August 06, 2025
Сразу после сообщения об отступничестве народа в «Числах» идет глава о жертвах, которые израильтяне должны были приносить Богу после вступления в Ханаан. Даются указания относительно зерна, масла и вина, которые должны были сопровождать принесение в жертву скота. Кроме того, им было велено приносить «от начатков теста… как возношение с гумна» (15:20). Вслед за этим идут стихи, в которых проводится различие между грехом «по недосмотру» (15:24) и совершением греха «дерзкой рукой» (15:30). Сюда включен рассказ о побивании камнями нарушившего субботу — очевидно чтобы проиллюстрировать, что необходимо делать с виновными в умышленных грехах. И в заключение Бог потребовал, чтобы люди делали себе кисти на краях одежд, которые будут напоминать им о Его заповедях (15:37–41).
Истолковывая эту главу, нужно задаться вопросом, как она вписывается в контекст. Глава 15 не имеет явной связи со сказанным ни до, ни после нее. Некоторые просто отрицают всякую связь между этой главой и окружающим ее текстом.
В противоположность этому взгляду, мы рассмотрим подразумеваемые обещания в этой главе: (1) израильтяне войдут в обещанную им землю (15:2, 18); (2) они будут достаточно зажиточными, чтобы приносить в жертву скот, зерно, вино и масло; (3) они будут «есть хлеб той земли» (15:19); (4) они будут вести оседлый образ жизни и смогут жертвовать лепешку «от начатков теста» (15:20).
После описания в главах 13 и 14 страшных последствий великого греха наш текст заверяет, что — несмотря на греховность Израиля — народ войдет в землю обетованную и будет там процветать. Греховность Израиля не заставит Бога нарушить Свое обещание. Какое это было прекрасное заверение для тех, кто первым получил Закон! Хотя целое поколение было осуждено на смерть в пустыне, народ выживет и будет благословлен в земле обетованной.
С главы 15 начинается состоящий из пяти глав раздел, где речь идет о священниках Израиля. Темы этих глав можно представить следующим образом:
Гл. 15: Жертвоприношения, осуществляемые священниками (особенно после прихода Израиля в Ханаан).
Гл. 16; 17: Богоданная власть священников из рода Аарона.
Гл. 18: Привилегии и обязанности священников и их помощников, левитов.
Гл. 19: Участие священников в очищении народа.
Если смотреть с этой точки зрения, то весь раздел можно представить как двухпозиционный урок: (1) единственная надежда Божьего греховного народа лежит в обращении к Нему и (2) поставленное священство было богоданным средством, чтобы народ мог приступать к Нему с просьбой о прощении.
ЖЕРТВЫ ЗАКАЛЫВАЕМЫЕ
«И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: когда вы войдёте в землю вашего жительства, которую Я даю вам, и будете приносить жертву Господу, всесожжение, или жертву закалываемую, от волов и овец, во исполнение обета, или по усердию, или в праздники ваши, дабы сделать приятное благоухание Господу, тогда приносящий жертву свою Господу должен принести в приношение от хлеба десятую часть ефы пшеничной муки, смешанной с четвёртой частью гина елея; и вина для возлияния приноси четвёртую часть гина при всесожжении или при закалываемой жертве, на каждого агнца. А принося овна, приноси в приношение хлебное две десятых части ефы пшеничной муки, смешанной с третьей частью гина елея; и вина для возлияния приноси третью часть гина в приятное благоухание Господу. Если молодого вола приносишь во всесожжение или жертву закалываемую, во исполнение обета или в мирную жертву Господу, то вместе с волом должно принести приношения хлебного три десятых части ефы пшеничной муки, смешанной с половиной гина елея; и вина для возлияния приноси полгина в жертву, в приятное благоухание Господу. Так делай при каждом приношении вола, и овна, и агнца из овец или коз; по числу жертв, которые вы приносите, так делайте при каждой, по числу их. Всякий туземец так должен делать это, принося жертву в приятное благоухание Господу. И если будет между вами жить пришелец или кто бы ни был среди вас в роды ваши и принесёт жертву в приятное благоухание Господу, то и он должен делать так, как вы делаете; для вас, общество Господне, и для пришельца, живущего у вас, устав один, устав вечный в роды ваши: что вы, то и пришелец да будет пред Господом. Закон один и одни права да будут для вас и для пришельца, живущего у вас» (15:1–16).
Стихи 1–3. И сказал Господь Моисею, дав ему указания, которые нужно было соблюдать сынам Израилевым, когда они войдут в землю обетованную: «Когда вы войдёте в землю вашего жительства, которую Я даю вам, [вы] будете приносить жертву… закалываемую».
Эти указания касались, как сказано в НРП, приношений «огненных жертв Господу» (см. «Приношения», с. 12). Таким образом, Израиль получил заверение, что, несмотря на сорокалетнюю задержку, народ все-таки войдет в Ханаан. Упоминаются следующие жертвы:
1. Всесожжение, когда сжигалось все животное целиком.
2. Два вида мирных жертв, по усердию и во исполнение обета, при которых часть животного сжигалась на жертвеннике, а часть съедалась священниками и жертвователями. (В данном отрывке не упомянут третий вид мирной жертвы — «жертва благодарности» или «благодарственное приношение» [см. Лев. 7:15; 2 Пар. 29:31]. Предположительно, он тоже охватывался данными правилами).
3. Жертвы в праздники, то есть в связи с израильскими праздниками.
Стихи 4–10. Указания требовали приношения от хлеба пшеничной муки, смешанной с елеем, плюс вина для возлияния при каждой закалываемой жертве.
«Приношение от хлеба», выступавшее в качестве жертвы всесожжения, сжигалось на жертвеннике вместе с животным, к которому оно прилагалось. Неизвестно, выливалось «вино для возлияния» при жертве всесожжения на животное или на подножие жертвенника. Милгром считает, что хлеб и вино в дополнение к мясу животного, приносимого на жертвеннике, было эквивалентом полного обеда. Чем больше животное, тем больше должно было быть приношение хлеба и вина. В 15:4–10 приводится количественная конкретизация для агнца, овна [барана] и вола.
Слова «ефа» в оригинальном еврейском тексте нет, но его подсказывает контекст. Она составляла «от 1,5 до 2,5 пека, или от трех восьмых до двух третьих бушеля» (Девер), или около трех литров. Гин — это египетская мера жидкости, составлявшая около 0,5 л. Израильский гин был чуть меньше 4 л. Таким образом, 1/4 гина составляла приблизительно один литр.
Отрывок завершается выводом: израильтяне должны исполнять эти требования, чтобы их приношения были «в приятное благоухание Господу» (см. 15:13, 14, 24) — то есть чтобы их приношения были угодны Богу.
Стихи 11–13. Еще два факта подчеркиваются в отношении этих правил. Они должны соблюдаться при каждой закалываемой жертве, включая совершаемые добровольно, а не только по необходимости: «при каждом приношении вола, и овна, и агнца из овец или коз». Это предпочтительное толкование стиха 12: «по числу жертв, которые вы приносите, так делайте при каждой, по числу их». Закон требовал определенных жертвоприношений, но оставлял за поклонником право по своему усмотрению приносить другие дары в знак особой благодарности Богу. Стих учит, что поклоняющийся должен был следовать данным указаниям при любом жертвоприношении, которое он совершал. Этим правилам должен был следовать каждый израильтянин (всякий туземец). Как и в 15:2, слова стиха 13 предвосхищали то время, когда израильтяне поселятся в земле обетованной и будут считаться ее «туземцами», то есть коренным населением.
Стихи 14–16. А что нужно было делать тому, кто не был «туземцем»? Бог сказал: «И если будет между вами жить пришелец… то и он должен делать так, как вы делаете». «Пришелец» (гер), кочевавший с Израилем и приносивший жертвы вместе с ним, был обязан соблюдать те же правила, что и израильтянин, ибо закон одинаково касался как израильтянина, так и любого другого, который будет жить между ними; для обеих групп устав был один. Этих иноплеменников — язычников, которые, как предполагается, обратились в иудейскую веру, нельзя было считать гражданами второго сорта. У них были те же права и обязанности, что и у израильтян. Бог сказал: «Закон один и одни права да будут для вас и для пришельца, живущего у вас».
«Пришельцы», чтобы участвовать в Пасхе, должны были совершить обрезание, то есть стать прозелитами иудейской веры (Исх. 12:48). Хотя обычно считается, что для всех приношений правило было одним и тем же, не исключено, что тем, кто еще не совершил обрезание, чье обращение было неполным, разрешалось приносить все жертвы, о которых говорится в Чис. 15, за исключением приносимых в Пасху.
ПРИНОШЕНИЕ «ОТ НАЧАТКОВ ТЕСТА»
«И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: когда вы войдёте в землю, в которую Я веду вас, и будете есть хлеб той земли, то возносите возношение Господу; от начатков теста вашего лепёшку возносите в возношение; возносите её так, как возношение с гумна; от начатков теста вашего отдавайте в возношение Господу в роды ваши» (15:17–21).
Стихи 17–21. Бог заблаговременно дал особые повеления народу, которые они должны будут исполнять, когда войдут в землю и будут есть хлеб той земли — то есть когда поселятся в Ханаане. Эти указания относительно жертвоприношений предполагали, что люди будут жить не в шатрах, а в домах, и собирать урожаи. Когда это произойдет, они должны будут возносить возношение Господу (15:19). В Совр. пер. сказано: «отдавайте часть этой еды в приношение Господу». Согласно стиху 20, нужно было жертвовать от начатков теста. Термин «начатки» (решит) означает нечто имеющее приоритет по времени («начало») или по важности («начальник»). Оно употребляется в значении самой первой порции зерна, вина, оливкового масла и шерсти, которую нужно было посвятить Господу (Втор. 18:4). Не совсем ясна картина относительно слова арисах, переведенного как «тесто». В НРП оно переведено «мука от первого помола», а в РБО — «первая выпечка из муки нового урожая». «Начатки теста» состояли из лепешки, которую нужно было отдавать в возношение Господу в роды их (15:21).
В РБО стих переведен так: «Подносите в дар Господу лепёшку первой выпечки из муки нового урожая — делайте это как подношение с гумна». Смысл такой, что, когда Израиль начнет пользоваться плодами оседлой жизни и станет печь хлеб из собранного зерна, то всякий раз, когда люди будут печь хлеб, одну «лепешку» они должны будут откладывать для Бога. Такое приношение следовало делать во все время их проживания в земле. Трудно проследить, как исполнялось это повеление, но поскольку «лепешку» было велено отдавать «Господу», то можно предположить, что ее отдавали священникам и/или левитам у скинии.
Это повеление расширяет ранее изложенные требования. Прежде народу было велено отдавать Богу часть «сырья», произведенного на земле, — от зерна и скота. Этот же закон указывает, что «дары первых плодов» следовало приносить не только от первого созревшего урожая земли, но также и от первого обработанного… то есть обмолоченного зерна, нового вина, нового оливкового масла, фруктовой патоки, дрожжевых продуктов и, как сказано здесь, теста для хлеба (Чис. 18:12). Богу полагалось отдавать не только часть плодов земли, но также часть плода кухни (и расширительно — плод ручного производства). Ему принадлежали, помимо первых плодов «сырья», еще и первые плоды «произведенного продукта».
ПРИНОШЕНИЯ ЗА ГРЕХИ ПО НЕВЕДЕНИЮ
«Если же преступите по неведению и не исполните всех этих заповедей, которые изрёк Господь Моисею, всего, что заповедал вам Господь через Моисея, от того дня, в который Господь заповедал вам, и впредь в роды ваши, то, если по недосмотру общества сделана ошибка, пусть всё общество принесёт одного молодого вола во всесожжение, в приятное благоухание Господу, с хлебным приношением и возлиянием его, по уставу, и одного козла в жертву за грех. И очистит священник всё общество сынов Израилевых, и будет прощено им, ибо это была ошибка, и они принесли приношение своё в жертву Господу, и жертву за грех свой пред Господом, за свою ошибку. И будет прощено всему обществу сынов Израилевых и пришельцу, живущему между ними, потому что весь народ сделал это по ошибке. Если же один кто согрешит по неведению, то пусть принесёт козу однолетнюю в жертву за грех; и очистит священник душу, сделавшую по ошибке грех пред Господом, и очищена будет, и прощено будет ей. Один закон да будет для вас, как для коренного жителя из сынов Израилевых, так и для пришельца, живущего у вас, если кто сделает что по ошибке» (15:22–29).
В части, относящейся к теме греха, инструкции касаются грехов, совершённых «по неведению», «по недосмотру общества». Бог дал указания не только относительно приношений за неумышленные грехи, совершённые всем обществом (15:22–26), но также и за грехи отдельных людей (15:27–29).
Стихи 22–24. В первом случае эти грехи представляли собой неисполнение обществом «всех этих заповедей, которые изрёк Господь Моисею». Это грехи, совершённые по неведению или по недосмотру общества. После признания такого греха общество должно было «принести одного молодого вола во всесожжение… с хлебным приношением и возлиянием его, по уставу, и одного козла в жертву за грех».
Что значит грешить «по неведению», или «по недосмотру»? В Совр. пер. переведено «допустить ошибку», «если вы ошиблись»: «…если вы ошиблись и забыли исполнить все эти заповеди…» Вероятно, в идею греха «по неведению» следует также включить грех «в момент слабости», поскольку в книге Левита обман, кража и ложь включены в число грехов, которые могли быть искуплены и прощены (см. Лев. 6:1–7). Такой грех совершается по незнанию или под влиянием момента, неумышленно, без предварительного обдумывания. Разница между неумышленным и умышленным грехом иллюстрируется законами об убийстве (Исх. 21:12–14). Убивший человека подлежал казни (Исх. 21:12); но если он не планировал убить, то мог убежать в город-убежище и избежать такого приговора (Исх. 21:13). Но если он «с намерением умертвил ближнего коварно», то его казнили немедленно (Исх. 21:14; см. Чис. 35:16–34).
Другой возможный пример разницы между грехом «с намерением» и «по недосмотру» находится в Лев. 10. В Лев. 10:1–3 Надав и Авиуд были убиты Господом и им не была предоставлена возможность покаяться или принести искупительную жертву, потому что они «принесли пред Господом огонь чуждый». В Лев. 10:16 Моисей обнаружил, что козел жертвы за грех был полностью сожжен, а не съеден «на святом месте», как требовалось. Священники, виновные в этом недосмотре (Елеазар и Ифамар) не были убиты (Лев. 10:16–20). Почему? Наверное, потому, что их грех был неумышленным — ошибкой, — а не дерзким своевольным грехом, как тот, что совершили Надав и Авиуд.
Стихи 25, 26. «И очистит священник всё общество сынов Израилевых, и будет прощено им». Прощение было возможно, потому что они совершили ошибку — в противоположность открытому неповиновению — и принесли положенные жертвы. Такой же грех прощался и пришельцу, жившему среди израильтян.
В Лев. 4 и 5 тоже описываются законы о жертвах за неумышленные грехи; грехи, данные в Чис. 15, дополняют те, что были даны ранее. Ричард Бойс поясняет: «В Чис. 15 нет ничего такого, что уже не было в том или ином смысле освещено: приношения в общем (Лев. 1—7); включение живших среди [израильтян] пришельцев в праздничное поклонение (Чис. 9:14); приношение первых плодов (Лев. 23:9–14); грехи «по неведению» и «дерзкой рукой» (Лев. 5:14—6:7); запрет зажигать огонь в субботу и, соответственно, предварительное собирание для него хвороста (Исх. 35:3); и нужные нити для одежды» (Лев. 19:19).
Стихи 27–29. Аналогичным образом, когда человек грешил по неведению, делал что-то по ошибке, он должен был принести козу однолетнюю в жертву за грех. Тогда очистит священник душу его, и прощено будет ей. Снова обратите внимание: для пришельца существовал тот же закон, что и для жителя.
Эти законы о грехе «по неведению» демонстрируют несколько важных принципов:
• Бог хотел, чтобы Его народ исполнял все Его законы.
• Нарушение любого закона Божьего было грехом.
• Если неисполнение было «по неведению», «по ошибке», неумышленное, по недосмотру, тогда нарушитель мог быть прощен.
• Прощение зависело от предписанных жертвоприношений, на основании которых священник мог совершить очищение.
• Законы, относившиеся к израильтянам, относились также и к жившим среди них пришельцам.
НИКАКОГО ПРИНОШЕНИЯ ЗА УМЫШЛЕННЫЕ ГРЕХИ
«Если же кто из туземцев или из пришельцев сделает что дерзкой рукой, то он хулит Господа: истребится душа та из народа своего, ибо слово Господне он презрел и заповедь Его нарушил; истребится душа та; грех её на ней» (15:30, 31).
Стихи 30, 31. Внимание смещается, переходя от неумышленных грехов к умышленным: «Если же кто… сделает что дерзкой рукой, то он хулит Господа: истребится душа та из народа своего». В связи с этим отрывком возникает несколько вопросов.
Какой грех делается «дерзкой рукой»? Это почти дословный перевод. В Совр. пер. сказано «если человек согрешит, зная, что грешит», в РБО — «совершил грех умышленно», в НРП — «грешит дерзко». Ясно, что в этом случае грешник знает, что делает что-то неправильно, но все равно демонстративно, сознательно — или, говоря языком судопроизводства, «с заранее обдуманным злым умыслом» — поступает именно так. Под таким грехом, наверное, не подразумевался никакой конкретный грех. Например, Бог не указывал только на грех богохульства. (А всякий сознательный грех — богохульство!) Речь идет о любом грехе, совершённом намеренно, сознательно.
Насколько суровыми были последствия сознательного греха? Такого грешника полагалось «истребить… из народа своего». Это наказание иногда толкуют как изгнание, отлучение. В Совр. пер. сказано: «Но если человек грешит, зная, что грешит, то тот человек против Господа и должен быть изгнан из среды своего народа». Однако последующий пример, похоже, указывает на то, что «истребить» означало предать смерти.
Можно ли было за такие грехи принести какую-либо жертву? Пожалуй, самый важный аспект этого отрывка — то, о чем он умалчивает: в главе о жертвах ничего не говорится о жертве за грехи, сделанные «дерзкой рукой». Никакие жертвы не предусматривались за такие грехи; они были, можно сказать, непростительными. Грех души дерзкого грешника остается на ней. Наказанием за подобные грехи была смерть. Автор Послания к евреям применил этот принцип к христианам, сказав: «Ибо если мы… произвольно грешим, то не остаётся более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня» (Евр. 10:26, 27).
Почему предумышленные грехи заслуживали такого радикального наказания? Согрешивший «дерзкой рукой» был виновен в том, что «он хулит Господа»; «ибо слово Господне он презрел и» намеренно «заповедь Его нарушил». Потому неудивительно, что Бог не пожелал прощать такие грехи и приговорил нарушителя закона к смерти!
Можно спросить, как закон о грехе «дерзкой рукой» и грехе «по неведению» был применен к греху, который Израиль совершил только что. Можно утверждать, что Израиль, хоть и виновный в умышленном грехе, не был «истреблен», то есть народ не прекратил свое существование. Одно возможное объяснение этому — что Бог имеет право нарушать Свои правила. В данном случае Он по Своей милости и по причине обещания Аврааму не привел в исполнение приговор, которого требовал этот закон. Другое объяснение — что Бог на самом деле действовал по Своим правилам: после сознательного, дерзкого греха Израиля Он осудил виновное поколение на смерть в пустыне и не дал им никакого шанса искупить свой грех. Поэтому их попытка завоевать Ханаан собственными силами оказалась безуспешной.
ПОБИВАНИЕ КАМНЯМИ НАРУШИВШЕГО СУББОТУ
«Когда сыны Израилевы были в пустыне, нашли человека, собиравшего дрова в день субботы; и привели его нашедшие его собирающим дрова к Моисею и Аарону и ко всему обществу; и посадили его под стражу, потому что не было ещё определено, что должно с ним сделать. И сказал Господь Моисею: должен умереть человек этот; пусть побьёт его камнями всё общество вне стана. И вывело его всё общество вон из стана, и побили его камнями, и он умер, как повелел Господь Моисею» (15:32–36).
Стихи 32–34. Закон о предумышленном грехе иллюстрируется рассказом о случае, произошедшем, «когда сыны Израилевы были в пустыне». В то время «нашли человека, собиравшего дрова в день субботы» в прямое нарушение закона о субботе. Нашедшие привели его «к Моисею и Аарону и ко всему обществу и посадили… под стражу», пока не было решено, «что должно с ним сделать».
Стихи 35, 36. Тогда Господь сказал Моисею, что нарушителя должно казнить все общество: «Должен умереть человек этот; пусть побьёт его камнями всё общество вне стана». Вследствие этих слов его вывели из стана, куда вышел и весь народ, и побили «его камнями, и он умер, как повелел Господь Моисею».
Если Закон уже предписывал наказание смертью за нарушение субботы (Исх. 31:12–17; 35:1–3), то почему люди не знали, какое следует назначить наказание человеку, обвиненному в нарушении субботнего дня? Бог велел наказывать смертью за нарушение субботы того, кто будет работать в седьмой день, но что составляло «работу»? Закон гласил, что в субботу запрещалось разводить огонь, но не говорил, что запрещено собирать хворост, потому что это тоже «работа». Израиль нуждался в разъяснении этого момента, и Бог дал его. С тех пор Израиль знал не только то, что нарушение субботы считается грехом, наказуемым смертью, но и то, что собирание дров также является работой и потому нарушением закона о субботе. И еще они поняли, что делать такое сознательно — значит совершать умышленный грех, который нельзя загладить никакой жертвой. Уолтер Ригганс перечисляет преступления, по Закону наказуемые смертью: «Согласно Ветхому Завету, существует одиннадцать преступлений, наказуемых побиванием камнями: идолослужение (Втор. 17:2–7), подстрекание к идолослужению (Втор. 13:6–10), принесение в жертву детей (Лев. 20:2–5), пророчество во имя иного бога (Втор. 13:1–5), вызывание духов умерших и ворожба (Лев. 20:27), богохульство (Лев. 24:15–16), нарушение субботы (здесь), убийство, причинённое волом (Исх. 21:28–29), прелюбодеяние (Втор. 22:22 и дал.), непокорный сын (Втор. 21:18 и дал.), нарушение Божьего запрета относительно посвящённой Ему добычи (Иис. Н. 7:25)».
КИСТИ ПАМЯТИ
«И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им, чтобы они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти; и будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни, и исполняли их, и не ходили вслед сердца вашего и очей ваших, которые влекут вас к блудодейству, чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы пред Богом вашим. Я Господь, Бог ваш, Который вывел вас из земли египетской, чтобы быть вашим Богом: Я Господь, Бог ваш» (15:37–41).
Стихи 37, 38. Согласно заключительному повелению в этой главе от израильтян требовалось, «чтобы они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их» (Втор. 22:12). В кисти, которые на краях, нужно было вставлять нити из голубой шерсти. Голубой был одним из трех особых цветов, которые использовались в разных частях скинии (Исх. 26:1, 4, 31, 36; 27:16) и в одежде первосвященника (Исх. 28:5, 6, 8, 15, 28, 31, 33, 37). Пояснений к этому цвету нет нигде. Эшли считает, что «он был знаком царского достоинства. Царем Израиля был Яхве. Поэтому голубым цветом помечалось то, что принадлежало, главным образом, Ему». Стихи 39–41. Кисти предназначались для того, чтобы люди, «смотря на них, вспоминали все заповеди Господни, и исполняли их, и не ходили вслед сердца [своего] и очей» своих. В прошлом их похоти влекли их к блудодейству. А в будущем необходимо, чтобы они помнили и исполняли все Божьи заповеди и были святы пред Ним. Бог привел простую причину, почему Израиль должен повиноваться: «Я Господь, Бог ваш, Который вывел вас из земли египетской, чтоб быть вашим Богом: Я Господь, Бог ваш». Израиль должен был помнить, что нужно исполнять повеления Бога, потому что этого требовала Его природа, потому что Он так много сделал для Израиля и потому что у Него с Израилем были особые отношения.
> ПРЕДЫДУЩИЙ УРОК
> СЛЕДУЮЩИЙ УРОК
#Числа #ВсеПроповеди #Иудаизм
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев