“Братья мои! Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. Вот мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их. Вот и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца и им проклинаем людей, сотворенных по подобию Божьему. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, этого быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братья мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза — смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду” (Иак. 3:1-12).
Это поразительно: эксперты по коммуникации подсчитали, что обычный человек каждый день говорит столько слов, что ими можно заполнить примерно двадцать страниц печатного текста. Этого хватит, чтобы за месяц заполнить две книги объемом в триста страниц, за год двадцать четыре книги и за пятьдесят лет говорения тысячу двести томов. Ясно, что говорение составляет очень важную часть нашей жизни. Это настолько важная часть нашей жизни, что большинство учебных заведений предлагает курсы, помогающие людям улучшить свою способность выражать мысли.
Иаков знает: если говорение составляет такую большую часть жизни, то наша вера должна проявляться в наших повседневных разговорах. Эта тема его волнует настолько, что некоторые назвали его послание “Учебником по развитию христианского общения”. Около двадцати процентов стихов в его послании касаются того или иного аспекта нашей речи.
Текст нашего урока, Иак. 3:1-12, представляет собой наиболее пространное обсуждение в Новом Завете того, как мы говорим. В этом отрывке Иаков указывает на самое уязвимое место, корень проблемы, — язык. Христианин двадцатого века должен признать, что эта проблема и связанное с ней учение, излагаемое в данном отрывке, относятся не только к древности. В то или иное время мы все боремся со своим языком.
ВАЖНОСТЬ ЯЗЫКА
Уже самые первые его слова в течение многих лет заставляют серьезно задуматься проповедников и учителей: “Братья мои! Не многие делайтесь учителями...” (3:1). Заявление Иакова звучит как удар. Однако из других мест Писания (Евр. 5:12; Еф. 4:11) явствует, что Иаков не намеревается привести учителей в уныние. Он говорит о том, что обязательства влекут за собой ответственность. Вот почему он хочет, чтобы мы знали: учителей будут судить более строго. Ясно, что преподавание должно считаться опасным делом для любого человека. Христианскому учителю принадлежит драгоценное наследие. Он идет по стопам иудейского раввина. Многие раввины достигли выдающихся результатов, обучая народ. Но часто к раввинам относились с таким огромным уважением, что они раздувались от гордости и самомнения, и это приводило их к краху. Уважение было настолько велико, что молодых иудеев учили относиться к раввину лучше, чем к родителям. Например, если враг осадил город и родители и раввин были захвачены в плен, в первую очередь следовало выкупить раввина. При таком почтении со стороны народа не трудно понять, как с раввином могло произойти то, о чем говорил Иисус (Мф. 23:2-7). Подобная опасность грозит учителям, особенно проповедникам, и в наше время. Молодые люди опрометчиво берутся проповедовать, руководствуясь всецело неверными мотивами,—ради славы, престижа и похвалы со стороны друзей и семьи — и бросают начатое, когда обнаруживают, что это сопряжено с переживаниями, тяжелым трудом и душевными муками. Те, кому удается удержаться, из-за этих мотивов часто становятся такими же духовно высокомерными, как раввины.
Учителя и проповедники не единственные, кого постигает искушение согрешить своим языком. Язык настолько трудно сдерживать, что каждому христианину необходимо постоянно бдительно за ним следить. Когда Иаков говорит: “Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело” (3:2), — он подразумевает, что из всего, что трудно контролировать, язык сдержать труднее всего. Если вы можете управлять своим языком, то вы сможете управлять и всем остальным.
СДЕРЖИВАНИЕ ЯЗЫКА
Из-за того, что это трудно, каждый христианин должен постоянно прилагать усилия, чтобы сдерживать язык. Посмотрите на примеры, которые приводит Иаков: удила во рту коня и руль корабля. Удила дают возможность наезднику управлять конем, а руль позволяет кормчему управлять огромным кораблем. Иаков считает, что язык управляет телом. В стихе 5 он говорит: “так и язык — небольшой член, но много делает”. Чтобы руль направлял корабль или удила — коня, требуется постоянное напряжение. Это же верно и в отношении языка: мы должны все время держать язык под контролем, или язык позволит телу сорваться с цепи.
Из примеров, приведенных Иаковом, можно сделать еще один вывод. Удила, руль и язык не только малы, но им также нужно преодолевать противоборствующие силы. Удила должны превозмогать дикую природу коня, а руль должен бороться с ветрами и течениями, которые иначе остановят корабль. Точно так же и язык человека: чтобы он находился под контролем и направлял тело, он должен преодолевать противоборствующие силы. Наша старая натура внутри и греховный мир вокруг нас ведут с нами борьбу на каждом шагу нашего пути. Нам необходимо поручить Иисусу управлять нашим языком, как жокей управляет удилами и как кормчий управляет рулем. Мы должны позволить Господу нашей жизни стать Господом наших уст. Нужно вторить молитве псалмопевца: “Положи, Господи, охрану устам моим и огради двери уст моих” (Пс. 140:3).
ОПАСНОСТЬ, КОТОРУЮ НЕСЕТ ЯЗЫК
Иаков так настойчиво призывает сдерживать язык, потому что ему известно, какую опасность несет неуправляемый язык. Сообщая нам об этой опасности, он перечисляет три вызывающих тревогу факта, связанных с неуправляемым языком.
Во-первых, он может осквернить тело. Иаков говорит: “Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны” (3:5, 6).
Он говорит, что вред, который может причинить язык, сродни вреду, причиняемому лесным пожаром. Лесной пожар может пылать неудержимо и в итоге уничтожить ценное имущество далеко от того места, где он начался. Это же верно в отношении языка. Небольшая искра от языка может зажечь большой пожар, который будет бушевать неудержимо и погубить жизни далеко от того места, где она зажглась. Неудивительно, что Иаков говорит, что он “воспаляем от геенны”. Дьявол радуется, когда мы уничтожаем друг друга подобным образом.
Во-вторых, язык невозможно укротить. “Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда” (3:7, 8) — так Святой Дух вдохновил Иакова сказать. Ясно, что сами люди неспособны сдерживать свой язык. Чтобы укротить это необузданное, неудержимое зло, нужно что-то или кто-то иной. Если большим кораблем управляет руль, то рулем управляет кормчий. И снова мы должны просить Господа нашей жизни быть Господом наших уст. Он единственный, кто обладает достаточной силой, чтобы обуздать этот яростный огонь и превратить его в источник силы.
В-третьих, Иаков говорит, что неуправляемый язык действует в противоречии с верой христианина. И подчеркнуто поясняет: “Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?” (3:11). Ответ на вопрос, заключенный в пояснении, — звучное “нет”. Для ответа “да” все наши знания пришлось бы перевернуть с ног на голову. Иаков продолжает приводить иллюстрации: “Не может, братья мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза — смоквы...” (3:12). Он хочет, чтобы христиане поняли, что нет ничего более несообразного, чем когда христианин использует свой язык для пения хвалы Богу в воскресенье, а затем поворачивается и проклинает своего ближнего остальную часть недели. С христианином, который проклинает, бранится или сплетничает, далеко не все в порядке (Прит. 4:23; Мф. 15:18). Никто не причислит к списку выдающихся христиан человека, который известен своим сквернословием, грязными шутками и распространением свежих сплетен. Почему? Потому что даже мир сознает, что иметь неуправляемый язык несообразно с христианскими принципами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Псалмопевец сказал: “Буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои...” (Пс. 38:2). Каким образом мы позволяем нашей вере изменять нашу жизнь? Делая Иисуса Господом нашей жизни! И нет ничего важнее в осуществлении этого, чем позволить Ему управлять нашей речью! https://dzen.ru/media/sbogom/obuzdanie-iazyka-649b566677d6697bd00e7f6c #ВсеПроповеди #Христиане
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев