https://zen.yandex.ru/media/sbogom/izuchenie-rasshirennogo-konteksta-otryvka-61b8aa5f23760e0db2bf2287 =
С чего начинать, приступая к толкованию отрывка? С контекста. Старое изречение предупреждает: «Текст, вырванный из контекста, может стать оправданием чего угодно». Поэтому самое важное правило, когда вы хотите понять, что имеет в виду Библия, — это «Всегда истолковывайте отрывок с учетом его контекста».
Следствие этого правила — не начинать толкование отрывка с определения значения слов в стихе. Вначале нужно рассмотреть его контекст. Сегодня мы поговорим о том, как начинать двигаться к этой цели, а начинать надо с изучения «расширенного контекста».
Что такое «расширенный контекст»?
БИБЛИЯ В ЦЕЛОМ
Во-первых, каждый стих нужно стараться понять в контексте всей Библии. Библию нужно толковать приблизительно так же, как мы оцениваем картину. Разве, глядя на картину или какое-нибудь другое произведение искусства, мы начинаем с разглядывания деталей? Нет, мы смотрим на картину в целом. И только составив впечатление от всей работы, мы начинаем рассматривать ее по частям, отмечая мазки кистью, которыми художник изобразил мелкие детали. Подобным же образом, чтобы понять и оценить какой-нибудь стих в Библии, мы должны сначала посмотреть на Библию в целом, а уж затем определять, как изучаемый нами отрывок вписывается в картину.
Библия — это одна книга одного автора: Бога. У нее один главный герой: Иисус Христос. Она рассказывает одну главную историю: как Бог через искупление в Иисусе Христе возвращает к Себе род человеческий, который был отделен от Него по вине греха в Эдемском саду.
Тот факт, что Библия это одна книга, для толкователей означает следующее. (1) Мы должны думать, как изучаемый нами отрывок вписывается в общую историю искупления. (2) Толкование отдельного отрывка должно согласовываться с учением Библии в целом. Например, Бог велел Аврааму принести своего сына Исаака в жертву (Быт. 22:1-14). Начинающий изучать Библию из этого отрывка может сделать опрометчивый вывод, что Бог одобряет человеческие жертвы и требует, чтобы мы и сегодня делали то, что Он просил сделать Авраама. Однако тот, кто знаком с содержанием Библии в целом, понимает, что Бог не одобряет человеческих жертвоприношений; знание этого повлияет на то, как он поймет Божье повеление Аврааму.
ВЕТХИЙ ИЛИ НОВЫЙ ЗАВЕТ
Во-вторых, чтобы правильно понять отрывок, нужно смотреть, находится он в Ветхом или в Новом Завете.
Хотя Библия это одна книга, это также и две книги: Ветхий Завет и Новый Завет. Ветхий Завет рассказывает о грехопадении человека, а затем о том, как Бог начал готовить спасение падшего человечества, призвав Авраама, как Он произвел от Авраама народ, через который должен был прийти Мессия, и как затем работал с этим народом, готовя мир к приходу Мессии. Ветхий Завет был написан об израильтянах и для израильтян. Новый Завет рассказывает, как обещанный Мессия пришел. Он описывает Его жизнь, смерть, воскресение и вознесение; подробно излагает, как Он установил Свою церковь; сообщает, чего Он ждет от церкви; обещает, что Христос придет снова и спасет Свой народ. Новый Завет был написан для последователей Христа и о Его последователях.
Следует спрашивать, как читаемый текст соотносится с общим повествованием и с назначением того Завета, в котором находится. Применяя Писания к своей жизни, мы не должны думать, что то или иное ветхозаветное повеление или пример обязательны для христиан сегодня. Новый Завет учит, что Ветхий Завет с Его законом упразднен, и сегодня люди должны слушать и исполнять то, что сказал Христос (см. Гал. 3:24, 25; Еф. 2:15; Евр. 1:1, 2; 8:13).
ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРЫ
В-третьих, поскольку Библия состоит из книг, написанных в разных литературных жанрах, следует обращать внимание на то, в какой именно части Ветхого или Нового Завета находится изучаемый отрывок. Ветхий Завет содержит закон, историю, поэзию и литературу мудрости, а также пророчества. Новый Завет включает в себя евангелия (или биографии), историю (Деяния), послания (письма) и книгу Откровение, которую часто классифицируют как пророчество.
Это важные отличия, так как к разным видам литературы нельзя подходить одинаково. Не каждый отрывок можно рассматривать так, как если бы это был закон.
СОБРАНИЕ КНИГ
В-четвертых, расширенный контекст отрывка может включать даже не одну книгу Библии, а несколько. При изучении двух новозаветных книг, написанных одним автором тем же получателям — как в случае с Евангелием от Луки и Деяниями, 1 и 2 Коринфянам, 1 и 2 Фессалоникийцам, 1 и 2 Тимофею, — каждый отрывок следует истолковывать в свете обеих книг. В Ветхом Завете первые пять книг, или Пятикнижие, были написаны одним автором, Моисеем. Поэтому расширенным контекстом любого текста, находящегося в той или иной из этих книг, является всё Пятикнижие.
Также и в исторических книгах Ветхого Завета расширенный контекст часто выходит за рамки одной книги. В некоторых случаях — 1 и 2 Царств, 3 и 4 Царств, а также 1 и 2 Паралипоменон — две книги изначально были одной книгой. Кроме того, книги Иисуса Навина, Судей и Царств писались, компоновались и воспринимались как единое целое. (В еврейской Библии они называются «ранние пророки»). Эти книги, хотя и содержат ранний материал, явно завершены в одно время, примерно в середине VI века до н.э. Следует спросить: «Объединены ли эти книги одной темой или одним принципом построения?»; «Есть ли у них общий сюжет?» Эта совокупность книг начинается описанием входа в Ханаан и заканчивается вавилонским пленением. Их можно назвать «История Израиля в земле: от входа до изгнания». Приняв во внимание этот факт, мы увидим, что их целью было преподать (закрепить) урок: если израильтяне будут жить по закону, им будет позволено остаться в земле. Однако Израиль не захотел жить по закону, и поэтому люди были взяты из земли. Любой текст в любой из этих книг следует понимать в свете этой общей темы.
ОТДЕЛЬНАЯ КНИГА
Последний и самый важный аспект расширенного контекста, который мы должны принимать во внимание, это сама та книга, в которой находится искомый отрывок. Как Библия в одном смысле представляет собой одну книгу, а в другом — две, так она является еще и собранием из шестидесяти шести книг, написанных приблизительно за 1500 лет примерно сорока разными авторами. Хотя все авторы были вдохновлены Богом, каждый писал в конкретных исторических обстоятельствах, ставя перед собой конкретную цель. Поэтому каждого из них нужно толковать и понимать в свете той исторической ситуации, в которой была написана книга, с учетом авторского замысла и аудитории.
Для достижения этой цели мы должны рассматривать всю книгу в целом и стараться понять, какую весть она несла своим первым читателям. А ознакомившись с книгой в целом, мы будем готовы более тщательно всмотреться в толкуемый нами текст, чтобы увидеть, как он способствует раскрытию вести книги.
Вопросы, на которые необходимо дать ответ
Чтобы понять книгу в целом, сначала нужно постараться дать ответы на такие вопросы:
1. АВТОР. Кто написал ее?
2. ДАТА. Когда она была написана?
3. ПОЛУЧАТЕЛИ. Кому она была адресована?
4. МЕСТО (МЕСТА). Где находился автор, когда писал эту книгу? Где были первые получатели, прочитавшие ее?
5. ИСТОРИЯ. Когда и как произошли описываемые в книге события? Какой была историческая ситуация во время написания книги? Что послужило поводом для ее написания?
6. ЛИТЕРАТУРНАЯ ФОРМА, ИЛИ ЖАНР. В каком жанре написана книга?
7. НАЗНАЧЕНИЕ, ЦЕЛЬ. Самый важный вопрос — «Зачем?»: «Зачем была написана эта книга?» Какую цель преследовал автор? Чего он надеялся достичь? Какую он ставил перед собой задачу? Если мы не представляем себе, каково было назначение книги в целом, мы не готовы толковать какой бы то ни было отрывок из нее!
8. ВЕСТЬ, ТЕМА. С назначением тесно связана весть, или главная мысль, тема книги. Иногда они могут совпадать, но во многих случаях их можно различить. Назначение, цель — это то, чего автор надеялся достичь. А весть, тема, или главная мысль — это как он пытался этого достичь.
9. ПЛАН. Какой план можно составить к содержанию книги? Как она построена? Составление плана к книге не только облегчает нам возможность увидеть, о чем эта книга в целом, но и показывает, как общая тема развивается на протяжении всей книги.
Не все эти вопросы одинаково применимы ко всем книгам. В некоторых не назван автор, другие (Псалтирь и Притчи) писались в течение длительного периода времени, к третьим трудно или вовсе невозможно составить план, а в отношении четвертых трудно сказать что-либо более или менее определенное о дате написания, адресате или исторических обстоятельствах. Однако мы всегда можем прийти к тому или иному заключению относительно назначения и/или темы книги, читая ее. Кроме того, усилия, потраченные на попытку определить обстоятельства, в которых была написана книга, не будут потрачены впустую: они помогут нам толковать тот или иной отрывок из этой книги.
Использование в толковании предварительных соображений: три примера
Чтобы проиллюстрировать, как общее восприятие книги влияет на толкование, приведем три примера, взятые как из Ветхого, так и из Нового Заветов. Эти примеры показывают, как знание того, кто написал книгу, а также когда, зачем и кому она была написана, может помочь нам лучше понять любое место в этой книге.
Откровение. Давайте начнем с конца: подумаем о книге Откровение. Ни одна книга Библии не подвергалась большему количеству толкований, чем эта. Можно ли, тщательно изучив предварительную информацию об этой книге, узнать что-то такое, что сузит рамки возможных толкований?
Книга Откровение была написана для и о страдающей, гонимой церкви. Как явствует из ее содержания, ее целью было дать утешение и надежду этой страдающей церкви. В чем важность такой информации? Книга была написана христианам I века и содержала специфическую весть именно для них. Предполагалось, что они поймут то, что прочтут в ней, и в каком-то смысле повинуются прочитанному. В Отк. 1:3 сказано: «Блажен читающий и слушающие слова пророчества этого и соблюдающие написанное в нем, ибо время близко». А Отк. 22:7 добавляет: «Се, гряду скоро; блажен соблюдающий слова пророчества книги этой».
Что все это значит для толкования? По меньшей мере, следующее: любое толкование книги, которое не имело бы абсолютно никакого смысла для первых читателей, не может быть правильным.
Достаточно только подумать о первых читателях и о том, как они должны были отреагировать на книгу, и это уже поможет установить определенные параметры того, как толковать ее: она должна толковаться таким образом, чтобы первые читатели могли понять ее и в определенном смысле повиноваться прочитанному.
Экклесиаст. Теперь возьмем книгу Экклесиаста. Это одна из книг поэзии в Ветхом Завете; она также классифицируется как литература мудрости. Цель книги Экклесиаста — проиллюстрировать суету — бессмысленность и тщетность — жизни. Автор начинает так: «Суета сует, все — суета!» Затем он говорит, что почти все из того, на что люди тратят свою жизнь и для чего работают, в конечном итоге того не стоит (см. 1:17; 2:11, 17, 19, 21, 23, 26; 3:19; 4:4, 7, 16; 6:2; 7:6). К таким выводам автор пришел, глядя на жизнь «под солнцем» (см., например, 6:12), то есть без Бога. Когда мы смотрим на жизнь и этот мир «под солнцем», то всё почти или вовсе не имеет смысла. Вся книга идет к своей кульминации в последних двух стихах: «…бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека…» (Еккл. 12:13, 14).
Общий замысел и тема книги очевидны. Все в этой книге должно истолковываться в свете этого замысла. Соответственно, никакие места в ней нельзя вырывать из их контекста и использовать в попытке доказать что-то. Например, в Еккл. 9:5 сказано: «…мертвые ничего не знают». Доказывают ли эти слова то, что, когда человек умирает, он перестает существовать или что его душа спит до Судного дня? Нет, потому что автор описывал жизнь «под солнцем» — такой, какой она представляется на земле тому, кто не думает о Боге. Если посмотреть на мертвое тело с земной точки зрения, то можно сделать вывод: «Мертвые ничего не знают; у них больше нет сознания». Разумеется, мы знаем, чему Библия учит в других местах, и потому знаем, что подобное утверждение не отражает библейское учение о состоянии мертвых. Поэтому не следует на основании книги Экклесиаста пытаться доказывать теорию «сна души». Точно так же не следует на основании этой книги пытаться доказывать никакую другую доктрину, кроме того урока, которому она явно учит.
Бытие. Давайте теперь завершим самым началом, примером из первой книги Ветхого Завета, Бытие. Если бы мы писали введение к Бытию, то мы бы рассмотрели, кто написал эту книгу, когда она была написана, а также другие подобные вопросы. Однако самый важный вопрос, наверное, — «Зачем она была написана?», «Какова ее цель?» Мы бы попытались определить ее главную весть и понять, что извлекали из нее первые читатели.
Когда сегодняшние христиане читают и истолковывают Бытие, то, как правило, они таких вопросов не задают. Они читают эту книгу ради примеров веры. Бытие действительно содержит подобные примеры (см. Евр. 11), но даже величайший пример веры в Бытии — Авраам — был подвержен ошибкам. Иногда он утрачивал свою веру. Это заставляет нас усомниться в том, что главная цель Бытия — дать примеры ныне живущим людям.
Другая ошибка толкования видится в том, как мы обычно истолковываем Бытие сегодня. Объясняя первые две главы Бытия, мы можем долго доказывать, что Быт. 1 — правдивый рассказ о начале начал, а теория эволюции неверна. Хорошо ли так толковать?
При обсуждении теории эволюции мы неизбежно исследуем Быт. 1 и 2. Тем не менее, нужно спросить, так ли уж необходимо опровергать теорию эволюции, когда наша главная цель — понять и объяснить эти главы. Разве первые читатели поверили бы в теорию эволюции? Вряд ли; практически все, кто жил в древние времена, верили в сверхъестественное происхождение вселенной.
Значит, автор Бытия не ставил себе цель противопоставить изложенный в главах 1 и 2 сверхъестественный взгляд на происхождение взгляду, отрицающему чудеса. Его целью, скорее, было противопоставить взгляд на сотворение мира Богом — Яхве — взгляду на сотворение мира богами (множественное число), в чем были убеждены другие древние народы.
Несомненно, Быт. 1 и 2 — это правдивый рассказ о начале всего сущего. Несомненно также, что мы можем и должны изучать эти две главы, когда сталкиваемся с любым ложным взглядом на происхождение, например с теорией эволюции. Однако, чтобы понять Быт. 1 и 2 так, как эти главы понимали первые читатели, не нужно сосредоточивать внимание на теории эволюции; лучше спросить: «Каково назначение этого отрывка в свете назначения всей книги?»
Итак, каково же назначение всей книги в целом? Вероятно, в Быт. 12:1-3, где говорится о зове к Аврааму и о завете, который Бог заключил с ним, и кроется главный ключ к пониманию замысла книги. Все, что было до того, представляло проблему: грех! В этом зове мы видим решение: через Авраама будут благословлены все народы. Остальная часть Бытия повествует о семени Авраамовом — как оно зародилось, как выжило, как благоденствовало и разрасталось — все ради того, чтобы могло исполниться обетование Аврааму и через Авраама. Значит, главная весть Бытия состоит в том, что Божье решение проблемы греха лежит в зове к Аврааму и его избранным потомкам. В Быт. 1 и 2 автор готовит почву для этой истории, рассказывая о происхождении человека и о его связи с Богом.
Общая весть Бытия имеет и другие смыслы, подлежащие толкованию. Например, важная истина в связи с историей Иосифа заключается не столько в его достойной восхищения личности, сколько в том, что благодаря Иосифу была сохранена жизнь народу Иакова (или Израиля). Толкование любой части истории Иосифа должно подчеркивать этот факт. Как понять, о чем та или иная книга Библии? Первое, что нужно сделать, это прочитать ее всю до конца, лучше за один раз. Когда мы читаем всю книгу целиком, то во многих случаях воспринимаем ее так, как воспринимали ее первые читатели. Читая ее всю от начала до конца, мы можем понять — как понимали они — замысел автора и то, как он раскрывает его.
Нам могут пригодиться ответы на предварительные вопросы о той или иной книге Библии, почерпнутые в разных источниках. Однако ничто не должно заменять самостоятельного чтения книги и собственных выводов, особенно в вопросе о том, в чем общий смысл этой книги. Следует анализировать главную мысль, тему, или весть, книги, спрашивая себя, что автор хотел донести и какую главную мысль должны были извлечь из нее читатели. Читая, мы можем сами прийти к предварительным выводам. А уж потом можно обратиться к другим источникам.
После того как мы пришли к выводу о главной цели, теме, или вести, книги, можно попытаться понять толкуемый нами отрывок в свете этой вести. Есть одно хорошее правило: автор книги Библии никогда не скажет ничего такого, что будет противоречить основной вести книги или не будет способствовать раскрытию ее замысла. https://zen.yandex.ru/media/sbogom/izuchenie-rasshirennogo-konteksta-otryvka-61b8aa5f23760e0db2bf2287 #Заблуждения #Библия #Проповедование #ВсеПроповеди
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2