“Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим. Итак, быв провожены церковью, они проходили Финикию и Самарию, рассказывая об обращении язычников, и производили радость великую во всех братиях. По прибытии же в Иерусалим они были приняты церковью, Апостолами и пресвитерами, и возвестили всё, что Бог сотворил с ними и как отверз дверь веры язычникам. Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедывать соблюдать закон Моисеев. Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела. По долгом рассуждении Пётр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали; и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасёмся, как и они. Тогда умолкло всё собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников. После же того, как они умолкли, начал речь Иаков и сказал: мужи братия! послушайте меня. Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Своё. И с сим согласны слова пророков, как написано: «Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю её, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Моё, говорит Господь, творящий всё сие». Ведомы Богу от вечности все дела Его. Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от осквернённого идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу. Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, именно: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями, написав и вручив им следующее: «Апостолы и пресвитеры и братия — находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться. Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали, то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом, человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа. Итак, мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно. Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного, и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы». Итак, отправленные пришли в Антиохию и, собрав людей, вручили письмо. Они же, прочитав, возрадовались о сём наставлении” (15:1-31).
Я ехал вперед, думая о том месте, куда еду, и не обращая внимания ни на что вокруг, как вдруг - бац - машина на что-то налетела, и меня подбросило так, что голова стукнулась о крышу машины. Собравшись с мыслями, я понял, что нахожусь перед школой и что власти поставили на улице ограничитель скорости (т.н. “лежачий полицейский”), чтобы машины замедляли ход во избежание несчастных случаев. То, что я почувствовал, наткнувшись на ограничитель скорости, можно сравнить с чувством, которое я испытал, когда дошел до главы 15 книги Деяний. Павел был еще только в самом начале своих миссионерских путешествий, и мне рисовались картины его будущего маршрута - экзотические, неизведанные места и он, проповедующий там евангелие. А вместо этого - бац - Лука заставляет все со скрежетом остановиться, чтобы рассказать о церковных волнениях, о ссоре, которая ко мне (как я думал) не имеет никакого отношения.
Прошли годы, и я теперь по-другому смотрю на Деян. 15. События первой части этой главы теперь представляются мне исключительно важными - недаром Лука отвел им столько места. Не были бы эти “волнения” погашены, не было бы и дальнейших миссионерских путешествий! Теперь я понимаю, что это разногласие имело самое прямое отношение ко мне - и к моему спасению. В своей жизни я видел много “проблем”, сотрясавших церковь, но они бледнеют рядом с вопросом, поднятым в Деян. 15.
В конце главы 14 Павел и Варнава, полные радостного волнения, вернулись из своего первого миссионерского путешествия. Они с восторгом рассказывали, как Господь “отверз дверь веры язычникам” (14:27): языческие общины установлены в Антиохии Писидийской, Иконии, Листре и Дервии (14:20, 21, 23), и многие язычники стали христианами (14:1, 21)! Павел и Варнава показали, что язычники в отдаленных местах были восприимчивы к Слову! Грешный мир ждал; большой урожай душ был неизбежен! Конечно, каждый христианин возрадуется! К сожалению, не все были рады тому, что Господь “отверз дверь веры язычникам”. Прошло совсем немного времени, и в Антиохии появились люди, вознамерившиеся захлопнуть эту дверь. В этом уроке я хочу показать тех, кто захлопывал дверь веры в Деян. 15, а также тех, кто захлопывает эту дверь в наши дни.
Прежде, чем перейти к нашему тексту, необходимо упомянуть, что мы можем встретить другое описание той же дискуссии в Послании к Галатам. Традиционная точка зрения консервативных ученых состоит в том, что в Гал. 2:1-10 рассказывается о тех же событиях, что и в Деян. 15:1-35. Как высказался один автор, “В двух повествованиях те же люди поднимаются в то же время с того же места с той же целью вследствие вмешательства тех же возмутителей, и с теми же результатами”. При сопоставлении двух описаний возникают сложности, но они существуют независимо от того, куда поместить события из жизни Павла, описанные в Гал. 2. Поскольку в обоих отрывках рассказывается об аналогичных случаях, если вообще не об одном и том же событии, мы при изучении Деян. 15 воспользуемся некоторыми подробностями из Гал. 2.
ВЧЕРАШНИЕ ЛЮБИТЕЛИ ЗАХЛОПЫВАТЬ ДВЕРЬ
Конфликт (15:1-3)
В течение “немалого времени”, когда Павел и Варнава трудились в Антиохии после своего первого путешествия (14:28), вести о совершенных ими делах, по-видимому, достигли Иерусалима - и встревожили некоторых иудеев. Примерно десятью годами ранее, когда Петр обратил семью Корнилия, в Иерусалиме ставился вопрос о правомерности распространения евангелия среди язычников, и тогда он, как мы знаем, был решен (11:1-18). Когда в Антиохии Сирийской была установлена община, состоявшая преимущественно из язычников, иерусалимская церковь даже послала им в помощь Варнаву (11:20-22), фактически благословив его работу.
Действия Павла и Варнавы, однако, пробудили прошлые страхи. Стало очевидно, что язычники несравнимо восприимчивее иудеев, а на каждого иудея в мире приходилась не одна тысяча язычников. Многие боялись, что церковь будет поглощена язычниками - с их языческой культурой, языческим образом мышления, языческими традициями - и такая перспектива вовсе им не улыбалась! Они считали, что язычников следовало сначала основательно наставить в вероучении и дать правильную ориентацию, и только потом принимать их в братство.
Для некоторых решение было очевидным: от язычников требовалось то, что и всегда: им нужно было стать иудеями! Закон Моисея сгладит все острые углы и шероховатости язычников, и тогда совестливые, законопослушные иудейские христиане смогут переносить их присутствие.
Ясно, что иудеи начали исправлять “нанесенный вред” с центра, откуда шла евангелизация язычников, - с антиохийской общины, пославшей Павла и Варнаву. Мы читаем: “Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев [в Антиохии]: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись” (15:1).
Посмотрите, кто пришел: “некоторые... из Иудеи” - более конкретно, из Иерусалима (ст. 2-4). Это были, вероятно, те, кто упомянут в стихе 5 как “некоторые из фарисейской ереси уверовавшие”. Впервые нам говорится, что и другие фарисеи, помимо Павла, стали христианами. Мы можем удивиться тому, что они стали христианами, но нас не удивляет, что они “заняли неверную позицию в важном вопросе”. Принимая во внимание религиозное прошлое фарисеев, легко представить их зачинщиками движения за беспрекословное соблюдение закона. Придя в Антиохию, они, вероятно, провозгласили себя официальными представителями иерусалимской церкви (ст. 24). В любом случае, тот факт, что они были из Иерусалима (который по-прежнему служил отправной базой работы Двенадцати), придавало их миссии дополнительный вес.
Далее заметьте, чему они учили: “Если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись”. Обряд обрезания был главной частью Божьего завета с Авраамом за две тысячи лет до того (Быт. 17:10-14, 23-27). Однако иерусалимские мужи связали обрезание не с Авраамом, а с Моисеем, чей закон был дан израильтянам через пятьсот лет после завета с Авраамом. Они не просто добивались, чтобы язычники подвергли себя обрезанию; их цель состояла в том, чтобы обратить язычников в иудейскую религию и заставить подчиниться всему Закону. В стихе 5 мы читаем: “Тогда восстали некоторые из фарисейкой ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедывать соблюдать закон Моисеев”.
Эти люди не говорили, что было бы хорошо, если бы язычники изучили Закон, они не излагали свои соображения относительно ценности подчинения Закону - они учили необходимости перехода в иудейство. Они говорили язычникам в Антиохии: “Если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись”. Они знали, что если бы обрезание было по желанию, то не многие язычники подвергли бы себя ему. Поэтому они учили, что спасение неотделимо от обрезания!
Павел и Варнава сразу увидели суть их учения: это была прямая атака на ту работу, которую они проделали среди язычников - в частности, на то, что они принимали язычников на основе их веры в Иисуса, не требуя от них становиться также и иудеями-прозелитами. Миссионеры понимали, что такая позиция ложна. Они также видели далеко идущие последствия этого учения: если бы оно было принято, то христианство было бы ни чем иным, как “новым и усовершенствованным вариантом” иудаизма. Пришедшие из Иерусалима были решительно настроены захлопнуть дверь веры, открытой язычникам, и, открыв дверь подчинения Моисееву закону, пригласить: “Если вы хотите стать христианами, то вам следует войти в эту дверь и вначале стать иудеями”. Павел и Варнава знали, что эта зараза могла распространиться по всем церквам, которые они установили. Это была ересь, и с ней надо было покончить. Поэтому мы читаем, что Павел и Варнава имели с ними “разногласие и немалое состязание” (ст. 2).
Если в Гал. 2:1-10 говорится о том же случае, то Павел описывает пришедших в Антиохию, как: “вкравшихся лжебратиев, скрытно приходивших подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас” (Гал. 2:4). Обратите внимание на противопоставление слов “свобода” и “поработить”: “наша свобода, которую мы имеем во Христе Иисусе” и “поработить нас”. Павел и Варнава принесли свободу язычникам; иудействующие же учителя (или иудаисты, как их часто называют) хотели вернуть их обратно в рабство Закона.
Павел противостоял лжеучителям, как вдохновленный свыше апостол, и это должно было бы уладить вопрос. Однако Павел не был одним из первых двенадцати апостолов, и потому некоторые христиане не поверили, что его слова имеют такую же силу, как и учения других апостолов. Возможно также, что в Антиохии Павел испытывал на себе синдром “пророка в своем отечестве” (Ин. 4:44). Как бы ни рассуждали братья в Антиохии, они “положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим” (Деян. 15:2). Среди “некоторых других” был, вероятно, и молодой человек по имени Тит (Гал. 2:3).
Совещание (15:4-21)
По прибытии в Иерусалим “они были приняты церковью, Апостолами и пресвитерами, и возвестили всё, что Бог сотворил с ними” (15:4). Церкви в Антиохии Павел и Варнава доложили “всё, что сотворил Бог с ними” (14:27), чтобы прославить Бога. На этот раз они рассказывали, “что сотворил Бог с ними” не просто для того, чтобы прославить Бога; их цель состояла в том, чтобы показать, что Бог одобрил их миссию среди язычников.
И тут же “восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедывать соблюдать закон Моисеев” (ст. 5). Если в Гал. 2 рассказывается о том же путешествии, то они даже пытались силой заставить Тита, христианина из язычников, совершить обряд обрезания (вероятно, они не хотели пускать его на свои собрания, пока он не сделает этого), но Павел не хотел и слышать об этом (Гал. 2:3).
Суть вопроса была ясна, разделяющие линии - проведены. В уроке “Когда возникает спор, не надо паниковать” мы подробно обсудим ряд последовавших за этим собраний. Сейчас же я бы хотел остановиться на одной речи. В Деян. 15:6 говорится, что “Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела”. Собрание было открытым, “со всею церковью” (ст. 22). “По долгом рассуждении Пётр, встав, сказал...” (ст. 7). Иудействующие учителя, вероятно, подумали, что Петр, воспитанный в духе палестинских иудеев, сочувственно отнесется к их позиции, и, должно быть, очень удивились, услышав, что он на стороне Павла и Варнавы. В своей речи Петр (ст. 7-11) неоднократно возвращался к Корнилию и его семье (Деян. 10; см. также 11:1-18). Петр сказал, что Бог выбрал его, чтобы именно он открыл дверь спасения язычникам, и что Бог не требовал от язычников обрезания и приверженности Моисееву закону, чтобы войти в эту дверь. Доводы Петра были неотразимы:
(1) “И Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого...” (ст. 8). Во второй раз Бог называется Сердцеведцем в Деяниях (см. 1:24). Бог не смотрит на внешний вид, а смотрит на сердце (1 Цар. 16:7). Иудействующие смотрели на внешние характеристики необрезанных язычников и объявляли их непригодными для царства, а Бог взглянул на их сердца и провозгласил, что они подходят так же (если не более), как иудеи!
(2) Бог “не положил никакого различия” между иудеями и язычниками, “верою очистив сердца их” (15:9) - точно так же, как очистил сердца иудейских христиан. Заметьте, что их сердца были очищены “верою”, а не обрезанием и подчинением закону Моисееву. Корнилию Петр сказал: “Бог нелицеприятен” (10:34); этим же людям он сказал, что “Бог не положил никакого различия”. Как иудеи в день Пятидесятницы (2:37, 38), так и Корнилий со своим домом (10:43, 48) должны были уверовать и креститься.
(3) Пытаясь навязать обрезание язычникам, иудействующие “искушали Бога” (ст. 10). Приверженцы Моисеева закона считали, что их спор был с Павлом и Варнавой, хотя на самом деле они ставили под сомнение Божий суд и испытывали Его терпение!
(4) Пытаясь навязать соблюдение закона язычникам, они хотели “возложить на выи учеников иго” (ст. 10), которого не смог вынести ни один иудей. Всякий честный иудей должен был признать, что, как бы он ни любил Моисеев закон (Пс. 118:97), ему никогда не удавалось выполнить его требования. (Следует понимать, что виноват был не закон, а неспособность человека совершенным образом исполнять все его требования. Вот почему нас спасает благодать, а не закон. Единственным, Кто в совершенстве исполнил закон, был Иисус Христос). День за днем бремя вины на его душе возрастало, пока он не изнемогал и не был готов совсем опустить руки. По сути Петр спросил: “Почему вы хотите возложить этот расплющивающий душу груз на кого-то еще?”
(5) Последние слова Петра были самыми сильными: “Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасёмся, как и они” (ст. 11). Подчеркните слова “мы... благодатию Господа Иисуса Христа спасёмся”. Мы спасаемся благодатью - незаслуженной милостью Господней, и это единственный путь, который ведет нас к спасению! Иудеи не могли в совершенстве соблюдать Моисеев закон; мы с вами не можем в совершенстве соблюдать какой бы то ни было закон вообще (Рим. 3:23). Если мы не спасемся благодатью, мы не спасемся вовсе. Обратите внимание, как необычно Петр подчеркнул, что как иудеи, так и язычники спасены благодатью. Можно было бы ожидать, что он скажет: “Они спасутся благодатью точно так же, как и мы”. А он сказал: “Мы... благодатию Господа Иисуса Христа спасёмся, как и они”. Другими словами, “Бог установил, чтобы язычники спаслись благодатью, а не соблюдением Моисеева закона; и если мы, иудеи, хотим спастись, нам нужно усвоить, что нас тоже спасет благодать, а не соблюдение закона!”
После выступления Петра Павел и Варнава рассказали, как Бог благословил их служение. И в конце стал говорить Иаков - брат Иисуса, почитаемый столпом иерусалимской церкви (Гал. 2:9). Иудействующие учителя, вероятно, думали, что кто-кто, а уж Иаков-то поддержит их дело. И вновь разочарование. Иаков с помощью Писаний наглядно показал им, что Бог предопределил язычникам быть частью Его планов и намерений, и что Бог не провозглашал, что для этого язычники сперва должны стать иудеями. Затем Иаков сказал: “Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников” (15:19). Иными словами: “Нам не следует беспокоить христиан из язычников, обязывая их обрезываться и соблюдать закон Моисеев”!
Утешение (15:22-31)
“Тогда все Апостолы и пресвитеры со всею церковью” приняли рекомендации Иакова (ст. 22) и послали письмо церкви в Антиохии. В письме говорилось, что пришедшие из Иерусалима смутили их, не имея такого поручения (ст. 24). Письмо также недвусмысленно указывало на то, что Бог не требовал от язычников, чтобы они соблюдали обряд обрезания и исполняли Моисеев закон (ст. 28, 29). Когда письмо прочли в церкви в Антиохии, христиане из язычников “возрадовались о сём наставлении” (ст. 31). Иудеи, пытавшиеся захлопнуть дверь, были побеждены, и Божья дверь веры осталась для язычников открытой!
СЕГОДНЯШНИЕ ЛЮБИТЕЛИ ЗАХЛОПЫВАТЬ ДВЕРЬ
Совещание в Иерусалиме не уладило это дело навсегда. Прошло совсем немного времени, и те же любители захлопывать дверь (или их духовные братья) отправились во все концы света, говоря язычникам, что они должны обрезаться и соблюдать Моисеев закон. Многие из ранних писем Павла - особенно к галатам и римлянам - посвящены, главным образом, этой проблеме. К сожалению, духовные отпрыски этих любителей захлопывать дверь веры умножились и живут среди нас по сей день.
Любители захлопывать дверь с позиции закона
Например, сегодня все еще есть такие, кто учит, что христианам нужно соблюдать весь или часть Ветхого Завета. Одна религиозная группа обращается к Ветхому Завету, чтобы найти там оправдание своим святым местам, обособленному священству, каждению, свечам. Другая группа обращается к Исх. 20, чтобы подтвердить свое учение о том, что особым днем богослужения для христиан является седьмой, а не первый день недели. Многие религиозные организации в своем ритуалистическом богослужении, включая использование инструментальной музыки и хоров, исходят из практики Ветхого Завета. Некоторые даже ссылаются на ветхозаветный закон, чтобы оправдать многоженство.
Некоторым из нас бывает даже трудно понять, как иудействующие учителя из Деян. 15 - и сегодняшние законники - могли допустить такую фундаментальную ошибку. С детства некоторые из нас видели простую схему, показывающую, что ветхий завет был пригвожден ко кресту (Кол. 2:14, 16), и что новый завет Иисуса вошел в силу, когда Он умер (Евр. 9:16, 17). Что может быть легче для понимания?
Что касается иудействующих учителей в Деян. 15, мы должны помнить, что Послания к Галатам и к Римлянам еще не были написаны, и что иудейские христиане были в переходном периоде понимания ими того места, которое занимал закон Моисеев. С другой стороны, если говорить о сегодняшних приверженцах закона, то следует просто отметить, что им нужно тщательно изучить письма Павла. В своем письме галатам Павел подчеркивал, что закон исполнил свою роль, и что мы больше не находимся под его властью (Гал. 3:16, 19, 24, 25). В Послании к Римлянам Павел написал, что “делами закона не оправдается перед Ним никакая плоть” (Рим. 3:20), а в своем письме ефесской церкви он просто сказал: “Благодатию вы спасены” (Еф. 2:8).
Любители захлопывать дверь с позиции предания (традиции)
Люди, пытающиеся навязать закон Моисея, - не единственные, кто пытается захлопнуть дверь, ведущую к духовной свободе. Упоминание о фарисеях в Деян. 15 напоминает нам о том, что фарисеи сочинили свое предание, следование которому они считали таким же обязательным, как и следование Писаниям. Это о фарисеях Иисус сказал: “Связывают бремена тяжёлые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям...” (Мф. 23:4).
В самих традициях не обязательно заложено что-то плохое. У многих из нас есть семейные традиции, дающие корни нашим семьям. В Господней церкви могут существовать традиционные способы работы и поклонения, если эти методы не нарушают Писаний. Однако приравнивание традиций к Писанию и попытка навязать наши традиции другим осуждается, ибо так сказал Иисус в Мф. 15:9: “Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим”.
Религиозный мир в настоящее время полон символов веры, сочиненных людьми и обязательных для той или иной части общества. Некоторым это нравится. Они чувствуют себя в безопасности, когда другие говорят им, что делать и что думать. Говорят, “рабство дает определенную безопасность”. Я молюсь однако, чтобы никто из нас не променял свою свободу во Христе на цепи человеческих догм. Павел писал: “Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства” (Гал. 5:1).
Следует особо предупреждать людей в тех частях мира, которые только открываются для евангелия (см. 20:28-31). Я знаю из опыта собственной миссионерской работы: как только устанавливается новая Господня церковь, и дела в ней начинают идти хорошо, тут же находятся люди, которые приходят, чтобы “подсмотреть за нашею свободою, которую мы [молодые христиане] имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас” (Гал. 2:4). В Деян. 15 те, кто пришел в Антиохию, пользовались доверием, потому что они были из Иерусалима. Сегодня некоторые полагают, что каждый проповедник должен иметь здравое учение (2 Тим. 4:3), но, к сожалению, так бывает не всегда. Будьте осторожны с кем бы то ни было, кто пытается навязать церкви правила и ограничения, родившиеся в его буйном воображении, а не полученные от Бога. Во многих практических вопросах христианства мы можем поступать так, как считаем нужным, до тех пор, пока мы не нарушаем основополагающего библейского учения. Не позволяйте никому захлопнуть эту дверь свободы!
Любители захлопывать дверь с позиции добрых дел
Мы не можем завершить урок, не упомянув еще одного типа приверженцев закрытой двери: тех, кто утверждает, что мы спасаемся только делами. Этих бывает труднее всего распознать. В отличие от тех, о которых мы уже упоминали, (1) они подчеркивают, что мы находимся под Новым Заветом, а не Ветхим; (2) они открыто осуждают человеческие традиции; (3) они учат Божьим заповедям, как они выражены в Новом Завете, ничего не прибавляя и не отнимания. Все это мы приветствуем - так где же опасность? Опасность кроется в том факте, что такой “захлопыватель” выпячивает послушание человека так, что благодать Божья уже исключается. Он на место заповедей Ветхого Завета ставит заповеди Нового Завета и провозглашает, что мы будем спасены совершенным соблюдением всего, что заповедано Богом в Новом Завете.
Такая позиция неверна по многим причинам. Во-первых, и что самое главное, она не верна потому, что Библия не учит этому. В своей проповеди в Деян. 15 Петр подчеркнул, что все “мы... благодатию Господа Иисуса Христа спасёмся” (ст. 11). Это предполагает, что язычники не могут спастись, соблюдая закон Моисея. Это также предполагает, что соблюдением закона вообще спастись нельзя. Павел в Еф. 2:8, 9 указывал: “Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар; не от дел, чтобы никто не хвалился”. Это не исключает необходимости послушания Богу (Мф. 7:21-23; Евр. 5:8, 9), но это исключает возможность того, что каждый из нас может заработать свое собственное спасение. Сколько бы мы ни сделали, никогда нельзя ставить это себе в заслугу перед Богом (Лк. 17:10). Спасение - в искуплении, а не приобретении.
Петр сказал, что позиция спасения делами неверна, так как она возлагает “на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы” (Деян. 15:10). И как каждый честный израильтянин должен был признать невозможность совершенного соблюдения закона Моисея, так каждый честный христианин должен признать невозможность совершенного соблюдения заповедей Христа. Даже прилагая все усилия, мы все равно будем срываться (Рим. 3:23; 7:15). Если мы поверим, что Бог спасет нас только тогда, когда мы совершенно покоримся каждой заповеди, то в лучшем случае мы начнем раздражаться, а в худшем нас ждет духовное опустошение. Человек, следующий такому учению, всегда несет на себе бремя вины. “Бедный я человек! - причитает он. - Кто избавит меня..?” (Рим. 7:24) Какое испытываешь облегчение, когда осознаешь, - и именно об этом была речь Петра - что Бог ждет не совершенства в нашей жизни, а веры в нашем сердце (Деян. 15:8, 9)!
Вера, которую хочет видеть Бог, такова, что прежде всего она желает исполнения Божьей воли (Гал. 5:6; Рим. 1:5; Иак. 2:26). Тот, кто рассуждает: “Я не могу спасти себя сам; я спасен благодатью Божьей; поэтому нет необходимости повиноваться Богу”, - не имеет веры ко спасению, и сердце его не праведно пред Богом. Спасение благодатью не снимает необходимости в смирении, но оно освобождает нас от страшного бремени ожидания невозможного от себя - а именно, безгрешной жизни.
Всякий, кто заявляет, что я должен жить совершенной жизнью, чтобы спастись, захлопывают дверь спасения прямо перед моим лицом, ибо хоть я и делаю все, что в моих силах, я остаюсь грешником. Давайте же возблагодарим Бога за то, что Он избавляет нас от тех, кто захлопывает дверь спасения, утверждая, что спасение приходит через дела.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В уроках “Когда возникает спор, не надо паниковать” и “Еще несколько советов о том, как подходить к спорам” мы обратим внимание на то, что, когда у нас возникают разногласия с нашими братьями, иногда нам следует спорить с противником, а иногда и уступить. Если кто-то пытается отобрать у нас нашу свободу во Христе, это как раз тот случай, когда мы должны бороться за истину. Когда лжеучителя пришли в Антиохию с твердым намерением захлопнуть дверь веры, которую Бог открыл перед язычниками, у Павла и Варнавы “произошло разногласие и немалое состязание... с ними” (15:2). Павел сказал, что они “ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась...” (Гал. 2:5).
Днем 1 января 1863 года Уильям Генри Суард, государственный секретарь США, принес Аврааму Линкольну на подпись манифест об освобождении рабов. Линкольн дважды брался за перо, но всякий раз клал его на место. Он сказал Суарду: “Все утро, начиная с 9 часов, я пожимал руки, и сейчас моя правая рука почти парализована. Если моему имени суждено войти в историю, то это случится благодаря этому документу. Если я подпишу его сейчас и моя рука дрогнет, то, когда позже будут изучать этот документ, скажут: «Линкольн сомневался, его души не было в нем». Я не подпишу его до тех пор, пока рука моя не будет уверенной”.
Когда, наконец, его рука перестала дрожать, он взял перо и медленно и твердо подписал документ, провозгласивший, что отныне и навсегда все люди в этой стране свободны.
При изучении совещания в Деян. 15, мы видим, что Петр, Павел, Варнава и Иаков дерзновенно провозгласили, что человек свободен во Христе. Я молюсь, чтобы все, кто пристально следит за тем, как мы живем, видели, что мы провозглашаем духовную свободу с таким же дерзновением!
> ПРЕДЫДУЩИЙ УРОК
> СЛЕДУЮЩИЙ УРОК
#Деяния #ВсеПроповеди
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев