Близ горы Эверест расположено несколько самых великолепных горных вершин в мире — но оттого что Эверест так высок, большинство из нас никогда не слыхали об этих горах. Величие Эвереста затмевает их. Подобным образом, с крестом Иисуса неразрывно связано много необычных чудес: померкло солнце, всколыхнулась земля, разодралась завеса в храме, открылись гробницы и воскресли мертвые святые. Однако из-за исключительности Христовой смерти многие из нас даже и не знают об этих поразительных событиях.
Эти сверхъестественные явления называют “предгорьями Голгофы”. Правильное их понимание еще больше усиливает благоговение перед жертвой Иисуса. Уильям Николсон называет их “цепью знамений вокруг смерти Иисуса Христа, накрепко приковавшей её к одному значению — спасению в вечности”. Я молюсь, чтобы, когда мы будем рассматривать эти “чудеса Голгофы”, наш урок помог всем нам более полно оценить то, что Иисус сделал для нас.
ТЬМА: БОЖЬЕ ПРЕДЗНАМЕНОВАНИЕ (Мф. 27:45, 46; Мк. 15:33; Лк. 23:44, 45)
Что произошло
Нарисуйте в своем воображении, что происходило на Голгофе. С 9 утра и до полудня там можно было наблюдать какое-то действие. Иисус молился за Своих врагов, просил позаботиться о Своей матери, даровал спасение разбойнику и изо всех сил старался дышать. Враги разыгрывали Его одежду и бросали Ему в лицо оскорбления. Другие тоже чем-то занимались: женщины плакали, один из апостолов уводил мать Христа. Затем внезапно сцену окутала тьма, и все замерло: “Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого” (Лк. 23:44, 45; см. Мф. 27:45; Мк. 15:33).
Об этой тьме мы практически ничего не знаем. Не знаем точно, насколько она была полной — хотя я представляю ее себе такой густой, что не видно даже поднесенной к глазам руки. Не знаем, какую территорию она охватила; может быть, только окрестности Иерусалима, а может, даже не одну Иудею. Ранние невдохновенные писания — как христианские, так и нехристианские — указывают, что это явление было известно неверующим и, возможно, даже отражено в римских анналах. (Ориген и Евсевий сообщают, что эту тьму описывал римский историк по имени Флегон. Тертуллиан, ранний апологет христианства, ссылается на запись в римских архивах, в которой упоминалось это событие).
Мы можем знать лишь то, что тьма не была естественным событием. Скептики пытаются объяснить ее солнечным затмением, но на Пасху солнечное затмение в Иудее было невозможно. Другие делают вывод, что небо заволокло тучами или началась песчаная буря, но авторы Евангелий вряд ли бы такое внимание уделили обычному явлению. Есть много причин верить, что тьма была сверхъестественной — включая время ее наступления и воздействие на стоявших вокруг креста.
Что это означало
Я верю, что тьма была Божьим предзнаменованием — знаком того, что людские козни не помешали Богу, что Он продолжал исполнять Свой извечный замысел. Люди просили знамения с неба (Мф. 16:1; Мк. 8:11; Лк. 11:16), и они получили его, но не такое, какого ожидали. Тьма была знамением страдания: агонии Иисуса, которую Он испытал, умирая за нас (1 Кор. 15:3). Она была знамением борьбы — решающей битвы Христа с силами зла (Быт. 3:15; Лк. 22:53; Евр. 2:14). Она была знамением отделения. Когда Иисус расплачивался за наши грехи, Отец оставил Его (см. Мф. 27:46).
Бог накинул черное покрывало на величайшую тайну всех веков: как один Человек мог умереть за грехи миллионов. Кажется справедливым, чтобы время величайшего страдания Иисуса было временем безмолвия — как и мы, в конце концов, замолкаем, неспособные до конца понять, что Он сделал для нас.
ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ: БОЖЬЯ СИЛА (Мф. 27:46, 50, 51, 54; Лк. 23:46; Ин. 19:28, 30)
В конце трехчасовой тьмы Иисус вскричал: “Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?” (Мф. 27:46). В быстрой последовательности с Его уст сошло еще три фразы: “Жажду” (Ин. 19:28); “Совершилось!” (Ин. 19:30) и “Отче! В руки Твои предаю дух Мой” (Лк. 23:46). Затем Он, “опять возопив громким голосом, испустил дух” (Мф. 27:50). Вслед на этим произошло несколько поразительных событий.
Что произошло
Во-первых, произошло землетрясение (см. Мф. 27:54): начала колебаться земля (Мф. 27:51). Мало что наводит такой ужас, как землетрясение, когда твердая, устойчивая земля вдруг уходит из-под ног. Не знаю, скольких баллов достигало это землетрясение по шкале Рихтера, но оно было таким сильным, что раскололись камни (Мф. 27:51) и открылись вырубленные в скале гробы (Мф. 27:52).
Это землетрясение не было вызвано просто ростом давления под земной корой, приведшим к смещению скальных масс по отношению друг к другу. Во времени и воздействии этого явления усматривается Божья рука. Землетрясение совпало с моментом смерти Иисуса (Мф. 27:50, 51), с разрывом завесы в храме (Мф. 27:51) и с выборочным раскрытием отдельных могил (Мф. 27:51, 52). Божье изволение явно прослеживается и в том воздействии, которое оно оказало на переживших его (Мф. 27:54).
Что это означало
Землетрясение было демонстрацией Божьей силы. Когда Бог давал закон на горе Синай, “вся гора сильно колебалась” (Исх. 19:18). Теперь же, когда Иисус исполнил тот закон, земля снова задрожала. Землетрясение продемонстрировало не только Божью силу влиять на природу, но и нечто большее. Оно подтвердило Его силу трогать людские сердца: “Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и всё происшедшее, устрашились весьма и говорили: «Воистину Он был Сын Божий»” (Мф. 27:54). Совпав со смертью Христа, оно также могло быть символическим выражением Божьей силы уничтожить грех.
РАЗОДРАВШАЯСЯ ЗАВЕСА: БОЖИЙ ЗАМЫСЕЛ (Мф. 27:50, 51; Мк. 15:37, 38; Лк. 23:45)
Что произошло
Чтобы стать очевидцами третьего чуда, мы должны спуститься с Голгофы и через городские ворота пройти на юг, к храму. В тот момент, когда Иисус издал Свой последний крик и земля всколыхнулась от землетрясения, в храме произошло нечто чрезвычайное: “И вот, завеса в храме разодралась надвое — сверху донизу” (Мф. 27:51; см. Мк. 15:38; Лк. 23:45).
Чтобы понять значимость этого необычного происшествия, нам необходимо рассмотреть обстановку, а затем и само событие. Иисус умер в час вечерней молитвы: около девятого часа, или в 3 часа дня (Мф. 27:46: см. Деян. 3:1). В это время верные иудеи, мужчины и женщины, собрались во дворе женщин на молитву. Когда они молились, священник пошел в храм воскурить фимиам.
Представьте, что вы тот священник, который в тот день имел счастливую возможность войти в святое место и принести жертву курения. Такая честь могла выпасть только один раз в жизни. С бьющимся сердцем вы подходите к святому месту. Прямо перед вами стоит небольшой жертвенник курения, а за ним — завеса, скрывающая святое святых. Как подсказывает само название, святое святых для вас — самое священное место на земле. (Только первосвященнику позволялось войти в это святилище, и то лишь один раз в году, на праздник очищения; см. Евр. 9:7; Исх. 30:10; Лев. 16:29-34).
Вы идете к золотому жертвеннику, не в силах скрыть восхищения висящей за ним огромной завесой, размером 9 на 9 метров. Вот какие инструкции по изготовлению завесы для скинии получил Моисей: “И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червлёной шерсти и кручёного виссона; искусной работы должны быть сделаны на ней херувимы. И повесь её на четырёх столбах из ситтим, обложенных золотом, с золотыми крючками, на четырёх подножиях серебряных. И повесь завесу на крючках, и внеси туда за завесу ковчег откровения; и будет завеса отделять вам святилище от святого святых” (Исх. 26:31-33).
Когда Соломон строил храм, ему, возможно, были даны аналогичные повеления, поэтому он “сделал завесу из яхонтовой, пурпуровой и багряной ткани и из виссона и изобразил на ней херувимов” (2 Пар. 3:14). Завеса в храме Ирода, наверное, была такой же. Николсон описывает, как могла выглядеть эта гигантская завеса с точки зрения входящего в святое место священника: “Это была ткань затейливой работы. На полотне из «кручёного виссона» бросались в глаза голубой, пурпурный и красный цвета. Из этих трёх цветов... были вытканы херувимы... Это было полотно, [наполненное] идеями жизни и силы, в то же время являвшее собой красоту и славу. Какое сильное впечатление она должна была производить в отблеске золотых подсвечников! Какое благоговение должна была внушать, ограждая от взора скрытую за ней ещё более великую славу. И переданным в вытканных херувимах выражением охраняющей бдительности и силы она говорила спокойно и вместе с тем торжественно: «Ни шагу дальше»”.
Вы отводите взгляд от завесы и готовитесь исполнить свою обязанность. Начинаете сыпать фимиам на огонь жертвенника и вдруг падаете на колени, так как пол храма покачнуло и повело куда-то в сторону. А потом происходит нечто совсем из ряда вон: слышится звук раздираемой ткани. Взглянув вверх, на высоту девяти метров, вы видите небольшой разрыв в середине верхней части завесы. Вы изумленно смотрите, а материал продолжает рваться — вниз, вниз — пока завеса не разрывается надвое и перед вами не открывается таинственный полумрак святого святых! Этого вам не забыть никогда — будет что рассказать внукам!
Критики пытаются объяснить это удивительное событие. “Завеса разорвалась по причине землетрясения”, — говорят они; но их “объяснение” менее чем убедительно. Например, если землетрясение было достаточно сильным, чтобы разорвать свободно висевшую завесу, тогда почему оно не разрушило храм? Кроме того, хотя землетрясение способно разрушить твердые предметы, оно вряд ли повредит кусок материи. “Но, — могут сказать неверующие, — завеса, по всей вероятности, была старой и ветхой, готовой вот-вот рассыпаться”. Если бы это было так, тогда завеса изорвалась бы в клочья, а этого не произошло. Она “разорвалась посередине” (Лк. 23:45). Нет, завеса разорвалась отнюдь не под воздействием естественных сил.
Нельзя также сказать, что это было проявление вандализма со стороны людей. Если бы (по какой-то невообразимой причине) люди и захотели разорвать завесу, они схватили бы ее внизу за два конца, потянули, и она бы разорвалась снизу доверху. В тексте же ясно сказано, что “завеса в храме разодралась надвое — сверху донизу” (Мф. 27:51). Единственный вывод — ее разорвала невидимая сила, рука Самого Бога.
Что это означало
Какой урок (или уроки) мы должны извлечь из этого уникального случая? Разрыв завесы напрямую связан с Божьим замыслом креста. Рассмотрим три урока.
(1) Разрыв завесы возвестил о конце старого соглашения (Ветхого Завета). Это событие совпало со смертью Иисуса, ознаменовавшей собой начало нового соглашения (Нового Завета). Автор Послания к евреям пишет: “Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив” (Евр. 9:16, 17). Смерть Иисуса возвестила о конце старого соглашения (Кол. 2:14) и начале нового.
(2) Как разорвавшаяся завеса открыла путь в святое святых, так и истерзанная плоть Иисуса приблизила Его возвращение в святое святых на небесах. Автор Послания к евреям проводит параллель между святым святых и небесами с одной стороны и между физической завесой и плотью Иисуса с другой. Он пишет: “Итак, братья, имеем дерзновение входить во святилище посредством крови Иисуса Христа, путём новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою” (Евр. 10:19, 20).
(3) Пожалуй, самый поразительный урок разорвавшейся завесы состоит в том, что смерть Иисуса открыла путь к Богу для всех людей. Как отмечалось выше, только первосвященнику позволялось пройти за завесу, в святое святых храма. Когда завесы не стало, другие тоже смогли заглянуть в эту таинственную область и, может быть, даже войти туда. В только что прочитанном отрывке автор ясно сказал, что преграды между Богом и человеком больше нет. Теперь мы с вами имеем “дерзновение входить во святилище [на небесах] посредством крови Иисуса Христа, путём новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою”. Эту мысль автор продолжает в следующих стихах: “И имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем [к Богу] с искренним сердцем, с полной верой” (Евр. 10:21, 22).
Разодранная завеса устранила преграду не только между Богом и человеком, но также между “особыми” священниками и “рядовыми” детьми Божьими (см. 1 Пет. 2:5, 9). Мы бы даже сказали, она возвестила об устранении преград между людьми (см. Еф. 2:14-16). Так давайте же оставим попытки вновь повесить “завесу” на ее прежнее место!
ВОСКРЕСШИЕ МЕРТВЫЕ: БОЖЬЕ ОБЕЩАНИЕ (МФ. 27:51-53)
Что произошло
И вот мы подходим к одному из самых необычных чудес в Библии, хоть и описанных скупыми словами. В Мф. 27 говорится, что, когда “камни расселись” от землетрясения, “гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли, и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святой град, и явились многим” (ст. 51-53). Можно даже сказать, что это два чуда: (1) открылись могилы и (2) воскресли мертвые. Могилы, по всей видимости, открылись в конце пятницы (когда сотряслась земля), но святые воскресли только утром в воскресенье (возможно, примерно в то же время, когда воскрес Иисус). Однако Матфей объединяет эти два события, что сделаем и мы.
Давайте внимательнее приглядимся к тому, что произошло. Когда землетрясение раскололо камни, тогда же оказались вскрытыми некоторые каменные гробницы в окрестностях Голгофы. Открылись не все гробницы, а лишь избранные, по смыслу — те, из которых позже вышли воскресшие “святые”. Надо думать, это были ветхозаветные “святые” (см. Пс. 33:10) — те, что жили и умерли при Моисеевом законе, что были верны своему Богу.
Когда от сотрясения открылись гробы, наверное, обнажились тела этих святых. Однако что-то предпринять по этому поводу можно было только, прикоснувшись к ним. Прикоснувшиеся к ним стали бы ритуально нечистыми (Чис. 19:11). А ритуально нечистым не разрешалось участвовать в праздничной субботней трапезе. Кроме того, людям не разрешалось в субботу работать (Исх. 20:8-11). Поэтому весьма вероятно, что трупы лежали у всех на виду до конца пятницы, всю субботу и, наверное, часть воскресенья.
Затем, через какое-то время после воскресения Христа — может, даже сразу, — Бог воскресил этих святых. Они вышли из гробов и “вошли во святой град [Иерусалим], и явились многим” (Мф. 27:53). Об этом событии мы практически ничего не знаем. Не знаем, кто воскрес, хотя подразумевается, что они были известны жителям Иерусалима. Не знаем, кому они явились, хотя то, как Матфей описывает эти события, предполагает, что многие из тех, кто тогда жил в Иерусалиме, могли засвидетельствовать правдивость его рассказа. Мы даже не знаем точной природы их воскресения. Можно только допустить, что, как и те, кто воскрес в Ветхом Завете и во время служения Христа, они со временем еще раз испытали физическую смерть.
Но несмотря на все наше неведение, все же представьте, каким важным было это событие. Не считая этого случая, количество воскресших в Ветхом и Новом Заветах можно сосчитать по пальцам — а здесь одновременно “многие тела усопших святых воскресли”! Потрясающе!
Что это означало
В этой жизни мы никогда не узнаем всех деталей этого события, которые нам хотелось бы знать. Тем не менее, нам сказано, что эти святые воскресли “по воскресении Его [Иисуса]”, а это говорит о том, что мы должны связать Его и их воскресение. Вот очевидный вывод: Его воскресение сделало возможным их воскресение — так же, как Его воскресение делает возможным наше. Павел писал: “Но Христос воскрес из мёртвых, первенец из умерших” (1 Кор. 15:20). Поэтому можно сказать, что это чудо провозглашает Божье обещание: если мы “святые” Божьи (то есть верные христиане), то и мы воскреснем к славе и могуществу Божьему “в последний день” (Ин. 6:40)! Павел пишет: “...Не все мы умрём, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит — и мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному этому надлежит облечься в нетление, и смертному этому — облечься в бессмертие. Когда же тленное это облечётся в нетление и смертное это облечётся в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: «Поглощена смерть победою». Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!” (1 Кор. 15:51-57).
Какое обещание!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можете ли вы равнодушно смотреть на крест? Небо не осталось равнодушным — оно потемнело. Камни не остались равнодушными — они раскололись. Завеса не осталась равнодушной — она разодралась сверху донизу. Гробницы некоторых ветхозаветных святых не остались равнодушными — они открылись. Сами святые не остались равнодушными — они воскресли. Не остались равнодушными даже огрубевшие сердца вокруг креста. При виде всех этих происшествий люди вскричали: “Воистину Он был Сын Божий” (Мф. 27:54; см. Мк. l5:39; Лк. 23:47, 48). А что вы скажете о себе? https://dzen.ru/a/aAKzQsOw5THEpUwV #РаспятиеКрест #ИисусХристос #Чудеса #ВсеПроповеди
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев