьей воли (Прит. 16:33; 18:18). Цель — разделить землю на «большие» и «маленькие» уделы и распределить их между «большими» и «маленькими» коленами. Было бы трудно представить более честный способ распределения земли, которой израильтяне скоро овладеют.
Такие указания должны были воодушевить израильтян, расположившихся станом у Иордана. Они добавляли уверенности в том, что Израиль действительно перейдет реку и завладеют землей, которую Бог обещал Своему народу.
ИСЧИСЛЕНИЕ ЛЕВИТОВ
«Вот вошедшие в исчисление левиты по поколениям их: от Гирсона поколение Гирсоново, от Каафа поколение Каафово, от Мерари поколение Мерарино. Вот поколения Левиины: поколение Ливниево, поколение Хевроново, поколение Махлиево, поколение Мушиево, поколение Кореево. От Каафа родился Амрам. Имя жены Амрамовой Иохаведа, дочь Левия, которую родила жена Левия в Египте, а она Амраму родила Аарона, Моисея и Мариамь, сестру их. И родились у Аарона Надав и Авиуд, Елеазар и Ифамар; но Надав и Авиуд умерли, когда принесли чуждый огонь пред Господом. И было исчислено двадцать три тысячи всех мужского пола, от одного месяца и выше; ибо они не были исчислены вместе с сынами Израилевыми, потому что не дано им удела среди сынов Израилевых» (26:57–62).
Стих 57. Далее в главе рассказывается об исчислении трех главных ветвей левитов: поколения Гирсонова, поколения Каафова и поколения Мерарина (см. гл. 4). Из первой переписи левиты были исключены (1:47–54), хотя позднее их посчитали отдельно (3:14–39). Тем не менее, в Чис. 26, хотя их и посчитали отдельно, отчет приводится в одном контексте с остальными израильтянами.
Стих 58. Здесь приводится более ранняя родословная, в которой упоминаются прародители Моисея и Аарона, их мать и другие потомки Левия. Одно из названных поколений, Ливниево, происходило от Ливни, сына Гирсона, а поколение Хевроново происходило от Хеврона, одного из сыновей Каафа. Поколение Махлиево и поколение Мушиево были потомками Махли и Муши, двух сыновей Мерари. Поколение Кореево происходило от Корея, одного из сыновей Ицгара, сына Каафа (Исх. 6:16–21; Чис. 3:18–20).
Стих 59. Указываются ближайшие родственники Моисея и Аарона: Амрам и Иохаведа, их родители, а также их сестра Мариамь. Отмечается, что Иохаведа — дочь Левия и что родилась она в Египте (см. Исх. 2:1; 6:20).
Стихи 60, 61. В тексте называются по имени сыновья Аарона, Надав и Авиуд, и рассказывается об их трагическом конце. Они были убиты за то, что, будучи священниками, «принесли пред Господом огонь чуждый» (Лев. 10:1, 2).
Стих 62. Приводятся итоги переписи. Было исчислено левитов «мужского пола, от одного месяца и выше». Несмотря на то, что левитов тоже пересчитали, к ним было другое отношение по сравнению с остальными коленами. Удела, как остальным израильтянам, им не полагалось (18:20). Вместо этого, им было назначено жить за счет десятины и даров, принесенных израильтянами Богу. Во второй переписи их было насчитано двадцать три тысячи вместо двадцати двух тысяч, как в первой переписи (3:39). Библейский текст не придает значения этому прибавлению.
БОГ ДЕРЖИТ СВОИ ОБЕЩАНИЯ
«Вот исчисленные Моисеем и Елеазаром, священником, которые исчисляли сынов Израилевых на равнинах моавитских у Иордана, против Иерихона. В числе их не было ни одного человека из исчисленных Моисеем и Аароном, священником, которые исчисляли сынов Израилевых в пустыне Синайской; ибо Господь сказал им, что умрут они в пустыне; и не осталось из них никого, кроме Халева, сына Иефоннии, и Иисуса, сына Навина» (26:63–65).
Стихи 63–65. Глава 26 завершается текстом, в котором отмечается значение исчисления. После заявления о том, что «Моисей и Елеазар, священник… исчисляли сынов Израилевых на равнинах моавитских у Иордана, против Иерихона», в отрывке подчеркивается, что среди исчисленных не было ни одного, кто был исчислен в первой переписи, за исключением Халева и Иисуса, сына Навина.
На тот момент Моисей все еще был жив. Можно подумать, что его присутствие было таким явным исключением из сказанного, что старшее поколение умерло (кроме двоих), что автору просто не нужно было упоминать о нем. Однако Моисей был левитом, и поэтому его не было среди 603 550 исчисленных в первой переписи в пустыне Синайской. По этой же причине его нельзя считать исключением и в утверждении в 26:64, 65.
Бог сделал то, что обещал: Он привел Свой народ, детей грешного поколения, в землю обетованную, после того как свершилось сказанное Им обо всех непокорных, что «умрут они в пустыне». Две великие истины должны были открыться израильтянам и должны открыться нам: Бог держит Свои обещания, и бунт человека против Бога не может оставаться безнаказанным.
> ПРЕДЫДУЩИЙ УРОК
> СЛЕДУЮЩИЙ УРОК
#Числа #ВсеПроповеди
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев